Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№6 (27) июнь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

СВЯТЫЕ ЛИКИ В КРУЖЕВАХ

 

В середине июня в Областном историко-художественном музее открывается персональная выставка икон мастера коклюшечного кружевоплетения Надежды Кирсановой. Тема выставки - "Русская Голгофа" - и необычная техника иконописи стали поводом для встречи нашего корреспондента с преемницей искусства русских кружевниц.

 

Кружевной образ Господь Вседержитель- Надежда Сергеевна, мой первый традиционный вопрос - о Вашем пути к Храму.


- Он не был долгим и трудным, потому что я из города Великий Устюг - этим все сказано. Крестили меня, как положено, во младенчестве, храм в городе не закрывали даже в советское время, поэтому всегда было где молиться. Но самое главное - это традиции, которые я унаследовала от мамы и особенно от бабушки, она у нас была великая молитвенница.


- Почему Ваша выставка имеет такое название?


- Об этом говорить и просто, и сложно, ведь у моей семьи типичная биография советских людей: были раскулачены, пережили войну, дедушка пропал без вести на фронте. Бабушка осталась вдовой и долго хранила два его фронтовых письма, написанных карандашом. Мы их потом в музей отдали.


- Одна из работ выставки называется "ГУЛАГ"...


- Я и моя семья долго работали на Колыме, и мы хорошо знаем, что почти весь Север построен заключенными ГУЛАГа. В нашем городе даже Дом культуры стоял на месте захоронения за-ключенных. Да их и не хоронили, а просто закапывали во рвах. А сколько служителей церкви было загублено в то страшное время! Весь Север такой, любое место копни - найдешь могилу.


Так вот, построили Дом культуры. Это - веселье, танцы, дискотеки. А потом вдруг сделали из него храм: поставили крест на крыше, отреставрировали, и люди пошли молиться. Все это непросто было принять. Очень славно все объяснил батюшка: вот и хорошо, что в Доме культуры открыли храм, видите, Господь все равно оказался сильнее.


- Как случилось, что Вы занялись иконописью?


- Представьте, что вы резко меняете образ жизни и на четыре года переселяетесь из города в лес. Вы заняты тяжелой физической работой, из школьной учительницы превращаетесь в повара. Бригада строителей постоянно меняет место дислокации, а до ближайшего храма 25-50 километров. И с самого начала вы прекрасно осознаете, что если в жизни есть только работа и сон, значит, наступит деградация личности. Можно было читать Евангелие или художественную литературу, но мне этого было мало.


И я нашла выход - стала вышивать Почаевскую икону Божией матери и при этом разговаривать с Ним, с Господом. Так я понимаю настоящую молитву: именно работать и говорить. Поверяешь Ему все свои беды, все свои мысли, благодаришь Его за все, что Он посылает: Я работала над иконой два года и, слава Богу, вымолила здоровье сыну. Только здоровье мужу вымолить не смогла.


- Со времени первой работы прошло восемь лет. Какие еще иконы Вам удалось: "создать"?.. "написать"?.. Не знаю даже, как правильно выразиться.


- Скорее всего, с Божьей помощью "создать", но уже не вышиванием, как первую, а плетением на коклюшках. Больше всего я люблю создавать иконы Божией матери, могу назвать икону Ка-занской Божией матери, "Взыскание погибших", "Семистрельная" ("Умягчение злых сердец"), "Умиление", "Млекопитательница" (чаще всего мне заказывают ее копии), "Абалацкая Богоматерь" и др.

Если в жизни есть только работа и сон, значит, обязательно наступит деградация личности


Есть икона святой мученицы Дарьи, преподобной мученицы Великой княгини Елисаветы. Конечно же, есть икона преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Герасима Болдинского и других святых.


- Как возникает идея создания той или иной иконы?


- Я не знаю, Господь так ведет. Вот, например, икона мученицы Надежды - десятилетней девочки, принявшей смерть за Христа. Меня ведь тоже зовут Надежда, и я не могла не обратиться к ее образу. А вот икона пророчицы Анны - и мою бабушку звали Анна. У нее удивительная судьба: прожив во вдовстве 12 лет, став, по сути, монахиней, бабушка получила благословение совершать отпевание и таинство крещения, потому что в ее глухой деревне не было священника. И еще потому, что лучше всех знала тот и другой чин.


