Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№1 (70) январь

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Церковный суд

 

В 2008 году утверждено «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». Зачем потребовалось это новое церковное подразделение, что привнесет оно в жизнь Церкви? Об этом наш корреспондент беседует с председателем церковного суда Калининградской епархии, настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца в г. Правдинске иереем Вадимом Дегтяревым.

 

— Отец Вадим, «Положение о церковном суде» было утверждено 26 июня 2008 года. Суд обычно понимается как орган, разрешающий спорные вопросы. На чем основана деятельность церковного суда ?

— Принимая всем сердцем благую весть о Христе, каждый человек, наверное, задается вопросами: как жить в соответствии с верой? как служить Богу и ближнему, как исполнить то, к чему призывал нас Христос? как не потерять ту свободу, которую Бог дал людям?

На основные вопросы есть ответы в Евангелии, на многие вопросы нет прямых ответов. Господь оставляет место для нашего творческого осмысления духовной жизни. Имея свободу собственного мнения, мы должны признать, что есть мнение всей Церкви, выверенное веками как обобщение духовного опыта, результат размышлений и подвига поколений христиан — то, что установилось как норма христианской жизни, что соответствует духу Евангелия и обязательно для каждого, кто считает себя христианином.

С самого начала христианская Церковь была поставлена перед необходимостью твердо заявить о своем отношении ко многим явлениям нашей жизни, оценить их с точки зрения христианского вероучения. В посланиях апостола Павла мы видим обличения, обращенные к христианам, призыв к праведности и утверждение церковной иерархии. Апостолы и Вселенские соборы решали актуальные вопросы как вероисповедания, так и христианского благочестия. Святые отцы Церкви определяли свое отношение к вопросам благочестия. Известны правила и канонические послания св. Василия Великого, Григория Неокесарийского, Афанасия Великого.

Так формировался некий кодекс христианина — Свод канонов. Греческое слово «канон» означает «правило», буквально — «мерка, эталон, образец».

Для всех ли обязательны церковные каноны?

— Церковь в земном ее понимании — общество верных, тех, кто добровольно, по зову своего сердца вступил в это общество. В Церкви свои правила — только для верных. Принимая крещение, человек обязуется подчиняться этим правилам. Более всего потому, что они соответствуют его убеждениям. Если нет — никто не может заставить его принять крещение. Более того, не должен принимать крещение тот, кто не согласен или не знаком с учением и правилами Церкви. У каждого есть свобода выбора, но надо иметь в виду, что право выбирать действует только до тех пор, пока не сделан выбор. Когда выбор уже сделан, право выбирать реализовано. Тогда можно говорить не о праве выбора, а о верности сделанному выбору. Так солдат, который дал присягу, не может во время войны сделать иной выбор и перейти на сторону противника. Такой «выбор» называют предательством. Церковные правила обязательны для всех христиан.

— А как же быть с крещением во младенчестве, если крещаемый в силу возраста не может понять христианского учения?

— В древней Церкви младенцев не крестили, если семья, в которой ребенок будет воспитан, не христианская. Сейчас мы видим трагедию нашего общества, может быть, это наследие советского времени: родители несут крестить ребенка, обещают от его имени соблюдать установления Церкви и ничего не делают, чтобы ребенок имел христианские убеждения. То есть обрекают его на ответственность за то, что он не принял.

Греческое слово «канон» означает «правило», буквально — «мерка, эталон, образец»

Само по себе крещение не спасает. В Евангелии от Марка сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Родителям следует заботиться о том, чтобы ребенок имел веру, то есть был воспитан и образован в ней, тогда имеет смысл крещение.

— Значит, мы можем призывать к исполнению заповедей и винить в несоблюдении христианских норм только христианина?

— Конечно. Самым страшным наказанием, «высшей мерой» является анафема — отлучение от Церкви (исключение из нее). Нехристианин и так за пределами Церкви. Он не брал на себя обязательств, а потому не отвечает по ним. Кажется, человеку без веры лучше жить. Но это только кажется. Бог дает несравненно больше, чем требует от нас. Христианам, «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12).

Естественно, целью как церковных правил, так и церковного суда является содействие спасению людей. Так и сказано в присяге церковного судьи: «…помогать преступившим заповеди Божии придти к познанию Истины, к покаянию, исправлению и конечному спасению».

