С каждым днем уровень преступности в мире резко возрастает, в особенности уровень детской преступности. Самыми опасными преступниками сегодня становятся не уголовники-рецидивисты, а группы 12—13-летних подростков. Тысячи преступлений в России ежегодно совершают именно несовершеннолетние.
(Окончание. Начало в № 8 (65) август 2009 г.)
Кто виноват?
В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же виноват в преступлениях этих детей? Одна часть, даже не задумываясь, скажет о виновности самих преступников, а кто-то вспомнит о семье, соседях, школе, улице и др. Наверное, виноваты все вместе. Семья — в лице родителей, недодавших любви своему ребенку; соседи — в боязни, равнодушии и преступном молчании; школа — в неприятии и непонимании, порой доходящих до безучастия учителей и руководства образовательного учреждения, и т.д.
Конечно же, полная ответственность за совершение преступления ложится на самого преступника, но не меньшую долю вины несут на себе и те, кто создал условия к такому действию, а также те, кто не смогли вовремя остановить потенциального преступника.
Попечительство Церкви
В России забота о нищих, больных и заключенных искони принадлежала прежде всего Церкви. В дореволюционной России благотворительное служение в пенитенциарных (тюремных) учреждениях носило название «попечительство» — оно осуществлялось до 1917 года и возобновилось в 90-е годы прошлого века. В наше время государство взяло на себя социальные обязательства по отношению ко всем слоям общества, в том числе и к заключенным. Церковь и государство плодотворно сотрудничают по многим направлениям. Сегодня священнослужители, главным образом Русской Православной Церкви, окормляют практически все учреждения УИС, осуществляя свое служение безвозмездно и на добровольной основе.
В странах Западной Европы институт пенитенциарного капелланства (тюремного священства) действует по иным принципам. Например, пенитенциарные капелланы в основном освобождены от других послушаний. Их деятельность в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется на постоянной основе. Труд капелланов оплачивается либо из государственного бюджета (как, например, в Италии), либо самой Церковью.
В настоящее время в Колосовской колонии духовное окормление ведут три православных священника — клирики Калининградской и Балтийской епархии. Летом 2008 года Епископ Балтийский Серафим благословил строительство православной церкви на центральной территории Колосовской колонии. В одном из помещений отряда несовершеннолетних воспитанников располагается молельная комната, куда по желанию осужденные могут прийти помолиться, поставить свечи, взять для чтения духовную литературу.
Опыт работы в колонии
Вспоминаю, как перед первой встречей с несовершеннолетними воспитанниками начальник охраны предупредил меня об осторожности в общении, так как дети — это самый трудный контингент осужденных.
Действительно, регулярная работа с ними — это тяжелый труд. Дело в том, что в большинстве своем осужденные подростки — это пессимистично настроенные, считающие себя невиновными люди. Каждый день проходит для них в неволе, против их желания и, как они считают, — однообразно. Отсюда рождается уныние и нежелание делать что-либо полезное и доброе. Находиться 24 часа против своей воли на виду у сотрудников и своих же соратников, проводить весь день по расписанию не очень приятно и радостно для любого человека, тем более для подростка.
Кто же виноват в преступлениях этих детей? |
Для того, чтобы в жизнь осужденного пришло осознание греха и раскаяние в нем, необходимо участие самого священника. Деятельность священника в местах лишения свободы во многом заключается в подготовке заключенных к исповеди. Для этого в том числе необходимо проводить просветительскую работу, в которой раскрываются азы православной духовно-нравственной культуры. Беседы на эту тематику помогают осужденным прислушаться к голосу своей совести.
Чаще всего человек обращает свой взор к Богу, к своей душе именно тогда, когда он испытывает трудности и ущемление, будь то болезни, заключение и т.д. Следовательно, заключение может подвигнуть осужденного к переосмыслению своей жизни и своих поступков, а для священника это та среда, где он всегда особенно востребован.
Однако с несовершеннолетними не все так просто.
Ребенок, оказавшийся в колонии, теряет не только ощущение реальности, но и все социальные связи. Полноценно подготовить таких ребят к серьезной исповеди без просветительской работы, без регулярных бесед на духовно–нравственные темы просто невозможно. Ставить свечки и молиться своими словами осужденные могут, а вот исповедаться в своих грехах решаются единицы.
Некоторые из осужденных думают о побеге и возможности зачина беспорядков, зачастую ими совершаются членовредительства, а суицид становится обыденным явлением. Умышленно нанесенные ранения считаются самым обычным методом самоубийства. Чаще всего используются такие режущие и колющие предметы, как вилки, ножи, бритвы, части провода, лезвия, гвозди. Некоторые заключенные просто глотали инородные предметы, а также резали себе вены, горло, животы с помощью обыкновенной бумаги.
