|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (72) март |
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА
Предостережение от уныния
Успокойтесь! Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысел Божий! Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения упремудряют.
Общество, беседа с людьми благочестивыми приносят существенную пользу. Но для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым — надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание. Таково об этом предмете учение Писания и отцов. Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу. Не только из среды мирян — из среды монашествующих крайне трудно найти советника, который бы, так сказать, измерил и взвесил душу, с ним советующуюся, из нее, из ее достояния преподал бы ей совет. Ныне советники и руководители больше преподают совет из себя и из книги. А первого совет — тот-то особенно полезен и действителен; он близок к душе, ищущей приютиться под сенью совета, — своего ей; это она чувствует. Св. Исаак сказал: «Ничего нет каждому полезнее, как совет свой». И совет чуждый, хотя, по-видимому, состоящий из благих и разумных слов, приносит душе лишь мучение, расстройство. Она чувствует его несообразность, чувствует, что он чужд ей. Говорит Писание: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притч 12:18).
Прибегайте больше к чтению святых отцов; пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам святыми отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелевают ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями. «Совет святых — разум» (Притч 9:10). Старайтесь не увлекаться рассеянностью. Если же случится увлечься ею — по немощи, сродной всем нам, человекам, — не предавайтесь унынию. Непадательность несвойственна человеку на земле — и мирянину, и жителю глубочайшей пустыни и уединения. Переменчивость и увлечение действуют непременно в каждом человеке — и в строжайшем отшельнике. Тем более живущему посреди мира, посреди всех соблазнов невозможно не увлекаться. Не желайте от себя невозможного, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа. Бог да благословит вас!
О чистоте сердечной
Когда на пути, пролегающем по обширной равнине, стоит ветвистое древо, кидающее роскошную тень, — с какою радостию стремятся к нему путники; насладительно для них вдохновение и дружеская беседа под прохладою густой и широкой тени. Такой приют, такое утешение доставляет для текущих путем земной жизни святый крест Христов. Треблаженное древо, на котором процвел плод жизни — воплотившийся Бог, жизнь и податель жизни. Под сению Креста приятно беседую с вами.
Непадательность несвойственна человеку на земле |
Выслушайте следующую священную повесть. К святому великому Пимену пришел некоторый брат и жаловался, что видит в добрых делах своих примесь греха. Старец рассказал ему такую притчу. Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял немного хлеба, хотя и нечистого, а другой, предавшись лености, не посеял ничего. При наступлении жатвы первый собрал довольно хлеба, хотя и нечистого, а второй не собрал ничего. Который из двух земледельцев будет иметь пропитание? Брат отвечал: «Тот, который посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистого». Старец отвечал: «Будем же и мы сеять понемногу, хотя даже нечистого, чтоб не умереть с голоду».
Бог даровал вам с верностию взглянуть на ваше сердце, когда, взглянув в него, вы увидели в нем смешение душевного с духовным. Вышеприведенная повесть может уже довольно утешить вас: вы видите, для чего она приведена. Для большего утешения услышите и следующее: один Бог может даровать святую чистоту сердца верующему в Него и прибегающему к Нему с покаянием. Он не требует от нас, лишь начинающих шествие к Нему, этой высокой чистоты, чуждой всяких пятен. Предшествует чистоте зрение и сознание своей нечистоты. И это уже дар Божий, о получении которого мы молимся с коленопреклонением: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!» Но тот, кто видит нечистоту свою, должен оплакивать ее и у всесильного и всеблагого Врача просить исцеления.
Дух Святый — истинный наставник христиан. Его органами были пророки, апостолы и другие угодники Божии: Он говорил ими. Он да будет руководителем вашим и «да наставит вас на всякую истину». Вы поступите под это блаженное руководство, когда будете почерпать наставление для жизни вашей единственно из Священного Писания и писаний святых отцов Восточной Церкви, единой истинной.
Епископ Игнатий Брянчанинов
|