|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (27) июнь |
|
|
ЛОСКУТКИ
Отец Всеволод занимает высокий и ответственный пост Председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Поэтому он часто озвучивает официальное мнение Церкви. Многие считают таких людей "говорящими головами", которым по должности не положено лично переживать и пропускать через свое сердце то, о чем они говорят с экрана. "Лоскутки" - это дневниковые записи отца Всеволода. Именно в силу их личного характера некоторые фразы и термины могут быть непонятны нецерковным людям, ведь изначально эти размышления не предполагались для печати: На первый взгляд, они не связаны друг с другом и посвящены разным вопросам. Но их объединяет одно - сердце автора.
* * * Христианство - это не система запретов. Это путь, который должен отнимать у человека само побуждение ко греху. Нужно вести этим путем молодых людей, и не только молодых. Открывать для них слова Спасителя: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф 11:28). Встретив Господа, эти люди уже никогда не поверят сказкам либеральных авторитетов, пугающих общество "мрачной", "охранительной", "подавляющей" и "запрещающей" Церковью.
* * * Что происходит в аду? Как совместить вечное наказание с милосердием Божиим? Многие не раз задавали себе этот вопрос. Вполне возможно, что там окажутся прежде всего люди, для которых будет просто невыносимо присутствие в Царстве Бога, пред лицем Его. Будут там сидеть критические умы и ругаться, ругаться - ругаться друг с другом, кривясь от всякого доброго слова, от каждого упоминания имени Божьего: Таких среди нас, увы, немало. Уже сейчас их жизнь превращается в сущий ад - ничего светлого, все плохо, особенно Церковь и Бог, и мир, Им созданный, ужасен, и люди кругом отвратительные, а уж разговоры о вере и морали - "тьфу, тьфу, уберите это отсюда": Если такая жизнь для них станет вечной, если от нее нельзя будет уйти ни в самоубийство, ни в дурман, - это может оказаться хуже любых печей и сковородок.
* * * Семья и коллектив на самом деле закладывают очень многое в душу человека. Еще больше закладывают школа и СМИ. Не случайно анти- христианские силы так воюют за эти две сферы, так ожесточенно стараются не допустить туда Слово Божие. Именно поэтому нам надо в эти сферы стремиться.
И не стоит ждать, пока все люди вокруг нас станут способны к самостоятельному размышлению о смысле жизни. Боюсь, этого не случится никогда. Кому-то надо просто сказать громко и ясно: делай так и не делай иначе. Сказать десять, сто, тысячу раз, повторив это в школе и с телеэкрана. Иначе просто не поймут. И никакого диспута с апелляциями к разуму просто не воспримут. Не случайно методы отца Александра Меня привели ко Христу многих интеллигентов, но не стали основой массовой проповеди.
* * * Одна дама долго звонила мне каждый вечер - волновалась по поводу своей дочери, которая лет до тринадцати каждый день ходила в храм, подпевала на клиросе, а потом "пошла вразнос" - связалась с фанатами одного поп-кумира, перестала ночевать дома: Да, подростковый возраст - испытание для родителей. В это время важно уберечь взрослеющего человека от непоправимых поступков. Но делать это надо очень тактично, позволяя сыну или дочери уже самим принимать решения. И самим делать выводы - не только из родительских слов, но и из книг, журналов, фильмов, песен: Самое же главное, нужно молиться о них. Если даже они поступают неверно, исправить это должны не родители, а они сами - и Господь. Никогда ничего не исправят обида, гнев, ссора, подавление.
Между прочим, великое благо, если человек с детства бывает в храме. Пусть потом он может уйти "на страну далече". Почти каждый такой блудный сын вернется в Отчий дом: кто-то уже вскоре, а кто-то - при конце жизни. Мне приходилось исповедовать многих старых коммунистов, которые со слезами вспоминали, как в детстве бабушка водила их в церковь.
Семья и коллектив на самом деле закладывают очень многое в душу человека |
* * * У нас постоянно возникает искушение создать в обществе свое православное "подпространство", в котором будет уютно и удобно. Свои телеканалы, свои газеты, свои концерты, свои сайты, свои конференции: А остальной мир, "прелюбодейный и грешный", пусть живет как хочет, век бы его не видать. Между прочим, властители дум этого мира будут очень даже рады: сидите, мол, в своем кругу, как раньше сидели в церковных дворах, и не вылезайте оттуда.
Во многом именно по этому пути пошла на Западе Католическая Церковь, да и большинство протестантов. Создали свою субкультуру, свои "подпространства" - прекрасно меблированные, продвинуто оснащенные и очень комфортные, но незаметные для больших СМИ и для семидесяти процентов народа. Неужели к этому нам нужно стремиться?
Нередко говорят, что нельзя воцерковить все современное общество. Пусть так. Но в замкнутом кругу нам не выжить. Хотя бы потому, что общество сейчас - на фоне культа релятивизма - становится все более идеологизированным. В нем принято "верить в отсутствие веры" - верить истово, фанатично, нетерпимо. И эта "вера" имеет своих миссионеров, уже захвативших школу и масс медиа. Обитатели "православного гетто" рискуют тем, что их дети с радостью вырвутся из него, влекомые поводырями "мира сего". Вот почему в этот мир нужно идти, пока он не пришел за нами.
