|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (67) октябрь |
|
|
Эволюция духа
С древности в числе многих почитаемых качеств личности, как правило, называют мудрость. Как вы думаете, какая мудрость является истинной и какие она должна приносить плоды? Почему мы так уважаем мудрость и всем ли возможно ее достичь? Быть может, это дар или все-таки что-то приобретаемое? С этими вопросами мы и обратились к нашим современникам.
Юлиана (28 лет, служащая банка)
Мудрость истинная — это тот опыт, те знания, которые помогают преодолевать жизненные испытания, предотвращают повторение ошибок и направляют человека на пути к духовному совершенствованию. Существует понятие об общепринятой мудрости — сумме тех жизненных навыков и знаний, норм морали, которые накапливались и формировались в течение жизни многих поколений людей, некая житейская мудрость, которую можно брать за основу бытия. Однако человек способен приобретать свою собственную мудрость исходя из своего жизненного опыта, воспитания, привитой морали и нравственности, мотивов и целей поведения. И вот такая мудрость может быть истинной только для этого человека и тех, кто ему безусловно доверяет. Я считаю, что такая субъективная мудрость может приносить плоды разного характера, так как все зависит от того, что было заложено в фундамент этой мудрости. А истинная мудрость может приносить положительные плоды для любого и каждого. Кто к ней приобщится, для того она будет способствовать духовному взрослению и становлению.
Да, мы уважаем мудрость, так как это духовный опыт, который невозможно получить при рождении, а возможно выработать в себе только лишь в процессе жизни при условии верного духовного развития и постоянного самосовершенствования. Думаю, что достижение мудрости под силу любому человеку, однако не стоит забывать, что это тяжелый и ответственный труд с самим собой и над самим собой.
Я считаю, что мудрость даром быть не может, так как она есть эволюция духа, а природные способности могут лишь способствовать ее накоплению.
Михаил (32 года, инженер)
Я считаю, что мудрость — это способность видеть последствия своих и чужих поступков на основе богатого жизненного опыта, которая помогает избежать повторения ошибок.
Мы уважаем мудрость за то, что выработать свою достаточно сложно и на это уходит много времени и жизненных сил, поэтому мы и пользуемся результатом истинно мудрых людей и уважаем их за совершенное ими. А иначе бы мудрость была «мертвой», просто грузом на полках нашего или чужого сознания.
Я считаю, что мудрость — это отчасти дар и отчасти нечто приобретаемое, что-то зависит от самого человека (делать усилия по принятию мира таковым, как он есть) и что-то — от тех ситуаций и событий, в которых этот человек находится.
Анна (24 года, студентка)
На мой взгляд, истинная мудрость есть понимание законов Божьих и следование им. Я считаю, что такая мудрость приносит гармонию и спокойствие душе.
Мы уважаем мудрость потому, что она выбирает наиболее правильный путь в принятии решений, разрешении споров и проблем. А достичь ее можно не всем, а лишь тем, кто стремится к истинному послушанию и следованию законам Божьим.
Я думаю, что у каждого человека все сугубо индивидуально: к кому-то мудрость приходит с возрастом, жизненным опытом, а кому-то она дается как дар свыше.
Валерий (38 лет, служащий)
Истинная мудрость — мудрость зрелого человека, то есть человека, который является не только хранилищем знаний, но также обладает чистой душой. Плоды — способность помогать другим, возможность самому не совершить неверный выбор.
Люди уважают мудрость, так как чувствуют разницу между собой и мудрым человеком и понимают, что мудрость — огромная работа над самим собой во всех направлениях.
Я думаю, что каждому человеку дается право обладания этим даром — другой вопрос, как он с ним поступит в дальнейшем.
Валентина (33 года, директор)
Истинная мудрость — это мудрость, соединяющая в себе добро и истину, разум и благие намерения. Плоды мудрого поведения — это, скорее всего, умножение любви и понимания, победа разума над безрассудством, превалирование истинных ценностей над сиюминутными желаниями.
О, как нам в жизни не хватает мудрости, и где же нам найти ее источник, чтобы напиться досыта и напоить других! Безумен человек в своих делах, не видит истинности вещей из-за зашорености взгляда, не видит ошибочности действий, окрыленный гордыней, не видит плодов жизни, избегая мудрого рассуждения, не видит любви и радости, предаваясь горечи и печали своего ложного «житейского» мудрования. Оно, это ложное мудрование, обычно оправдывает нас с рассуждением и умом, приукрашивает наши злые мысли и поступки, «облачая» их в ризы праведности, наделяя нас горделивым взглядам на себя как на человека мудрого, рассудительного и умного. А на деле истинная мудрость идет, как и все добродетели, от любви, направляющей наш разум, освещенной Божественной благодатью.