Означает ли это, что церковный суд — это суд без наказания?

— Конечно, нет. Только надо вспомнить исходное славянское значение слова «наказание» — наставление, научение, от слова «наказ». Каноны, определяющие наказание за грехи, по сути предлагают меру покаяния. И предупреждают об ответственности.

— В следующей беседе мы обратимся более подробно к делам, рассматриваемым в церковном суде, а пока вернемся к истории церковного суда в Русской Церкви.

— Начало судебной системы в христианской Церкви положено в первые века ее существования. Члены христианских общин за разрешением любых спорных вопросов обращались к епископу, авторитет которого для них был для них несравненно выше авторитета светских судей, особенно в вопросах веры. С принятием христианства в Римской империи гражданское законодательство было согласовано с церковными канонами (Кодекс Юстиниана 529 г.). Отпала необходимость епископу заниматься решением бытовых споров, в ведении его суда остались только вопросы вероучения и церковной жизни.

С крещением Русь приняла от Византии и основы судебной системы. Но в силу неразвитости гражданских правовых институтов к епископу обращались по всем спорным вопросам, имеющим отношение к нравственности. Это были и семейные споры, и вопросы наследства. Церковь своим авторитетом защищала как родительские права, так и неприкосновенность личных прав детей. Естественно, дела по обвинению в колдовстве, ересях и расколах также относились к суду епископа.

В XVII веке юрисдикция церковного суда была еще более расширена. В синодальную эпоху, напротив, многое из того, чем раньше занимались церковные суды, было передано светским судам. Да и сам церковный суд перестал быть личным судом епископа, он состоял из судей и входил в состав духовной консистории — подчиненного епархиальному архиерею органа, осуществляющего управление епархией.

Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни

На поместном соборе 1917—1918 гг. был поставлен вопрос о реформе церковного суда, но он так и не был решен. Только в Уставе РПЦ 2000 г. появились общие установления о церковном суде. Результатом их детальной разработки и явилось «Положение о церковном суде», которое было утверждено 26 июня 2008 г. на пленарном заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

— Чем была вызвана необходимость принятия такого документа?

— С каждым годом растет авторитет Русской Православной Церкви, растет число верующих людей, приходов, соответственно, меняется пастырская практика, растет количество проблем и вопросов, требующих своего немедленного разрешения. Люди обращаются к епархиальным архиереям со спорными вопросами, которые требуют исследования. Епископ просто не имеет времени разбираться во всех делах, опрашивать свидетелей, рассматривать доказательства. Создание епархиальных судов стало требованием нынешней внутрицерковной ситуации. Кроме того, «Положение о церковном суде» определяет устройство всей судебной системы Русской Православной Церкви.

Давайте поговорим о самом положении.

— В I разделе определены принципы и устройство судебной системы.

Судебная система Русской Православной Церкви включает следующие церковные суды:

— епархиальные суды — с юрисдикцией в пределах соответствующих епархий;

— высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви За границей, а также Самоуправляемых Церквей — с юрисдикцией в пределах соответствующих Церквей;

— Общецерковный Суд — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

— Архиерейский Собор Русской Православной Церкви — с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.

Церковные суды Русской Православной Церкви осуществляют судебную власть, руководствуясь священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, упоминаемым нами «Положением» и иными установлениями Православной Церкви. Церковным судам подсудны дела в отношении лиц, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Церковные суды не принимают к рассмотрению дела в отношении умерших лиц. Церковные суды предназначены для восстановления нарушенного порядка и строя церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных установлений Православной Церкви.

Церковное судопроизводство имеет делегированный характер. Полнота судебной власти в Русской Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору. Полнота судебной власти в епархиях принадлежит епархиальным архиереям. Если дело требует исследования, епархиальный архиерей передает его в епархиальный суд.

Желающие более подробно познакомиться с «Положением о церковном суде» могут найти его на официальном сайте Архиерейского Собора.

— В следующей беседе мы поговорим о епархиальном суде Калининградской епархии.

Продолжение следует.

 

Людмила Козельцева

Человеку любопрительному, который хочет поставить на своем слове, ничего не давай, и у него вовсе ничего не бери: лучше быть другом убийце, нежели любителю споров.

 

Св. Исаак Сирин

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото41

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.