Это было в годы советской власти, но, удивительное дело, тайно вся деревня стремилась соблюдать религиозные обряды. Представьте себе, моих сыновей крестила бабушка Анна. Все это тоже русская Голгофа.


А вот Леушинская икона, над которой я работала по благословению отца Геннадия, настоятеля храма Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге. Отец Геннадий взял на себя миссию прославления данной иконы - в частности, он записывает истории людей, которым этот образ помог в трудных обстоятельствах. Его рассказы и приглашение на Леушинские стояния так меня взволновали, что я взялась выполнить икону и работала над ней почти год.


- У Вас специальное художественное образование?


- Нет, что Вы! Я начинала свою трудовую деятельность закройщицей легкого платья в ателье. У меня педагогическое образование, поэтому я позже работала в школе учительницей. А поскольку я человек увлекающийся, то так окунулась в свою новую работу, что создавала авторские программы, постоянно давала открытые уроки, издавала методички для республики Коми и даже собиралась поступать в аспирантуру. А рисовать я не умею вообще.


- Как же Вы тогда создаете иконы?


- Сама не знаю. С Божьей помощью. К тому же у меня есть благословение епископа Балтийского владыки Серафима. И мои иконы украшают храмы, трапезные, частные коллекции. Все просто: я делаю скол на валике, беру в руки коклюшки - и за работу. Нитками все могу, а если дадите мне бумагу и краски, ничего не получится.


- Сколько времени трудитесь над каждой иконой?


- От одного месяца до девяти. Встаю утром - и сразу за дело! Если нет солнышка, включаю специальное освещение, надеваю очки, беру лупу. Сижу сутками, безвылазно, можно сказать. Одновременно заняты 3-5 валиков. Никаких специальных ниток, покупаю самые обыкновенные, хлопчатобумажные, которыми и Вы пользуетесь каждый день, это № 60, только подороже, которые не выгорают на свету. Много произведений у меня начато в пяльцах.


- Можно ли купить Ваши работы?

Когда человеку плохо, он плачет, правда? Женщина плачет чаще


- Я свои работы или дарю, или продаю, или делаю на заказ.


- Помимо икон есть ли в Вашем творчестве другая тематика?


- Конечно, есть, я ведь обыкновенная современная женщина. Была серия (я говорю "была" потому, что все давно раздарено или перекочевало в частные коллекции) "Пушкинская", "Джазовая", "Иммануил Кант". В серии "Гофманиана" я с большим удовольствием разместила целую галерею гофмановских героинь. Еще есть просто портреты, например, портрет моей мамы, или просто картины, как "Кот Мурр" или "Елисейские поля". Темы для картин искать несложно - они приходят сами, как друзья или приятели.


- Сегодня, работая над образом святого, Вы молитесь так же, как тогда, много лет назад, в лесу?


- И да, и нет, потому что я теперь меньше молюсь за себя, а больше за других людей. Сегодня многие знают, что я часами просиживаю над иконами, и просят молиться за них во время работы.


- А в чем схожесть?


- Когда человеку плохо, он плачет, правда? Женщина плачет чаще. А когда руки заняты, не поплачешь, потому что надо сосредоточиться, смотреть внимательно, не отвлекаться, успеть в срок. Ведь меня тогда спасли рукотворные иконы. Поэтому работа над созданием святых образов - это великое лекарство и утешение.


- И еще одно. Некоторые люди сомневаются, стоит ли выставлять различные иконы в музеях, картинных галереях и прочих общественных местах. Не только ли в храме их место?


- Мне кажется, что многие из нас начинали свой путь к Богу не с храмов, а со "случайного" соприкосновения с Вечностью, осознанного впоследствии как Божественный промысел. Выставляя свои работы в общественных местах, я очень надеюсь, что соприкосновение с православной культурой поможет многим нашим современникам сделать первые шаги на пути к обретению веры Христовой.

 

Людмила Козельцева

Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различению тел.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото32

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.