Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№3 (72) март

ИНТЕРЕСНЫЙ РАЗГОВОР 

 

Церковный суд

 

В 2008 году утверждено «Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)». Зачем потребовалось это новое церковное подразделение, что привнесет оно в жизнь Церкви? Об этом наш корреспондент беседует с председателем церковного суда Калининградской епархии, настоятелем храма святого великомученика Георгия Победоносца в г. Правдинске иереем Вадимом Дегтяревым.

 

(Окончание. Начало в № 1 (70) январь 2010 г.)

— Отец Вадим, в прошлой беседе мы говорили о таинстве венчания и о христианском отношении к браку. В нашем обществе, во многом утратившем христианские ориентиры, приживаются самые странные суеверия, в том числе и по отношению к браку. Например, говорят, что нельзя жениться в мае. Как к этому относиться?

— В русском языке название месяца «май» и слово «маяться» вроде бы созвучны, и по простой, лучше сказать вульгарной, логике все понятно: не женись в мае — не будешь маяться. Но я бы задал авторам этой «традиции» следующие вопросы (кто считает, что нельзя жениться в мае, пусть на них ответит): как быть с украинцами, обязаны ли они считать маем месяц, который называется «травень», и, соответственно, не жениться в травне? а как быть с англичанами, американцами и другими англоязычными, если название месяца «май» так и звучит по-английски, но слово «маяться» по-английски совсем с ним не созвучно? а может быть, люди маются не от того, что женятся не вовремя, а от того, что носят майки — ведь в названии этой безобидной одежды тоже есть страшное слово «май»?..

Вопросы, конечно, глупые, но вполне соответствуют глупости самого суеверия. Удивительно, что люди достаточно образованные и вроде бы серьезные следуют этой глупости. Апостол Павел называл такое «бабьими баснями» (1 Тим 4:7): «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии…»

— Наверное, дело не в дате заключения брака?

Конечно! Дело в христианском отношении к браку, а точнее, в христианском отношении к жизни в целом. Если в брак вступают люди, которые не готовы на подвиг ради ближнего, не сохранили чистоту до свадьбы — верность будущему супругу — и допускают мысль о неверности в будущем, то они уже закладывают мину под свое семейное счастье, страдают впоследствии от собственного легкомыслия. При чем здесь май? Маются люди от грехов — такой печальный вывод напрашивается после рассмотрения бракоразводных дел в епархиальном суде. Причиной разводов в большинстве случаев называют прелюбодеяние. И в большинстве случаев мы признаем виновными обоих супругов.

— Почему именно церковный суд рассматривает разводы? Развод понимается как преступление или как спорная ситуация?

— Церковь равно благословляет два пути жизни христианина — брак и монашество. Теперь представьте ситуацию: человек принял монашество — дал обеты (обещания) Богу, а потом передумал быть монахом и отрекся от данного обещания. Как отнестись к такому человеку? Думаю, даже люди, далекие от Церкви, согласятся, что он преступник. Его поведение — повод для разбирательства.

То же самое с венчанием. Супруги дали обещание быть верными друг другу, хранить семью, а потом нарушили данный обет, пренебрегли Божьим благословением. Перед Богом совершено преступление.

— Чем руководствуется церковный суд, когда рассматривает дела о разводах?

— В первую очередь, Священным писанием, канонами и постановлениями церковных соборов, а также постановлениями Священного Синода и главой Х «Основ социальной концепции РПЦ». Смысл этих установлений в том, что Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает…» В «Основах социальной концепции», в частности, перечислены причины для признания брака утратившим каноническую силу.

— Каковы эти причины ?

Люди страдают впоследствии от собственного легкомыслия

— Прелюбодеяние, вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, тяжкая неизлечимая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим, заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

— Значит, если нет причин, суд может не дать развод?

Да, такие случаи бывают в практике нашего епархиального суда, но редко. Из почти сотни рассмотренных дел лишь в семи случаях отказано в признании брака недействительным.

— Что же тогда ?

— Искать примирения и возможности сохранить семью.

— Бывает так: супруги венчались, потом развелись, оформили расторжение брака, но устроить личную жизнь не получается. Правда ли, что Бог не дает новой семьи, пока «действительно» венчание?

