|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (71) февраль |
|
|
Найти свой путь к Богу
Разговор в преддверии Великого поста
Наша беседа с секретарем Калининградской епархии Русской Православной Церкви, настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Калининграда о. Марьяном Позунь состоялась накануне Великого поста. С вопросов о том, что значит пост в жизни православных христиан, и началась наша беседа.
— Насколько важен пост для верующего человека?
— Пост важен не только в качестве воздержания от определенной пищи, но в первую очередь — от дурных дел, от всего, что мешает вести нормальную духовную и материальную жизнь. Другими словами, воздержание духовное невозможно без воздержания физического. Не воздерживаясь, человек может страдать, болеть. А постом и молитвой, как говорят святые отцы Церкви, изгоняется всякая злая сила.
— Откуда пошла традиция проводить столь долгие посты?
— Еще в Ветхом Завете говорится о посте. Евангелие свидетельствует, что Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. В Священном Писании также рассказывается о пророке Иоанне Крестителе, который вкушал дикий мед и акриды, то есть имел полное воздержание. Существует множество других примеров из жизни великих святых, прославленных нашей Церковью.
И для нас сегодня важно стремиться к той жизни, которую вели святые угодники, в том числе соблюдать воздержание во время поста, особенно Великий пост перед Пасхой Христовой.
Кроме того, есть еще многодневные посты перед праздником Петра и Павла, Успением Пресвятой Богородицы и перед Рождеством Христовым. Следует соблюдать также однодневные посты по средам и пятницам и специально установленные в память событий Священного Писания — Усекновения главы Иоанна Предтечи, Крестовоздвижения.
— У Великого поста есть какое-то отличие от других?
— Это самый строгий пост. Поступая, как Иисус Христос, православный верующий должен 40 дней поститься, а затем соблюдать воздержание во время Страстной Седмицы. Воздерживаясь и понуждая себя на некоторые страдания или неудобства, мы таким образом вспоминаем страдания Господа, чтобы достойно и радостно встретить Пасху — светлый праздник Христова Воскресения.
— Православная Церковь призывает поститься «постом приятным», то есть с радостью в душе. С другой стороны, есть устойчивое словосочетание «постное лицо», когда говорят о человеке, явно чем-то недовольном. Как объяснить людям, что поститься с «постным лицом» нельзя?
— Все зависит от человека. Пост ведь держат от любви к Богу. Человек испытывает сам себя: чем он может пожертвовать ради своей веры, насколько он искренен в своей любви к Богу. И если он может смирить свою волю, проявить характер, сломать свою гордыню, от чего-то отказаться ради этой любви, то вопрос снимается сам собой. А с «постным лицом», как вы говорите, держать пост могут только лицемеры, для которых важна показуха, а не искренняя любовь к Богу.
— Некоторые путают пост с диетой и относятся к нему соответствующим образом. Насколько опасно такое заблуждение?
— Как я уже говорил, во время поста важно духовное состояние, а не то, от какой пищи мы отказываемся. Может ли человек не обижаться на кого-то, не ссориться, может ли простить, смирить свои внутренние отрицательные эмоции и так далее — вот главное. А стремление воспользоваться удобным случаем, чтобы похудеть и сделать более стройной свою фигуру, демонстрируя при этом еще и какую-то «духовность», ничего, кроме вреда, душе принести не может. Если относиться к посту без смирения, без внутренней работы над собой, а со злостью и «постным лицом» ждать, когда же он кончится, можно только навредить себе.
