|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (68) ноябрь |
|
|
Вера — надежный компас
Много раз в этом году Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл встречался с молодежью. Спасительная миссия Церкви для общества — соединение мудрости и опыта зрелых людей с дерзновением и энергией молодых — сегодня особенно актуальна. Наш корреспондент беседует с недавним выпускником МГИМО МИД России Дмитрием Горшеневым.
— Дмитрий, Вас не смущает сама постановка вопроса: «интервью с молодыми»? Здесь нет взгляда свысока?
— Нет, по-моему, все правильно. Мы ведь должны понимать, что теперь мы в ответе за современный мир. Поэтому не перестаю восхищаться мудростью Патриарха Кирилла, который обратил свой взор как раз к молодежи. Если мы справимся с возложенной на нас задачей, думаю, можно будет с уверенностью сказать, что следующее поколение примет у нас эстафету с Христом в душе.
— В школьные годы Вы участвовали в знаменитой телеигре «Умники и умницы», играли в театре, были капитаном команды КВН и заняли второе место в области. Помогло ли Вам все это в дальнейшем — в общении, при поступлении в два вуза?.. И вообще, зачем нужны эрудиция и кругозор, глубокие знания? Некоторые считают это анахронизмом, мол, «я и так хорошо зарабатываю».
— Нелегко ответить на этот вопрос. На самом деле, знания — это некая высокая планка, которой хочется соответствовать, вне зависимости от того, поможет это в будущем или нет. В детстве я был не очень общительным ребенком, мы с мамой подумали, что КВН и школьный театр должны помочь мне избавиться от этого комплекса. И не прогадали. Тем более что, как вскоре оказалось, у меня были артистические способности.
С эрудицией и кругозором еще легче. У меня и мама, и папа — хорошие специалисты в своих областях. Кроме этого, они знают очень много такого, что отличает образованного человека от невежды. Я всегда хотел быть похожим на них, а они, в свою очередь, помогали мне набирать этот багаж из знаний в различных областях, чтобы я не чувствовал дискомфорта в общении с людьми.
А вот нужны ли эти, казалось бы, бесспорно необходимые свойства современному молодому человеку — как ни странно, вопрос остается открытым. Мое мнение — да, нужны. Без общих для всех знаний атомизация общества будет еще больше ускоряться. Это как в науке: перед тем как вести дискуссию, необходимо договориться об общих понятиях, которые не будут оспариваться, а будут приниматься обеими сторонами. Это же, по сути, культурный уровень человека и уважение к другим. То же самое и в общении: без кругозора и эрудиции теряется нить общения, нет базы, на которой его можно строить. Можно обсудить одежду друзей, машину, которую папа купил (или не купил), но поговорить о чем-то более-менее основательном — не говоря уже о вопросах духовности, религии — уже не получается.
Молодежь может мне возразить: мол, зачем знать то, что можно посмотреть в Google? Действительно, незачем. Но в таком случае не стоит обижаться, копить зависть к тем, кто учится в хороших школах, или к тем, кого потом берут на хорошую работу и т.д. Я не говорю про ребят, у которых проблемы в семье — таким детям я искренне сочувствую. На летних каникулах в детском православном лагере «Радуга», что в городе Янтарном, мы, коллектив воспитателей, заметили, что как раз такие ребята хотят знать больше и впитывают новую информацию, как губка. Я имею в виду тех, кто живет в благополучных семьях. Удручает их индифферентность и апатичность в том, что касается обучения и получения новых знаний, что касается саморазвития… Эту тенденцию нам навязывают масс-медиа, западный образ жизни и практика консьюмаризма (потребления), но в этом нет спасения. Ни морального, ни духовного. Поэтому саморазвитие — это путь к пониманию истины. А истина есть Бог. Другими словами, чем образованнее человек, тем легче ему прийти к Богу.
Зачем знать то, что можно посмотреть в Google… |
— МГИМО — всемирно известная школа дипломатов. Скажите, туда очень трудно поступить?
— Как вам сказать… и да, и нет. Преамбула следующая: я так боялся туда поступать после окончания калининградского лицея № 49 и был так не уверен в себе, что сначала пошел учиться в Российский государственный университет имени И. Канта. Выбор было сделать нетрудно — конечно же, я остановился на политологии. Здесь главную роль сыграло преподавание обществоведения в нашем лицее и личность педагога Натальи Вениаминовны Андрейчук.
В университете я проучился всего два курса и получил всего две «четверки». Но мне не давала покоя моя мечта, поэтому я оставил РГУ, поехал в Москву и поступил в МГИМО на общих основаниях. Можно сказать, что поступил легко, пришлось только английский «подтягивать».
— Расскажите немного об институте. Назовите знаменитых выпускников. Скажите, там учат думать?
— Как бы это ни странно показалось, но в МГИМО только и делают, что учат думать, все остальное приращается самостоятельно. Нам дается некий понятийный аппарат и инструментарий, остальное — в наших руках. И от этого выигрывает и двоечник, и отличник. Сколько бы студент ни знал к четвертому курсу, даже минимальный багаж знаний очень четко систематизируется в голове, раскладывается по полочкам и без труда используется в нужный момент. В этом, наверное, специфика нашего вуза.
