Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№2 (71) февраль

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Церковный суд

 

В 2008 году утверждено «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». Зачем потребовалось это новое церковное подразделение, что привнесет оно в жизнь Церкви? Об этом наш корреспондент беседует с председателем церковного суда Калининградской епархии, настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца в г. Правдинске иереем Вадимом Дегтяревым.

 

(Продолжение. Начало в № 1 (70) январь 2010 г.)

— Отец Вадим, в конце прошлой нашей беседы мы пообещали читателям поговорить о епархиальном суде Калининградской епархии. Скажите, пожалуйста, каков его состав?

— В соответствии с положением о церковном суде, епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей включая председателя и его заместителя. Заместителем председателя суда назначен иерей Александр Соколов. Заместителя, как и председателя, назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи епархиального суда избираются Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея. Это иерей Игорь Дюкарев, иерей Константин Киосев и иерей Роман Варламов. Все священники служат в храмах города Калининграда, работа в суде является для них (как и для председателя суда) дополнительным послушанием.

— Сколько времени уже работает епархиальный суд и какова статистика рассматриваемых дел? Каких дел более всего?

— Суд начал заседания в июне 2009 года. На сегодняшний день в епархиальный суд поступило 134 прошения с учетом переданных из смоленского епархиального управления (прошения были ранее направлены в Смоленск жителями Калининградской области на имя управляющего Смоленско-Калининградской епархией ). Из них о признании церковного брака недействительным — 102, о разрешении на отпевание — 32.

— Чем Вы объясняете такую статистику?

— Статистика на самом деле печальная и, конечно же, отражает ситуацию в обществе. Утрата ответственности перед Богом и, как следствие, кризис семьи, обесценивание человеческой жизни… Дело даже не в количестве дел, а в причинах, которые называются как важные и непреодолимые препятствия, а на самом деле решаются, если люди имеют веру и хотя бы некоторое представление о церковной жизни, молитве, борьбе со страстями. Это относится и к разводам, и к самоубийствам.

— Что если мы подробно рассмотрим как раз дела о церковных разводах? Уверена, они весьма интересуют наших читателей, и не только состоящих в браке. Судя по Интернету, большинство читателей, пребывая в полном неведении, придумали понятие «обряд развенчания». Они даже не догадываются, что по вопросу семейных неурядиц в первую очередь надо обратиться к священнику.

— Учение Церкви мудро. Это Божественная мудрость, проверенная веками, в том числе и в вопросах брака. Некоторые думают, что церковные установления устарели, что сейчас другое время, другие пути достижения счастья. Люди считают себя достаточно умными, чтобы сказать: «Не учите меня жить». И еще и еще раз наступают на те же грабли…

Мы забыли, что слово «счастье» происходит от слова «часть». Счастье — это со-участие в жизни с Богом. Настоящая любовь — это отражение Божественной любви. Любовь всегда жертвенна, иначе это не Любовь. Истинную любовь явил Христос в своей жертве на кресте, чтобы искупить грехи людей.

Церковь испрашивает благословение супругам, чтобы Бог дал им силы преодолеть все трудности и пронести по жизни настоящую любовь. Один раз на всю жизнь. Бог благословляет нерушимый союз — по слову апостола Павла, «любовь никогда не перестает» (1 Кор 13:8). В чине венчания много раз повторяются слова: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает». Само венчание — таинство, его совершает Господь, а не священник. Поэтому не может быть «церковного развода», тем более «обряда развенчания». Это не видеозапись, чтобы прокрутить ее в обратном направлении. Мы можем лишь с горечью констатировать: брак распался, супруги совершили грех — отвергли благословение. Для христианина это чрезвычайное происшествие, особый случай, поэтому он и рассматривается в суде. Суд должен разобраться, может установить, кто более виноват, но отменить Божье благословение не имеет власти.

Настоящая любовь — это отражение Божественной любви

— Зачем же тогда обращаться в суд?

— Если брак распался по вине одного из супругов, другой может получить разрешение на новый церковный брак. Но это уже исключение. Такое благословение может дать епископ. Священник не имеет права венчать второй брак без благословения архиерея, и само венчание в этом случае совершается по другому чину. Тем не менее это возможность еще раз испросить Божье благословение.

— Когда появился церковный брак как институт?

— До IX столетия Церковь не знала отдельного обряда бракосочетания. Обычно христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и приобщение Святых Тайн, согласно Тертуллиану, было печатью брака, которая включала в себя всю меру христианской ответственности. Были отдельные краткие молитвы о благословении супругов, но они также включались в литургию.