Опасно также впадать в грех гордыни: мол, какой я хороший, пост держу! Известны случаи, когда некоторые подвижники специально нарушали правила вкушения пищи во время поста, чтобы их не хвалили, не превозносили. Например, совсем недавно, в 1940—50-е годы, одна монахиня из Пюхтицкого монастыря, известная даже своими чудотворениями, иногда в постные дни ела молочные продукты, для того чтобы показать, что не ее, грешного человека, надо благодарить, а всемогущего Господа, ниспославшего ей этот дар. Или широко известен случай с юродивым Иоанном Псковским, который в своей хижине во время Великого поста стал угощать сырым мясом царя Иоанна Грозного, после разорения Новгорода Великого двигавшегося с войском на Псков, чтобы подвергнуть горожан той же участи за якобы совершенную ими измену. А когда государь с негодованием отказался, он стал обличать его: «Мяса не ешь, а кровь человеческую пьешь! Уходи, иначе издохнешь как твоя лошадь!» Тут вбегает царский слуга и с ужасом докладывает царю, что только что умерла его любимая лошадь. Иоанн Грозный тут же приказал своему войску отойти от Пскова и в страхе направился в Москву, не покарав за мнимую измену ни одного человека. Кажется, юродивый Иоанн нарушил все запреты во время поста, а на самом деле совершил духовный подвиг, спас земляков от неминуемой гибели.
— Пост предполагает некий уровень смирения, которое само по себе является смыслом христианской жизни. Молитва Макария Великого каждое утро нам напоминает об этом. Если такой великий святой кается перед Господом, «яко николиже благое пред Тобою сотворих», то что же говорить обо всех нас, грешных! И все-таки многие, мягко говоря, не готовы смирить свое «я», даже приходя в церковь. Как объяснить людям, что смирение не рабство, а то необходимое состояние души, в котором человек только и может встретиться с Богом?
— Не все это понимают. Хотя должен сказать, что прийти к Богу можно по-разному. Часто это бывает через страдания. Кто-то приходит через поиск смысла жизни. Как Бог открывается — до конца неизвестно, это действие благодати Духа Святого, это тайна, сокрытая от нас.
Но, безусловно, главным условием является смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. У преподобного Исаака Сирина есть удивительные слова о том, что благодать Божья исходит с Неба в равной степени для каждого человека, но не все в равной степени способны ее принять. Гордый и надменный сам как бы убегает от нее. Важно, чтобы каждый из нас испытывал смирение перед Богом, имел искреннее желание искоренять свои недостатки. Ведь пред Богом не чисты даже ангелы, тем более нет ни одного кристально чистого человека.
— Некоторые считают, что и зло тоже Бог посылает, поэтому с ним бороться тоже не надо, то есть все, что нам дается, — все от Господа. Насколько правильна такая точка зрения?
— Во II веке была секта гностиков-дуалистов, утверждавших подобную точку зрения. Нет, Бог создал только добро. Он так любит свое создание — человека, что дал ему свободу выбора. Человек по своей воле может «переключать» себя подобно каналам в телевизоре: либо смотреть передачу о Православии или о чем-то другом добром и хорошем, либо какую-нибудь нечистоту. Каждый волен «щелкать каналами» по своему усмотрению. Человеческая душа подобна «або мухе, або пчеле». Пчела даже среди навоза может найти цветочек, сесть и собрать нектар, а муха на цветочной лужайке сядет на нечистоту. То есть зло творит сам человек, попадаясь в сети дьявола — врага рода человеческого.
— Сейчас общество в кризисе. Не только в экономическом, но и в духовном, нравственном, информационном — достаточно просто всего полчаса посмотреть телевизор или радио послушать. Если говорить о духовном кризисе, то еще 14 веков назад преподобный авва Дорофей утверждал, что он проистекает прежде всего от наших страстей, главные из которых — сластолюбие, сребролюбие, славолюбие. Как современному человеку избежать этих пагубных «трех С»?
