|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (66) сентябрь |
|
|
ЧЕМ ИСКУШАЕМСЯ?
Зачастую в православных кругах приходится слышать пресловутое: искушение. Искушение дома, искушение на работе или, как сейчас принято говорить, в офисе, искушение на клиросе и даже в алтаре. Поставил на газ чайник и забыл — искушение, проспал и опоздал на работу — искушение, сфальшивил на клиросе — искушение, не положил ладан в кадило — оно же. Создается впечатление, что, с одной стороны, для православных слово «искушение» заменило одновременно сразу все существующие бранные слова, а с другой — стало лучшим способом переложить ответственность за свои собственные ошибки на «кого-нибудь», кто подальше. В первом случае речь идет об обыкновенном искажении смысла слова, что сегодня встречается сплошь и рядом. Во втором все гораздо интереснее.
И действительно, слово «искушение» часто употребляют, когда допущена промашка, когда что-то не получается, валится из рук или, например, когда справедливо достается от начальства. Вот тогда сразу оно тут как тут. Недавно я побывал в одной православной организации. Надо сказать, договоренность о том, что я туда приеду именно в этот определенный день, существовала уже за неделю до моего появления. Узнав, что приехал человек получить необходимые и очень важные документы, сотрудники организации неожиданно стали бегать взад и вперед по офису, что-то кричать друг другу и, главное, буквально ежесекундно повторять: «Ох, искушение». С трудом разобрав в общем хаосе некоторые фразы, я понял, что документы, которые для меня были приготовлены и уже три дня как лежали на столе у секретаря, таинственным образом исчезли. Словом, в православном учреждении случился полтергейст. Через несколько минут выяснилось, что по невнимательности секретарь отдала документы совсем другому человеку, который к тому времени находился уже на полпути в Новосибирск. Как водится, долго твердили: «Вот видите, какое искушение». Собственно, из-за чего пропали документы — из-за козней лукавого или из-за расхлябанности секретарши, выяснить так и не удалось. Я склонялся ко второму. Со мной в принципе соглашались, но уверяли в первом.
Слово «искушение» стало лучшим способом снять с себя ответственность |
Разумеется, о том, что лукавый не дремлет и создает ситуации, которые подталкивают человека к совершению греха, забывать нельзя. То, что искушения действительно есть, нам свидетельствует Священное Писание (Мф 4:1—11). Но разве с ними нельзя бороться? По этому поводу вспоминается рассказ из Патерика. Великим постом игумен, обходя монастырь, увидел, что в келье монах над свечкой запекает себе яйцо. Авва сразу же обличил нерадивого монаха, на что тот отвечал: «Прости меня, отче, бес попутал…» Неожиданно из-под печки появился бес и прервал инока: «Не верь ему, отче, я тут сам у него учусь». Эта назидательная история помогает уяснить главное: человеку дана свободная воля и, как бы бес его ни «путал», виноват всегда будет он сам. В любой ситуации — даже самой странной и самой глупой — у человека существует возможность выбора. Кроме того, по слову апостола Павла, искушение никогда не посылается человеку сверх сил (1 Кор 10:13). Поэтому как бы ни хотелось нам выглядеть в глазах Божиих и наших ближних несчастной жертвой бесовских проделок, ответственность за совершенные деяния всегда будет лежать на нас. Именно нам решать, как вести себя, какие действия предпринять, как поступить в той или иной ситуации. Повторюсь: враг не дремлет, но насколько эффективными будут его старания, зависит от личного выбора человека.
Злые духи действуют всегда; действовали они и во времена Спасителя. В Евангелии, между прочим, есть четкое указание, как следует бороться с искушениями, а вернее, как их предупреждать. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение», — призывал Господь учеников Своих в Гефсиманском саду (Мк 14:38). Разумеется, бодрствовать (то есть быть всегда начеку) и молиться чрезвычайно трудно, и даже апостолы не выдержали и уснули. Но если иметь перед собой слова Спасителя как образ, к которому нужно стремиться, то становится ясно: начинать нужно с малого — с воспитания в себе таких качеств, как собранность, внимательность, прилежание, и тогда необходимость сетовать на козни бесовские во многих случаях отпадет сама собой.
Как ни странно, сейчас поводом вспомнить, что лукавый действует в мире, часто становится отсутствие профессионализма и должной квалификации. Совсем недавно я узнал, что есть якобы такое существо — «клиросный бес». Об этом понятии я ни разу не слышал, а потому подумал, что оно маргинальное и среди клирошан не распространено. Мое мнение изменил разговор с одной молодой регентшей, которая жаловалось на то, что подопечные ее плохо пели за богослужением. По ходу разговора выяснилось, что во всех бедах виноват не кто иной, как вышеупомянутый «клиросный бес», который постоянно заставлял певчих то смеяться, то даже ругаться друг с другом. На предположение, что, может быть, на клиросе стоит вести себя более сдержанно, не болтать и не смеяться, собеседница отвечала, что полностью с этим согласна, но только, мол, болтать и смеяться певчих заставляет все тот же бес. В итоге все получилось, как в Писании: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3:13). А ведь ложный стыд прародителей и стал причиной их изгнания из рая! После этого разговора я понял, что существует «учение», согласно которому «клиросный бес» не единственный в своем роде! Наверняка существует «алтарный бес», который постоянно наводит на уставших пономарей сон, «трапезный бес», сеющий смуту среди поваров; еще особый бес обитает за свечным ящиком.
Решил проверить свои догадки, что называется, опытным путем. Случай представился сам собой. Утром пришел в храм на богослужение. Прочитали часы, началась Литургия. Неожиданно после возгласа «Святая святым» мимо меня молнией промчался пономарь и подбежал к столику, где бабушки готовили запивку для причастников. «Матушки, — задыхаясь, прошептал служащий алтаря, — искушение… дайте кипятка срочно… ой, искушение…» «Понятно, — подумал я, — забыл согреть воду для теплоты — бес попутал».
Окончание следует.
Ф. Пономарев
|