|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (69) декабрь |
|
|
Пробудить духовную жизнь
Директор Калининградской школы-интерната «Андрея Первозванного кадетский морской корпус» (КШИ АПКМК) Татьяна Михайловна Бартминская — волевая, целеустремленная женщина. Не один десяток лет проработала в системе образования. О таких говорят: «профессионал высшего класса». И все же для многих было неожиданностью, что она возглавила чисто мужской коллектив — кадетский корпус.
— Татьяна Михайловна, почему вы приняли такое решение?
— В моей профессиональной деятельности в системе образования не было только одного — работы на должности директора общеобразовательного учреждения. Была воспитателем в детском саду, заместителем директора школы, главным специалистом по лицензированию образовательных учреждений, начальником отдела образования Центрального района Калининграда, там же работала начальником отдела опеки и попечительства, была заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних города Калининграда. Работая на перечисленных должностях, постоянно общаясь с директорами общеобразовательных учреждений, я поняла, насколько эта работа интересна и продуктивна. Директор всегда с детьми, всегда видит их глаза, а они говорят о многом. Образно говоря, какими глазами тебя встретят дети, так ты и будешь по жизни идти. Эти слова из какой-то песни я еще с юности помню. И мне было интересно попробовать себя в этом качестве.
Я всегда говорила, что хочу на себе испытать, что значит быть директором. И когда в министерстве образования области мне предложили возглавить школу-интернат № 3 для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, я не долго раздумывала и согласилась. Тем более до этого я, как уже говорила, довольно продолжительное время работала начальником отдела опеки и попечительства района, часто общалась с детьми из интерната, преподавательским коллективом. Это такая работа, к которой нужно относиться с душой, помочь детям, которым в первую очередь требуется доброта и ласка, чем они обделены с самого раннего возраста. По-другому нельзя, иначе ничего не получится. Это все мне было очень близко.
— То есть поначалу о кадетском корпусе даже речь не шла?
— Да, я пошла на должность директора интерната, и было совсем неясно, что будет в дальнейшем. Впоследствии, когда встал вопрос о реорганизации учреждения в школу-интернат «Андрея Первозванного кадетский морской корпус», мне предложили тоже в этом поучаствовать. Я согласилась. Министерством образования был проведен конкурс, так как были еще претенденты на эту должность.
— А зачем нужна была такая реорганизация?
— Дело в том, что со дня своего образования КШИ АПКМК никогда не имел своих площадей. Все эти годы он размещался на базе Балтийского военно-морского института им. Ф. Ушакова. Встал вопрос об оплате арендованных помещений, и было принято решение перевести его в новое здание вне стен института.
— Не было чувства неопределенности?
— Конечно, когда было решено перевести сюда КШИ АПКМК, я думала о том, продолжать мне эту деятельность или нет. Кадетская школа-интернат, конечно, очень серьезно отличается от других учреждений подобного типа. Одни мальчишки, военно-морская специфика, воспитатели, как правило, офицеры запаса. Были некоторые сомнения. Но так как я сама выросла в военной среде, муж был офицером, его последняя должность — командир бригады ПВО в Гвардейске, то решила взяться и за это новое для меня дело…
— Немного подробней, пожалуйста, о военных в вашей жизни.
— Мой папа был участником Великой Отечественной войны. Так получилось, что до войны он стал «сыном полка» одной из воинских частей на Дальнем Востоке, откуда и ушел на фронт почти в ее самом начале. Был награжден многими орденами и медалями. Дошел до Берлина. Оттуда вернулся в Белоруссию, где и женился на моей маме. Он несколько раз получал серьезные ранения, поэтому, может быть, и ушел из жизни так рано — в 1987 году. Светлая ему память! Брат, как и муж, был офицером Советской, а потом Российской армии, сейчас в запасе. Двоюродные братья тоже все офицеры. Отец мужа, генерал-лейтенант Владимир Бартминский, был командиром 27-го Рижского корпуса… Круг их и, естественно, моих друзей и сослуживцев — это действительно люди, преданные делу, которое они избрали.
— То есть слова «Есть такая профессия — Родину защищать» вам знакомы не понаслышке?
— Конечно. Поэтому я решила, что смогу взять на себя такой груз, как стать директором учреждения, главная цель которого — готовить мальчишек к воинской службе, давать азы возможной будущей профессии — офицеров Российской армии и флота. Это для меня просто даже в память об ушедших из жизни близких людях, настоящих офицерах, для которых слова «честь офицера» были не пустым звуком.