— Когда человек сам себя судит, видит свои грехи, а не сваливает на других то, почему у него что-то не получается в жизни, ему не грозит никакой духовный кризис. Если нет опыта внутреннего осуждения своих грехов и пороков, то он невольно, подобно губке, впитывает в себя разные пагубные страсти, в том числе и упомянутые вами «три С». Это все связано друг с другом. Чтобы достичь необходимого уровня кротости и смирения, даже в самый расцвет Православия, в IV—V веках, немало подвижников веры уходили подальше от людей, из городов в какие-то пустыни, чтобы там молиться и каяться. И это были праведники, многие их которых затем были причислены Церковью к лику святых. Чего уж говорить о нас, живущих сегодня! Если человек хочет исправиться духовно, он обязательно придет к покаянию, которое невозможно без понимания своих грехов. И только тогда, после искреннего раскаяния в грехах, для христианина имеет смысл Таинство причастия.
Если ненавидишь, завидуешь, желаешь зла другому человеку и не испытываешь чувства раскаяния, то это непременно к тебе самому потом вернется. Как говорят святые отцы, нет греха непрощенного, есть грех нераскаянный.
Часто человек забывает, что он существо вечное, так замыслил о нем Творец. Если жизнь тратится на безумную погоню за материальными благами и ценностями, то пройдет 70—80 лет — и что? Человек умирает в страшной тоске. Он ненавидит смерть, у него богатства столько, что готов прожить в удовольствие еще хоть тысячу лет. Но не он определяет сроки своей земной жизни…
— Не зря ведь в Евангелии говорится: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк 18:24—25). Наверное, именно потому, что ему тяжело расстаться с нажитым добром, которое превращается в смысл жизни…
— Об этом очень точно сказано в книге Святейшего Патриарха Кирилла «Слово пастыря», написанной им, когда он еще был митрополитом Смоленским и Калининградским: «Почему же богатства земные выступают препятствованием для наследования сокровищ Небесных? Да потому, что богатство сопряжено с обилием соблазнов. В самом деле, состоятельный человек может позволить себе если не все, то уж наверняка очень многое из того, что он желает. Но желания человека часто диктуются не только потребностями в необходимом и достаточном, но также его инстинктами и страстями, сдерживать и контролировать которые чрезвычайно трудно. И если богатый человек уступает власти инстинктов и страстей, то в его жизни не останется никаких внешних сдерживающих факторов. Нужно быть очень сильной и волевой личностью, духовно закаленным человеком, чтобы, будучи богатым, избежать соблазнов богатства. Напротив, человек бедный объективно оказывается поставлен в условия, при которых он нередко попросту не имеет возможностей потакать своим страстям и соблазнам. Эта стесненность внешними обстоятельствами в определенной мере оберегает человека от греха, хотя, конечно, не может быть гарантом его спасения».
В любом случае, если человек осознает, что наша жизнь не кончается на смертном одре, то ему легче будет готовить себя к переходу в вечность.
— Бытует мнение, что достаточно причащаться только четыре раза в год, то есть во время многодневных постов. С точки зрения церковных канонов как правильно? Или каждый человек вправе решать это самостоятельно?
— Самое важное в жизни каждого человека — это время, которое никто никогда не возвращает. Дети всегда должны платить добром своим родителям, которые много времени потратили, чтобы их вырастить, воспитать, дать им достойное образование. Это нормально, мы не будем сейчас говорить об исключениях, которые иногда случаются. Точно так же и с молитвой Господу. Когда человек молится, то есть отдает часть своего времени общению с Богом, то в духовном смысле это потом ему многократно возвращается. Недаром, как говорят святые афонские отцы, в молитве человек молодеет душой. Светскому человеку, никогда не молившемуся, не находившемуся в духовном общении с Богом, может быть, это трудно понять. Здесь, наверное, надо произвести усилие над собой, прийти в церковь. Нужно помнить о словах Христа: «С сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него» (Лк 16:16).
Покаяние тогда возникает, когда человек видит свою немощь. И когда к нему придет понимание, что надо очиститься от своих пороков, от грехов, он увидит, что не может это сделать самостоятельно, без помощи Бога. Осознав это, человек приходит к покаянию, а затем к причастию святых Христовых Таин.