Начиная с IV века у восточных христианских авторов мы находим упоминания о торжественном обряде, сопровождающем это таинство. Однако появление обряда венчания еще не делало его обязательным для всех вступавших в брак христиан. В Византии брак мог совершаться посредством благословения, венчания или договора.

Позже в христианских странах Церковь взяла на себя обязанность вести учет браков. Фактически это означало, что брак, не получивший благословения Церкви, не будет считаться браком. Таинство Церкви стало рассматриваться как некая формальность. Это, в свою очередь, привело к искажению идеи о браке как неповторимой и вечной связи людей, таинственно отражающей союз Христа и Церкви.

— Такое положение изменилось 18 декабря 1917 года, когда Совнарком Российской республики принял декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Начали свою работу специальные органы — отделы записи актов гражданского состояния, всем известные ЗАГСы. А что называли «гражданским браком» до 1917 года?

— В отличие от церковного, гражданский брак регистрировался вне Церкви. Такие браки были и до 1917 года, например между гражданами неправославного вероисповедания или смешанные браки, которые Церковь не венчала по каноническим причинам. С появлением ЗАГСов гражданский брак стал единственно законным с точки зрения государства. Венчание перестало быть обязательным.

— Это хорошо или плохо?

— Скорее хорошо: таинству венчания возвращается первоначальный высокий смысл. Но потребуется еще немало времени и усилий пастырей Церкви, чтобы в обществе утвердилось ответственное христианское отношение к венчанию и к созданию семьи вообще.

— Мы говорим о гражданском браке в смысле регистрированного в ЗАГСе. В последние десятилетия появилось понятие «гражданский брак» в значении «союз, никак не зарегистрированный». Как вы относитесь к этому явлению?

В данном случае словами «гражданский брак» прикрывается безответственность и трусость. В таком «браке» нет любви. Любящий человек готов идти на край света, посвятить любимому всего себя, а если он готовит путь к отступлению, говорит о «проверке чувств» и т.п., значит, нет любви. Что бы он ни говорил при этом о свободе взгляда на штамп в паспорте. Дело не в штампе, а в ответственности.

— Кто в этом виноват — мужчины или женщины?

Таинству венчания возвращается первоначальный высокий смысл

— По моим наблюдениям, мужчины перестали быть мужественными. Часто мужчина боится быть главой семьи, принимать решения, вести за собой. Поэтому он соглашается на позорное положение «гражданского мужа» или «сожителя». Женщина соглашается на такое унизительное положение (в любой момент ее могут бросить как ненужную вещь), наверное потому, что невысоко себя ценит, хочет любой ценой удержать мужчину. Такой «гражданский брак» неприемлем для христианина как противоречащий высокому достоинству человека и представлению об истинной любви.

— Поэтому венчание возможно только для тех, кто уже состоит в зарегистрированном гражданском браке?

— Да. Мы расцениваем регистрацию в ЗАГСе как подтверждение ответственного отношения супругов к их совместной жизни.

— А если желающие венчаться не могут зарегистрировать брак?

— В очень уж исключительном случае можно подать прошение архиерею. Но если супруги не регистрируют брак, например чтобы получить еще одну квартиру или выехать за границу, это не может считаться уважительной причиной.

— Какие еще есть препятствия для совершения таинства венчания?

— Церковное брачное законодательство более строго, чем гражданское. Чтобы подать заявление в ЗАГС, необходимо выполнение условий, перечисленных в статьях 12—14 Семейного кодекса РФ: 1) желающим вступить в брак должно исполниться 18 лет (возможны исключения); 2) они не должны состоять в браке, а если брак был заключен, то он должен быть к этому времени расторгнут, причем количество браков не ограничено; 3) желающие вступить в брак не должны быть близкими родственниками до третьей степени родства, усыновителями и усыновленными, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

Церковь принимает условия Семейного кодекса, но предъявляет и дополнительные требования. Так, венчающиеся должны быть верными членами Церкви, то есть крещеными, участвующими в церковной жизни. Венчание возможно, если это первый брак, в виде исключения — второй или третий. Не может быть благословлен четвертый и более брак. Разрешено венчание, если степень родства более четвертой. Обо всем, что касается родства и других препятствий к церковному браку, священник должен расспросить желающих венчаться — он несет ответственность за законность венчания.

— Возможно ли расторжение церковного брака, если он был заключен неправильно?

Если выясняются нарушения при венчании, брак признается недействительным. Этим также занимается церковный суд.

Продолжение следует.

 

Людмила Козельцева

Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы подлежим ответственности. Если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И для чего тебе ненавидеть его? Ненавидь грех его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, а молился о них.

 

Св. Исаак Сирин

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.