— Я помню, как вы искренне радовались, когда несколько лет назад в день памяти погибших в той страшной войне — 22 июня — в Польше удалось провести церемонию возложения венков, специально привезенных из Калининграда, к мемориалу павших советских воинов неподалеку от небольшого городка Гижицко, где покоится прах более тысячи наших солдат.
— Я всегда считала очень важным чтить память павших, отдавших жизнь за свою Родину. И не только на эмоциональном уровне, но и как серьезный воспитательный момент. Еще когда я работала начальником отдела образования, то одним из главных направлений этой работы считала именно патриотическое воспитание, и наш район был зачинателем многих интересных и значимых мероприятий. Например, знаменитые марш-броски, которые впервые начали проводиться в школе № 20. Сейчас они устраиваются несколько раз в году, в них участвуют команды со всей области.
И мне хочется, чтобы слова «честь», «долг» и «совесть» были для кадет определяющими в жизни. Вспоминаю, когда я работала в одной из сельских школ, в село привезли тело моего бывшего ученика, погибшего в Афганистане. Это был очень хороший мальчишечка. Мама, доярка, воспитывала его одна. Помню, надо было поехать всем классом на экскурсию в Брестскую крепость, а денег у него не было, так он сам их заработал, помогая в колхозе. Из армии, из Афганистана, уже после его смерти — почта долго шла — я получила от него письмо, в котором он задал такой вопрос: «Татьяна Михайловна, скажите, пожалуйста, почему слова "долг", "честь" и "совесть" пишутся с маленькой буквы? Они должны писаться с большой». Я тогда подумала: ведь пареньку всего-то 18 лет, а он уже настолько что-то пережил и осознал в своей жизни, что задает такой, можно сказать, философский вопрос! Я часто рассказываю о нем, встречаясь с учениками старших классов, и вопрос, который когда-то задал мне погибший на войне, еще не начавший жизнь юноша, стал для меня определяющим во многих позициях всей моей деятельности. Какие бы ни были мальчишки, пусть они никогда не пойдут на войну, но все дела, которые бы ни делали, они должны соизмерять с этими словами — «Долг», «Честь», «Совесть». Напишите их с большой буквы! Везде надо стремиться вкладывать свое сердце и душу, быть честным, порядочным, то есть, по большому счету, нормальным человеком.
Может быть, история с этим пареньком, погибшим в далеком Афганистане, тоже как-то объясняет тот шаг, на который я решилась, став директором этого столь специфического учреждения.
— С 1 сентября, когда распахнулись двери КШИ АПКМК в переулке Желябова, прошло уже три месяца. Что из задуманного удалось осуществить?
— Главная работа проходила до 1 сентября: надо было подготовить здания к началу занятий. Работали всем коллективом в авральном режиме. Рада, что удалось поставить хорошую дверь на главном здании, которая теперь увенчана знаком кадетского корпуса.
— Ремонт, конечно, очень важен, но я о другом. Особенно запоминающейся, на мой взгляд, была церемония принятия «Торжественного обещания кадета» перед Кафедральным собором Христа Спасителя, состоявшаяся в Калининграде в последний день октября. И молебен в самом храме. Как пришла идея провести такой праздник?
— Незадолго до этого я была приглашена в Санкт-Петербург на II Всероссийский кадетский съезд. Открытие проходило у Петропавловского собора. Было торжественное построение, в котором участвовали и кадеты уже в возрасте, выпускники тех знаменитых кадетских училищ, созданных в Югославии и других странах теми, кто вынужден был эмигрировать со своей родины после гражданской войны. Это было очень торжественно. Всех участников благословил священник Русской Православной Церкви, были зачитаны приветственные обращения от имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействиям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.
В нем, в частности, было сказано: «Военная и гражданская служба в России всегда воспринималась как подвиг, требующий от человека напряжения нравственных и физических сил, любви к своему Отечеству и его святыням. Наш народ с благодарностью хранит память о военачальниках и гражданских правителях, которые покрыли себя неувядаемой славой, отстаивая свободу и независимость Родины, отдавая силы для ее процветания.
Огромную роль в воспитании и подготовке таких людей играло и продолжает играть образование в кадетских корпусах. Ведь они призваны не просто давать воспитанникам знания и практический опыт. Их долг — воспитать жертвенную преданность отечеству, укрепить в сердце юноши или девушки сознание того, что их миссия являет собой высший пример любви к своим ближним, к своему народу».