Здесь нет, да и не может быть каких-то строгих установок. Известно, что в дореволюционное время каждый православный житель Российской империи на свою работу должен был предоставить справку, что он хотя бы раз в год исповедовался и причастился. Мы знаем, к чему привел такой формальный подход к вере. Но по церковным канонам желательно, чтобы христианин приходил в храм еженедельно и причащался не реже, чем раз в месяц.
— К сожалению, есть и такие, причисляющие себя к православным христианам, которые считают, что можно верить в Бога, но при этом вовсе необязательно посещать церковные службы. Мол, я верю в душе. Можно, конечно, забежать в храм на великий праздник, свечку поставить, но ходить туда каждое воскресенье, исповедоваться, причащаться? Зачем, когда у меня дома есть иконы, я помолюсь, даже свечку могу там зажечь, и этого достаточно! Что им ответить?
— Те, кто считают, что искренняя вера возможна без соборной молитвы в церкви, участия в таинствах и изучения Священного Предания Церкви, заблуждаются. Когда кто-то говорит, что верует только в душе, то он может не в Бога верить, а в дьявола, покоряясь своим страстям и даже не замечая этого. Напомню удивительные по своей глубине слова Достоевского о том, что сердце человека есть поле битвы, где сражаются добро и зло. Церковь для верующего человека как первая инстанция, где его душа окультуривается, очищается от всяких духовных «нечистот» и знакомится с общецерковным пониманием и опытом духовной жизни, с ее объективной стороной.
Кроме того, соборной, общей молитвой в храме человек молится не только ради себя, но и за тех, кто из-за немощи не смог прийти, и за тех, кто испытывает немощи духовные, впав в какой-то грех. Таким образом, он сам трудится ради других людей. Это все равно что вокруг больного человека собираются родные близкие, врачи, чтобы помочь его скорейшему выздоровлению.
Что касается свечей… Бог — Создатель Вселенной — не нуждается в наших свечах. Мы ставим их в церкви перед образами, чтобы образ Божий отражался в нашей жизни, чтобы напомнить прежде всего самим себе о необходимости жизни по Евангельским заповедям. Здесь не может быть никакой «торговли» с Богом.
— Воинствующих атеистов, полностью отрицающих Бога, сейчас практически не осталось. Но есть еще, так сказать, сомневающиеся. В чем, на ваш взгляд, кроются причины их сомнения?
— Дело тут, наверное, в неправильном воспитании, когда, вырастая с изъяном, человек начинает реализовывать себя не в покаянии и смирении, а в гордыне. А эта страсть ставит на первое место человеческое «я», а потом уже все остальное. Какая уж тут вера в Бога! Может человек и по незнанию быть далеким от Бога.
Хорошо, если человек начнет ходить в храм, еще будучи невоцерковленным. Находясь в храме, слушая слово Божие, слушая проповеди священника, он постепенно начинает понимать то, что раньше было скрыто от него. Раньше, в древние времена, так и проходило воцерковление многих христиан. Даже не умея читать, приходя в храм, люди смотрели на иконы, росписи на стенах, слушали Священное Писание — их души постепенно менялись к лучшему, преображались, и люди сознательно принимали христианство как образ веры и жизни, как путь человеческой души к Богу.
Хотя, я думаю, даже многие атеисты подсознательно верят в Бога. Приведу такой пример. Однажды к 80-летнему старику, как говорится, «пламенному революционеру», уже почти находящемуся на смертном одре, пришел священник. Тот говорит: «Хочу причаститься, хотя я в Бога не верую».— «А зачем же меня позвали?» — «Так ведь страшно умирать без Бога».
— Не зря ведь великие ученые, поражаясь своим открытиям, приходили к Господу. Понимали, что только Он мог создать столь совершенный мир.