Ведь дипломат должен иметь очень много информации, которая не относится к его основным обязанностям. Тот самый кругозор и эрудиция. Мы знаем понемногу, но обо всем, и лишь по своей специализации (сфере интересов) мы накапливаем и, если повезет, создаем фундаментальное знание. У меня такие интересы: христианство, Латинская Америка, византология.
Институт и сейчас специализируется на выпуске кадров для Министерства иностранных дел, поэтому главный упор делается на изучение современных международных отношений, иностранных языков и формирование у студентов аналитических способностей. Ведут занятия преподаватели еще той, «старой» закалки, хотя в последнее время и молодые выпускники остаются преподавать и заниматься научной деятельностью в стенах родной Alma Mater. Некоторые курсы ведут действующие политики и государственные деятели, которые в свое время заканчивали МГИМО. Среди них Сергей Ястржембский (до середины прошлого года — помощник президента РФ), Игорь Иванов (занимал в 1998—2004 годы пост министра иностранных дел, с 2004 по 17 июля 2007 года — секретарь Совета безопасности РФ), Ильхам Алиев (нынешний президент Азербайджана), Владимир Легойда — ныне председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Каждый год 1 сентября перед первокурсниками выступает нынешний министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, тоже выпускник МГИМО.
— Ваши однокурсники знали, что Вы ходите в церковь? Как они к этому относились? Как Вы им это объясняли? Они боялись Православия?
Знания — это некая высокая планка, которой хочется соответствовать |
— Да, мои однокурсники знали и знают, что я искренне стараюсь быть христианином, и относятся к этому со сдержанным скептицизмом. Ребята все крещеные, и думаю, что в их семьях просто не принято быть религиозными. Многие из моих однокурсников — дети дипломатов, то есть людей, которые жили вне религиозной среды. Все-таки быть православным стало модным после того, как экс-президент Владимир Владимирович Путин на Рождество пришел в храм, кажется, в 2002-м или в 2003-м году. Поэтому объяснять никому ничего не приходилось.
В головах есть четкое понимание: если ты русский — ты православный. А хранение традиций, исполнение заповедей и жизнь по ним — это уже подводная часть айсберга, как они считают, часть, которую многие предпочитают не замечать. На самом же деле эта подводная часть — это и есть суть веры, это праведное житие, к которому следует стремиться.
— Было такое ощущение, что Вы шли против течения? Это трудно — быть православным и молодым? Трудно идти против моды своей светской компании? Как переживать православие современному молодому человеку?
— Никогда не чувствовал, что иду против течения. Наверное, и для этого нужна эрудиция и кругозор — в общем, некий культурный уровень. Я имею в виду ребят, с которыми я учился. Они все понимают, что у меня этот выбор осознанный, не им меня судить. Поэтому сдержанность оценок и суждений присутствует всегда.
А вот самому иногда довольно трудно отказаться от тех «радостей жизни», которые предлагает светская жизнь, тем более в Москве. Я пошел по пути замещения. Я решил, что если я не могу (и не хочу) наслаждаться всеми порочными прелестями столичной жизни, то я пока что буду ездить по России, потому что как калининградец, хотя и не коренной, большой России я так и не видел. За четыре года я объездил Подмосковье, Владимирскую, Ярославскую и Тверскую области. И со мною на третий год стали ездить мои знакомые из института. Не знаю, оставили ли они свои светские забавы, не мое это дело, но факт остается фактом: заинтересовать их мне удалось. Так что моду уже устанавливал я.
— Какие споры были самыми жаркими в студенческие годы? Были среди них религиозные, этические и моральные?
— Спорили мы обо всем. Наверное, самые жаркие споры были как раз религиозные. Например, с моим соседом Ростиславом, католиком. Но споры эти были бесполезными. То есть спора как такового не было. На любой мой довод Ростислав отвечал, что он не принимает этот аргумент, Церковь для него не есть авторитет.
Или вот такой пример. Однажды мы спорили с моим хорошим знакомым, человеком воцерковленным, о том, насколько несвободен человек, и если человек создан по образу и подобию Бога, то может ли быть так, что и Бог несвободен в Своих поступках? Пришли к выводу, что Бог — свободен.
— Была ли в Вашем вузе (среди светских друзей и знакомых) весть об Иисусе Христе актуальной и современной?
— У нас в институте есть целая организация «Церковь и политика», ее возглавляет доктор исторических наук Андрей Борисович Зубов. Ребята обсуждают соотношение политики и морали, исходя из того, что мораль — это выбор между добром и злом, а политика — это выбор наименьшего из двух зол. В скором будущем при институте собираются открыть храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, часто проходят встречи с настоятелем храма. Не стоит забывать и о Владимире Романовиче Легойде, главном редакторе журнала «Фома», который ведет несколько курсов, посвященных Православию и христианству в целом. К слову сказать, ректор МГИМО Анатолий Васильевич Торкунов — председатель попечительского совета «Фомы». Так что весть о Христе в институте постоянно востребована.
Окончание следует.
Людмила Козельцева
|