И я полностью согласна с этим. Потом был молебен в соборе, все было так торжественно. Когда я стояла на этой площади и потом в соборе, подумала: почему бы и нам так же не провести это торжественное мероприятие, чтобы оно на всю жизнь запомнилось его участникам? Ведь до этого все проводилось в стенах БВМИ им. Ф. Ушакова, вместе с курсантами. Наверное, это тоже было интересно, но все же хотелось отметить такое событие здорово и по-другому.
Поэтому, когда мы на учебном совете обсуждали форму принятия «Торжественного обещания кадета», я предложила такой вариант — с переходом строем из здания корпуса к соборной площади. Конечно, пришлось проделать серьезную подготовительную работу, согласовать действия на уровне города, с Калининградской епархией, пригласить гостей из других кадетских и военно-патриотических классов учебных учреждений Калининграда и области.
— Все, я считаю, получилось очень здорово. А на уровне епархии с кем вы согласовывали?
— Я пошла на прием к епископу Серафиму. Поделилась с ним, что хочу, чтобы все добрые дела в нашем кадетском корпусе начинались с Божьего благословения. Тем более корпус носит имя великого святого — апостола Андрея Первозванного, под покровительством которого находится весь российский военно-морской флот. К сожалению, владыка Серафим лично не смог присутствовать на этом празднике, но всецело поддержал идею. Прямо из кабинета позвонил отцу Александру Пермякову, который и совершил молебен. И просто хочется выразить искренние слова благодарности Его Преосвященству за содействие. Он сразу разрешил провести молебен в верхнем храме собора. И многих просто потрясло, когда кадеты стали подниматься по лестнице и тут вдруг широко распахнулись двери храма. Это было очень красиво и символично. И в храме было видно, как на кадет благотворно действует само нахождение в его стенах, многие молились.
Недавно все здания корпуса были освящены. Я пригласила отца Сергия Коротких, он дал несколько очень дельных советов. По его подсказке решили заказать большую икону Андрея Первозванного. В субботу, 12 декабря, накануне дня памяти великого святого, ее должны будут установить. Уже определено место для этой святыни — между первым и вторым этажом, прямо напротив парадного входа в главное здание. Рядом будет красивый стенд с описание жизни святого, а с другой стороны — Указ Петра I о создании военно-морских учебных учреждений.
— Кстати, сам кадетский корпус был образован в 2000 году, как раз тогда, когда состоялся выпуск возрожденного первого морского кадетского корпуса в Кронштадте. Вы, наверное, тоже уделяете большое внимание историческим традициям?
— Хотелось бы подчеркнуть, что Калининград — это тоже Балтика и сейчас именно здесь находится и главная база, и штаб Балтийского флота, созданного Петром Великим.
Изучению истории морского кадетского движения у нас уделяется большое внимание. Все без исключения кадеты знают, что история создания морских кадетских корпусов восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1696 году. В январе 1701 года его указом была основана Школа математических и навигацких наук, или Навигацкая школа, которая размещалась в Москве, в Сухаревой башне. Учащиеся подготавливались там не только для флота, но и для армии, а также для гражданской государственной службы. В октябре 1715 года уже в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы была создана Морская академия, или Академия морской гвардии. Чисто военное учебное заведение для подготовки офицеров флота, которое было рассчитано на 300 учеников — выходцев из привилегированных сословий — и организационно подразделялось на шесть бригад по 50 человек в каждой. Спустя год учреждается воинское звание «гардемарин». 15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Новое название подчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. С 1802 года слово «шляхетный» исключили из названия учебного заведения, но это изменение не коснулось принципов комплектования. Мы же, как вы знаете, совершенно не придаем значения, кем являются родители поступающего к нам воспитанника.
— Во-первых, спасибо за исторический экскурс. Во-вторых, я знаю, что лично вы были за то — и приложили к этому немало сил, — чтобы оставить учиться в корпусе часть бывших питомцев интерната, и в этом вопросе нашли поддержку в лице министра образования.
— Рассказанные мной исторические факты теперь больше достояние возрожденного в 1995 году Кронштадтского морского кадетского корпуса, хотя первые вехи становления, я считаю, по праву относятся ко всему морскому российскому кадетству. Мы же начинаем писать свою историю. И я очень рада, что удалось приобщить к этому моих детей-сирот. Сразу после принятия «Торжественного обещания кадета» на нашем плацу было проведено вручение погон и зачитан приказ о присвоении званий вице-старшин 1-й и 2-й статьи наиболее отличившимся кадетам. И среди них бывшие воспитанники интерната № 3 Александр Попов и Денис Путков. Я очень рада за них. Глядя на них, и другие подтягиваются.