* * * Общество в России становится все более расколотым. "Элита" и "плебс", Москва и регионы, богатые и бедные, старики и молодежь: Разный язык, разные песни, разные кварталы, разные магазины. Не дай Бог, будут еще и разные храмы. Между "классами" все больше отчуждения и даже неприкрытой вражды, выплескивающейся в политику, газеты, телевидение. "Собрати расточенная" - вот задача, которую Церкви никак нельзя оставлять.
* * * Московский Свято-Данилов монастырь, где мне доводится работать, имеет совершенно примечательную историю. В конце XIII века он стал первой иноческой обителью в нашем городе, тогда центре маленького княжества, доставшегося в удел святому благоверному Даниилу. Он был последним закрытым большевиками - в 1930-м году. И первым вновь открытым - в 1983-м. Хорошо помню, как приходил тогда в обитель, внешне так похожую на обычную тюрьму, - купола и кресты отсутствовали, повсюду попадались железные двери, решетки, глазки: Богослужения тогда совершались в маленьком храме преподобного Серафима, близ которого сейчас устроена церковная лавка. Показывая обитель зарубежным гостям, всегда говорю о ее трагической судьбе в ХХ веке. Рассказываю, как здесь жили малолетние узники, среди которых было множество детей из репрессированных при Сталине семей. Отсюда их грузили в вагоны и везли в специальные детдома по всему Советскому Союзу: И конечно, затем описываю возрождение обители и его вершину - празднование 1000-летия Крещения Руси. Показываю, как молятся люди, приезжающие из разных уголков России. Все это говорит о нашей стране и Церкви гораздо больше, чем подробные рассказы об архитектурных деталях. И очень трогает - даже закоренелых "агностиков".
* * * Никогда не забуду, как однажды - в начале восьмидесятых - встретил на улице отца Стефана Гавшева. Статный архидиакон, буквально "царствовавший" на службах в Богоявленском Патриаршем соборе, вдруг предстал сутулым, плохо одетым старичком, с трудом пробиравшимся по оживленной улице. Статус духовенства в тогдашнем обществе был очень скромный, даже низкий. Любой наглый комсомолец мог цыкнуть, а ответить было нечем. Конечно, это было дико, несправедливо, чудовищно. Но некоторым нашим клирикам, которые числят себя элитой и с гордым видом парят над "плебеями", неплохо было бы хоть на полгода окунуться в ту атмосферу.
Моя религиозная потребность - изменить мир любовью! |
* * * В первой половине восьмидесятых приехал на Пасху в Тулу. С трудом прошел через обычные тогда кордоны "дружинников", не пропускавших на службу молодежь. В храме, конечно, было большинство бабушек. Вся окружающая реальность тщилась заключить Церковь в душное, умирающее гетто. Но вот началась служба, и Владыка Герман (Тимофеев) с необычайным подъемом воскликнул: "Христос Воскресе!" Вся его манера служить, как и сейчас, несла в себе нечто вселенское, открытое, апостольское. Начали читать Евангелие - на греческом и латинском, на современных европейских языках. И то, что происходило в храме, совсем не было похоже на гетто. Скорее, наоборот: именно вовне, среди мрачных дружинников и сдерживаемой ими полупьяной толпы, царила духота, замкнутость, безысходность. Храм же вмещал весь мир - и главное, вмещал радость Воскресения Христова. Ту радость, которая открывает горизонты и сердца.
* * * Один архиерей в восьмидесятые годы начал собирать при храме детей духовенства и церковных служащих. Устраивал, например, рождественские елки. Дети, правда, удивлялись:
- А почему Дед Мороз в черном?
Впрочем, вскоре Владыке пришлось уехать за границу. Одной из причин были те самые елки. Уполномоченный Совета по делам религий заявил ему:
- Вы выходите за всякие пределы. Ваша работа - служить в храме, удовлетворять религиозные потребности граждан.
- А моя религиозная потребность - изменить мир любовью! - ответил архиерей.
В храме Живоначальной Троицы в Хорошеве появилась замечательная традиция: после воскресных и праздничных богослужений, даже зимой, Владыка Марк разливает всем прихожанам по стакану чая. Подается и самое простое угощение - печенье, карамельки: Люди, многие из которых до этого уходили сразу после отпуста, теперь стали общаться, говорить друг с другом, задавать вопросы Владыке и духовенству. Как немного иногда нужно, чтобы приход становился настоящей общиной!
* * * Сегодня стремительно сокращается дистанция между устным и письменным текстом. Я это очень ясно понял, когда столкнулся с расшифровками своих выступлений на "Эхе Москвы". Говоришь как обычно - и уже через два часа приходится видеть все недостатки устной речи на сайте радиостанции, а то и в сообщениях агентств. Поневоле учишься говорить текстом, от чего страдает уже разговорный жанр. Все-таки письменное слово нуждается в определенной работе. Если это совсем перестанут чувствовать, мы и дальше будем скатываться к ужасающей неграмотности, уже сейчас поражающей газеты, журналы, Интернет и телевидение. Да, они не обязаны писать и говорить языком Пушкина. Но вот недавно я увидел в телетитрах слово "жызнь". Это не "прикол" был - просто анонс обычного фильма...
По материалам журнала "Фома" Продолжение следует
Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН
|