|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (72) март |
|
|
ПИСЬМА
Дорогой В.!
Если Вы читали мой ответ на письмо З., то должны были понять, что я предложил З. и ее маме эту важную для них проблему решать самим, но с рассуждением, и, конечно, обратил внимание на то, что требует особенно серьезного размышления.
Но теперь, познакомившись с Вами по Вашему письму ко мне, уже могу сказать и З., и Вам, что я не мог бы благословить ваш брак. И объясняется это мое решение очень просто. Ваш брак не будет христианским, вы не будете создавать домашнюю церковь и стремиться строить свои отношения так, как того требует Церковь. Ведь, по Вашему осознанию, Вы — человек неверующий. И вот это-то и есть тот самый «плуг», который пройдет по жизни З. и перепашет ее. А как она это сможет принять и пережить, я не знаю. Только с уверенностью скажу, что ее христианское мироощущение будет в опасности.
Я не провидец. Я просто человек, проживший долгую жизнь и многое повидавший в ней как священник и, тем более, как духовник. Да ведь и Вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем.
Поэтому еще и еще раз скажу, что я не благословлял такие браки ранее и не возьмусь это делать и теперь.
Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы, дорогой В., ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение, да оно Вам и не нужно.
Но я никогда и никого не связывал моим словом. Господь дал каждому полную свободу — Он зовет, но откликнуться или нет на Его зов, решает каждый человек сам. Вот и Вы с З. в решении вашей дальнейшей жизни свободны. Судить же, какова домашняя церковь З. сейчас и кто и какой несет в ней крест, мне не дано. От креста же нам не уйти. Но есть крест во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество З… Дорогой мой В., мы с Вами говорим на разных языках, не знаю, поняли ли Вы меня, но я очень хотел бы, чтобы поняли. Всего Вам доброго!
Дорогая Н.!
Двадцать лет Вы прожили с супругом, и были в этой жизни и радости, и скорби. Сейчас — полоса скорбей, но как же мыслите Вы бежать от них, если при бракосочетании (при венчании) супруги до дна пьют чашу жизненных радостей и скорбей? Не должно так мыслить, как Вы сейчас.
Операция хирургическая всегда последнее средство лечения при тяжелых болезнях, а Вы еще не потрудились помочь страждущему супругу — о нем ведь молиться надо, за него просить Бога надо и всех святых. Читайте акафист Матери Божией «Неупиваемая чаша», молитесь св. мч. Вонифатию и терпеливо несите крест свой, а главное, сердечные намерения свои пересмотрите. Супруги — двое в плоть едину. Страдает один — неминуемо болеет и другой. Но, что Бог сочетал, человек да не разлучит.
В духовной жизни нет одного рецепта для всех |
В терпении вашем спасайте души ваши. А сбежать со креста легко, но спасение тогда под большим вопросом.
Дорогая М.!
То, что я писал Вашей маме о Вашем браке, я могу только повторить. И тогда я отвечал на крик души Вашей мамы. Теперь Вы сами уже трижды мама и даже бабушка — и Ваша душа болит, как и у Вашей мамы. И теперь я думаю, что вам легче понять друг друга.
Вы развелись по благословению и ничего не восстанавливайте. Дорогая моя, ведь было время, когда к браку относились серьезнее и ответственнее, чем теперь, и в то время психическим больным не давали на брак благословения, жалея будущих детей. Прислушайтесь же к детям своим, присмотритесь к ним.
Они уже повторяют Ваши родительские ошибки. А чтобы этого не было, Вам надо больше думать о них.
В духовной жизни нет одного рецепта для всех. Поэтому все примеры не прикладывайте к себе.
А благословляю Вас с радостью и письму Вашему я рад. У меня вы все вместе с Вашей мамой в памяти молитвенной давно. С Вас хватит своего креста, уже наполовину самодельного, не берите снова чужой на себя.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
|