|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (67) октябрь |
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА
Письмо № 184
Наставление ко спасению
С Божией помощью отвечаю на письмо Ваше. Сказал Господь: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан 6:44). Итак: хотя орудие призвания — человек, но призвание — Божие; призывающий — Бог. Ощутив это призвание, которое сделалось нам слышимым по совершении уже многого пути в земном странствовании, не ожесточите сердца Вашего. А ожесточается оно лестью греховною, как сказал святой апостол Павел. «Смотрите, братия, — говорит он, — чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр 3:12).
Не советовал бы я Вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств Ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть греховные навыки, качества сердца. Грехи, сделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производству в нас смущения и уныния, хотя по наружности и облечена в благовидность добра. Нужно это черное покрывало для иноков, чтоб закрывать ими лучи благодати, сияющие из ума их и сердца; нужно это черное покрывало для иноков уже преуспевших, которых зрение греховности своей не может привести в безнадежие, приводит только в смирение. Так некогда носил покрывало на сияющем лице своем Боговидец Моисей.
Надо признавать — и это признание будет вполне справедливым, — надо признавать, что все мы, люди, находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе. Это — следствие нашего падения, совершившегося чрез принятие лжи за истину; так всегда падаем и ныне. Оттого в нас такая переменчивость! Утром я таков, к полудню иной, после полудня еще иной, и так далее. Оба мира действуют на меня, я подчинен обоим им, в плену у обоих их. Мир духов действует чрез помышления в сердечные ощущения; мир вещественный — чрез чувства телесные. Оба манят ко вкушению плода запрещенного. Телесным чувствам, зрению, слуху, осязанию представляется этот плод прекрасным; помысел — слово невидимого существа — внушает, твердит: «Вкуси, узнай!» Манит любопытством, подстрекает тщеславием. Раздается в душе нашей голос обольстителя, голос, который услышали, во-первых, наши прародители в раю; раздается голос: «Будете как боги». Раздается и соблазняет; соблазняет и убивает. Потому-то дана человекам новая добродетель: смирение, дано новое внутреннее делание: покаяние. И делание, и добродетель — подлинно странные! Они радикально противоположны тому, чрез что мы пали. Покаянием умерщвляется пагубное влияние чувств телесных; а смирением уничтожаются высокоумие, тщеславие, гордость житейская — словом, все, что человека, попросту сказать, с ума сводит.
Живите терпеливо и постоянно, в покаянии и смирении, предавайтесь воле Божией… |
Как же быть? — Не должно смущаться бывающими переменами, как чем-то необыкновенным; не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякого лишь признавшего греховность свою приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это, разумеется, не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.
Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу. Борьба при праздности возводит в сильный подвиг, позволительный только тому, кто к нему вынужден обстоятельствами или приведен Богом. Благоразумие требует не выходить на борьбу, превышающую силы, напротив того, по возможности облегчать ее для себя. Веруйте Всемогущему Богу, надейтесь на Него, живите, живите в простоте, в покаянии и смирении, предавайтесь воле Божией; когда случиться сбиться с истинного пути, снова на него направляйтесь — и спасетесь.
Письмо № 187
Брань духовная
Будь храбр, сражайся мужественно, стойко, упорно. От лености не предавай победы врагу. После поражения не унывай: снова за меч и — на сраженье! Язвы, полученные в бою, цели покаянием. Вот регул для невидимой душевной брани.
Кому Господь захочет даровать духовное преуспеяние, попускает брани. Душевное искушение выминает, усмиряет человека, как коня — гонка на корде. Победителю дозволяется вход на вечерю благодати. И входит он, и вкушает, и наслаждается за вечерею Господа своего, как воин на пиру у царя, воин, доказавший преданность свою царю постоянством, мужеством, самыми язвами, победою.
Христос с тобою. Он да укрепит тебя.
Епископ Игнатий Брянчанинов
|