— Это полностью совпадает с одной из основополагающих заповедей Господа: «Возлюби ближнего своего».
— Я считаю, что мы очень правильно поступили. Вопрос стоял о том, чтобы после закрытия школы-интерната № 3 они могли бы быть распределены по другим детским домам. Но мы вместе с Наталией Сергеевной Шерри решили дать ребятам шанс что-то изменить в своей судьбе — поучиться в кадетском морском корпусе. Юноши 8—9-х классов получили военно-морскую форму. При этом они должны были полностью подчиняться новому для себя распорядку, изменить свой привычный режим дня, свое поведение. 15 юношей сделали, я считаю, правильный выбор.
Тут наш разговор прервался телефонным звонком, из которого стало ясно, что речь идет о приеме на работу преподавателя курса «Основы православной культуры». Естественно, мой следующий вопрос был связан с этим.
— Я так понял, что в кадетском морском корпусе большое внимание будет уделяться не только чисто патриотическому воспитанию, но и Православию как его составной части. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом?
— Безусловно, главной особенностью образовательной системы в кадетских корпусах и других военных учебных заведениях можно назвать патриотическое воспитание. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание».
— В царской России духовному образованию кадет, юнкеров и солдат уделялось много внимания. Военное духовенство организовывало досуг военнослужащих, проводило беседы, поддерживало боевой дух, следило за морально-нравственной чистотой и заботилось о наличии в частях полезной литературы. Как у вас будет проводиться эта работа?
— Что касается ОПК, то сначала этот предмет будет включен в систему дополнительного образования, а с будущего года введем в основное расписание. Сейчас с кадетами младших классов проводит беседы священник храма Христа Спасителя отец Роман Варламов, который уже несколько лет духовно окормляет кадет. Главное достояние Руси — святость. Поэтому основной акцент будет сделан на изучение образа жизни святых воинов и подвижников. Среди них преподобный Илия Муромец, благоверные Александр Невский и Дмитрий Донской, святой адмирал Федор Ушаков. Должное внимание, наверное, надо уделить и раннехристианским воинам, почитаемым в России. Это Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Федор Стратилат, Федор Тирон. Святые — идеал человечества. В их делах и поступках юные кадеты должны увидеть пример для подражания и совершенствования.
Знакомство с отечественными святынями, оказавшими непосредственное влияние на ход военной истории России, позволяет формировать у кадет интерес к духовному наследию Родины. На занятиях, объединенных, к примеру, темой «Покров Пресвятой Богородицы над Россией», они узнают о Казанской, Тихвинской, Смоленской, Федоровской и Державной иконах Божией Матери, их роли в отечественной истории, участии в военных кампаниях и прославлении в народе. На других уроках кадеты будут изучать государственную символику России от истоков до современности.
— Это все в будущем, а сейчас уже есть какие-то занятия, предусматривающие самостоятельную творческую работу кадет?
— Конечно, до моего прихода корпус не был какой-то «terra incognita». Здесь велась активная творческая деятельность. Например, в журнале «Российская кадетская перекличка», № 8 за этот год, опубликована обширная исследовательская работа кадет 9 класса Александра Шунина и Ивана Ковбаска по произведениям художественной и документальной прозы последних десятилетий «Святыня офицера — честь». Эпиграфом своей работы они избрали строчки из стихотворения участника боевых операций в Афганистане и Чечне Виктора Верстакова: «Вровень символам офицерская честь. Там, где есть офицеры, Бог и Родина есть…»
— Ну, прямо в тему нашей беседы! Наверное, именно неравнодушие по отношению к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию было главным, когда подбирался педагогический коллектив?
— Вообще, я считаю, создание условий для пробуждения духовной жизни в ребенке и ее развития — первостепенная задача каждого педагога. Кадетские корпуса благодаря установленному в них порядку ими располагают. Положительную роль играет обособленность корпуса, которая нисколько не умаляет внутреннюю свободу учащихся, а, напротив, способствует их духовному росту. И педагогический коллектив, как я уже говорила, подбирается с учетом этого. Кроме того, честно говоря, я такой человек, для которого очень много значат открытые отношения. Поэтому всегда бывает тяжело разочаровываться в людях, которым доверяешь. Но, несмотря на это, принципов подбора, как сейчас модно говорить, в команду я не изменила — старалась подбирать людей, которым могла бы полностью доверить ответственные участки в педагогической работе. Здесь на первый план выходит профессионализм. И мне нравится, что все они верой и правдой служат той миссии, которая сейчас стоит перед ними.
Юрий Шатов
|