— Менделееву перед его величайшим открытием приснился ангел Божий, который держал в руках раскрытую таблицу химических элементов. Безусловно, наш великий химик много искал, трудился и в конце концов был поощрен свыше за свои труды. И Менделеев всегда говорил: «Это не мое, а Божье открытие». А Ломоносов, Пирогов, Павлов! Они были очень верующими людьми, как и многие другие великие русские ученые.
— С чего надо начать человеку, в первый раз переступившему порог храма?
— Начинать надо всегда с молитвы. Горячей молитвы Господу — открыть Ему свое сердце. И постепенно будет все открываться, многое в храме станет понятнее и ближе. Все сразу никому не дается. Нельзя сразу прочитать 120 книг и стать самым умным. Возникнут вопросы, найдутся люди, в том числе и священник, которые ответят на них, подскажут. Это не одноразовый процесс — религиозное чувство надо в себе взращивать и развивать. Это как начинающий штангист, который не может сразу взять и установить рекорд мира. Если возьмется, то он просто покалечит себя. Так и тут: важен постепенный переход, от простого к более сложному.
— Батюшка, а вы могли бы порекомендовать какую-то литературу для начинающих воцерковляться?
— Есть хорошая книга «Первые шаги в православном храме», неплохо было бы почитать труды преподобного аввы Дорофея. Из авторов XX века — труды митрополита Антония (Блума), священника Александра Ельчанинова и др.
— Еще один, на мой взгляд, не очень правильный момент у считающих себя уже достаточно воцерковленными православными христианами — выбор «доброго» батюшки. Я имею в виду не духовника, а приходского священника. Этот не нравится — слишком молод, другой говорит не то, что хочу услышать, тот слишком строг на исповеди. И начинается беготня по приходам…
— Когда внезапно заболевшего человека привозят в больницу, чтобы оказать ему первую помощь, он попадает на того врача, который есть в приемном покое. Хотя не исключено, что в этой больнице работают и более квалифицированные врачи. Потом, в процессе лечения, когда уже стало полегче, он может выбрать, никто запретить не может.
Такое вполне естественно и для Церкви. Но в любом случае надо доверяться тому, кто конкретному человеку может принести наибольшую пользу в его духовном росте. Если же просто бегать по разным приходам, слушать, где батюшка ненароком похвалит его недостатки, это только хуже будет для такого «верующего».
— Насколько необходимо иметь духовника? Ведь есть опасность «не на того нарваться»?
— Надо присматриваться и к жизни священника. Как он живет? Что его интересует? И если человек видит, что он несет духовное и сам духоносный, то может себе избрать такого священника в духовники. Если же он чувствует, что есть какие-то моменты, которые не нравятся, то лучше поостеречься принимать такое решение. Еще в середине позапрошлого века преподобный Игнатий Брянчанинов писал, что Церковь будет жить только по духовным книгам и наставлениям, а духоносных наставников вообще не будет. Но дай Бог, чтобы люди могли иметь таких наставников, которые бы и сами жили духоносно, и передавали дух Христов пастве, всем, кто попросит.
— Предыдущий вопрос я неспроста задал. Некоторые, объявляя себя боговдохновенными старцами, на самом деле не советы духовные дают, а чуть ли не в рабство своих приверженцев обращают, создают какие-то «православные» секты. Особенно это связано с ожиданием скорого конца света. У нас в епархии, насколько я знаю, таких нет, но все же проблема существует.
— Подобное стремится к подобному. Я уже приводил пример мухи и пчелы. Если человек мудрый, то он всегда себя испытывает и взвешивает, что полезно, а что пагубно для его души. В духовном мире существуют не только ангелы, но и демоны, запутывающие человека и ведущие его к духовной погибели. И мы снова возвращаемся к посту как к форме воздержания, который в сочетании с молитвой, жизнью по Евангельским заповедям и участием в Таинствах Церкви для того и нужен, чтобы прибавить человеку духовной мудрости. И тогда человек сможет отличить доброе от злого, сможет найти свой путь к Богу.
Дмитрий Осипов
|