Почему?..
На вопрос, почему в таких учреждениях подростками иногда совершаются попытки самоубийства, ответ однозначен: духовная опустошенность, а отсюда, как следствие, неспособность отвечать за свои проступки; нежелание жить и исправляться; легкомысленное отношение ко всему и всем; ненависть и агрессия и т.д. Этот список осложняет воспитательную работу всех специалистов, включая психологов, педагогов, священников.
В пастырской и просветительской деятельности, проходящей в колонии, хочется надеяться на то, что преступники, выйдя на волю, не повторят тех ошибок, которые явились причиной заключения. Поэтому, когда мне говорят о том, что наша деятельность не дает сразу видимых результатов по типу «здесь и сейчас», я всегда отвечаю, что есть надежда на то, что хотя бы не произойдет рецидива.
Многие психологи считают, что более чем 2—3 года, а то и меньший срок, подросток нормально, без ущерба своему внутреннему состоянию, провести в колонии не может, а это вполне достаточный срок для «обучения». Вероятно, это мнение психологов обусловлено именно желанием не допустить укоренения в сознании подростков «правил зоны», которые широко распространены среди взрослых заключенных. Эти правила легко усваиваемы детской надломленной психикой, особенно в юном возрасте: «сильный всегда прав»; «выживает сильнейший»; «украсть проще, чем заработать»; «за обиды надо мстить» — на таких «истинах», приобретающих в устах «старших товарищей» еще более извращенное значение, и формируется юное сознание в «зоне».
В связи с этим большинство правозащитников добиваются того, чтобы тех осужденных, которые только что миновали порог несовершеннолетия, не спешили по этапу переводить во взрослую тюрьму.
Не терять надежды
«Малолетка на зоне — стопроцентный уголовник на всю оставшуюся жизнь и инвалид», — так считают многие пессимистично настроенные люди. В какой-то мере в этом утверждении есть доля правды. Но нельзя эту долю выводить на уровень закономерности. К великому счастью, есть те, кто серьезно раскаивается в содеянном преступлении.
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» |
Наверное, кто-то возразит мне и скажет, что легко так оптимистично относиться к малолетним преступникам и думать о них тем, кто никогда не сталкивался с ними, с их преступлениями, кто «по счастливой случайности» не стал жертвой, кто не работает с ними ежедневно, как сотрудники службы исполнения наказаний, и т.д. Но для любого верующего христианина пример Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который в смертных муках, вися на кресте, простил покаявшегося разбойника, а также пример Его прощения предательства и отречения учеников и каждого из нас, ежедневно совершающих грехи, выше всех этих человеческих рассуждений. Сам Бог дал нам пример отношения к павшему человеку.
Такое отношение побуждает многих осужденных к осознанию своей вины и дальнейшему исправлению. Конечно, случаи рецидива — нередкое явление среди подростков, но это никак не дает право терять надежду на преображение личности. Ведь в большинстве случаев молодых людей толкают на преступление жестокие обстоятельства: разлад в семье или ее отсутствие, тяжелое материальное положение, невозможность сопротивления современному обществу, насаждающему культ лжи, насилия и денег, а самое главное — неимение духовных ориентиров. Тем людям, которые не проявляют милосердия к осужденным, стоит задуматься о том, что совершенно неизвестно, как повели бы себя в таких условиях они сами; недаром ведь сложилась в русском народе пословица: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».
Памятка для взрослых
А нам, взрослым родителям, задумывающимся об осужденных, необходимо еще более серьезно задуматься о собственных детях, которые зачастую лишены нашей любви, заботы и ласки, которых мы не хотим и не умеем понимать, на которых нам якобы не хватает времени. А результат не заставит себя долго ждать, свидетельством чему являются множество печальных примеров.
На вопрос, чем реально можно помочь ребятам, находящимся в заточении, отвечу так: в первую очередь, своим личным деятельным участием и неравнодушием; ответственным воспитанием и заботой; своей личной молитвой об их изменении и примером в жизни. Если есть возможность, то не будет лишней и материальная забота: книги, канцелярские товары, предметы личной гигиены и т.п., которые можно принести в храм к батюшке для передачи осужденным.
И дай Бог, чтобы и к нам в будущем были обращены слова Господа Иисуса Христа из Евангельской притчи о Страшном Суде: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли или нагим и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:34—40).