Уважение мудрости — это акт любви, проявляемый перед разумом и любовью одновременно. Как часто мудрый совет помогал нам избежать неправильных поступков, ограждал от ошибок и постоянных спотыканий по жизни. Кто хоть раз встречался с мудрым человеком, тот невольно уходил успокоенный, вразумленный. Вразумленный не только его чистотой разума, но и его любовью к тебе.
Ведь не секрет, что посочувствовать в сложной ситуации можно по-разному. Иной расспросит, выслушает и своим тебе сочувствием сделает еще больней, а другой тихо с тобой помолчит, скажет пару слов, но с такой любовью, пониманием и сочувствием, что тебе на душе станет легче от того, что он разделил с тобой твои невзгоды, принял их на себя, облегчил твои страдания и подарил тебе то, в чем ты так нуждался, — понимание и безусловное принятие, любовь.
Умение проявлять любовь, а не любопытство, умение сострадать и сочувствовать, видя истинный смысл ситуаций, умение проявлять деятельную поддержку, а не жалость — разве это не достойно уважения?!
Наверное, мудрость, как и все в нашей жизни, да и сама жизнь, — Божий дар. Могу, конечно, ошибаться, но… иногда человек бывает мудр не по годам. Однако степень мудрости зависит от возраста и жизненного опыта. А опыт складывается из жизненных событий, испытаний, посылаемых Господом. И разве не дар Божий, что человек иногда после тяжелых жизненных ситуаций научается любви и пониманию и способен быть альтруистом, помогать другим, невзирая на свои жизненные проблемы? Да, конечно, мудрость частично приобретаема, но по Божьему на то попущению, каждому в свою меру, которую он может вместить и нести. Все мы знаем: нет одинаковых людей и нет одинаковых мудрецов. Однако Господь всем дает шанс приобщиться к Своей истинной мудрости, другое дело, как мы этим шансом распорядимся.
Наталья (31 год, фотограф)
Для меня нет понятия мудрости «неистинной». Истина и мудрость, я полагаю, понятия взаимосвязанные. На мой взгляд, все, порожденное мудростью (суждения, решения, действия), жизнеспособно, и это, пожалуй, для меня основной критерий, по которому можно определить мудрость. Уважения же она достойна за то, что она не ошибается, если я правильно понимаю смысл, который несет в себе это слово.
Безусловно, мудрость — это дар. Кому-то он, возможно, достается от рождения, но большинство людей получает его в довольно зрелом возрасте (если вообще получает). Наверное, получают этот дар те люди, которые в течение своей жизни воспитывали в себе качества, на которых, как мне кажется, мудрость приживается подобно цветку в плодородной почве: терпение, скромность, рассудительность, непредвзятость и уважение к другим людям.
В процессе жизни каждый из нас нарабатывает свой личностный опыт, некую свою рациональную, «житейскую» мудрость. Этот опыт во многом нам помогает и предостерегает от ошибок прошлого, но зачастую он очень далек от истинной мудрости, так как порой прибегает к помощи лукавого мудрования.
Как пишет в своем словаре В. Даль, мудрый тот, кто основывает свою жизнь на добре и истине, он праведен, соединяет в себе любовь и правду, этот человек в высшей степени разумен и благонамерен.
Все ли из нас могут достичь таких высот, такой глубины в своем бытии? Уж если не все, то многие. Но многие ли решаются снискать себе такую жизнь? Мечтают и говорят о такой решимости многие, но приступают к ней единицы.
Есть мнение, что в основе мудрости лежат шесть черт характера человека: сочувствие, сострадание, альтруизм, понимание себя, эмоциональная стабильность и высокий уровень социализации (умение ладить с любыми людьми в разных по сложности жизненных ситуациях).
Согласитесь, воспитать в себе данные черты характера не так уж и просто, но все-таки возможно. Особенно возможно это христианину. Ибо через приобщение к Божественной истине, любви и вере мы приобщаемся и к истинной Божественной мудрости. А дальше лишь от нас зависит, сохранить ее в себе и приумножить или отринуть от себя.
Светлана Гутярь
|