Может быть, и так. Супруги в венчании обещали быть верными друг другу. Пока церковный брак не признан утратившим силу, супруги не освобождены от обязательств, данных перед Богом. Но скажу больше: иной суд Божий, и иной суд человеческий. Церковный суд дает оценку действиям людей, но благословляет их Бог.

— Скажите, отец Вадим, какие чувства вызывают у вас судебные дела о разводах?

— Скорбь, печаль. Каждое новое дело — это чья-то личная трагедия. Называются причины, которые едва ли можно считать серьезными. Если бы люди имели твердую веру, все бы могли преодолеть. Наверное, иссякает любовь. Да и не только дела о разводах вызывают такие чувства.

— Вы имеете в виду судебные дела об отпевании самоубийц?

— Да. Это большая категория дел, рассматриваемых епархиальным судом.

Но как же так, в «Положении о церковном суде» ведь сказано, что суд не рассматривает дела в отношении умерших лиц?

— Правильно, мы не выносим решения в отношении умершего. Суд о его душе принадлежит только Богу. В делах, которые рассматривает суд, разрешается спорный вопрос: можно или нельзя поминать умершего в Церкви.

Дело в том, что с самых первых веков Христианской Церкви установлено правило: не молиться общецерковной молитвой о самоубийцах. Это связано с тем, что самоубийца добровольно отказался от жизни, которую дал ему Бог, добровольно отказался быть членом земной Церкви. Поэтому Церковь не имеет права против его воли молиться за него. Самоубийц мы не поминаем в Церкви. На этом можно поставить точку. Но есть неоднозначные случаи, и родственники умершего просят рассмотреть их доводы за то, что смерть не была добровольным выбором человека.

Церковный суд дает оценку действиям людей, но благословляет их Бог

— Какими могут быть эти причины?

— Мог быть несчастный случай. На самом деле трудно с уверенностью сказать: человек выбросился из окна намеренно или поскользнулся, когда открывал окно. Надо знать его жизнь, насколько ответственно он к ней относился. Имел ли он склонность к суициду. И самое главное, имел ли он веру. Из многовекового опыта известно, что человек, имеющий твердую искреннюю веру в Бога, знает, что нельзя перейти эту границу. То, что Бог дал, он не может отвергнуть. Это убеждение сильнее обстоятельств жизни и даже временных помрачений разума.

Когда суд рассматривает дело о самоубийстве, то в первую очередь запрашивает священника, к которому погибший приходил на исповедь, в том храме, где он был постоянным прихожанином. Духовник также несет часть ответственности за гибель того, кого он должен был направить ко спасению.

— А если умерший вовсе не ходил в храм?

— К сожалению, таких случаев большинство. Я пытался понять, почему самоубийцу не отпевают в Церкви. Неужели Церковь не хочет проявить милосердие к согрешившему? Но дело не в этом. Самоубийство — это настолько страшная катастрофа для бессмертной души, что исправить ее может только подвиг любви. Тот, кто близко знал и любил человека, может взять на себя этот подвиг, ежедневно со смирением молиться за погибшего и тем спасти его бессмертную душу. Если самоубийца не захотел быть близким к Церкви, да еще и отрекся от Бога самоубийством, как Церковь будет молиться за него? Вся надежда на родственников, близких и друзей. Поэтому в решении суда и пишется: «Рекомендовать совершение личной домашней молитвы». Это не простые слова — это призыв к подвигу.

— Много ли епархиальный суд принял решений о возможности церковного поминовения?

Пять из почти 30 рассмотренных дел. Суд допустил возможность несчастного случая или признал, что погибший был «вне себя» — не осознавал своих действий.

— Может ли быть психическое заболевание оправданием самоубийства?

— Не в любом случае, но суд, конечно, учитывает и это обстоятельство. Если человек имеет психическое расстройство, его близкие должны относиться к нему очень внимательно. Тем более если уже были попытки суицида или высказывалась такая возможность. В душе человека происходит борьба. Надо сделать все возможное, чтобы силы зла не взяли верх. Надо укреплять несчастного Божьей благодатью, вести в храм, на причастие, приглашать домой священника, молиться за человека, попавшего в беду. Естественно, надо лечить, если есть расстройство психики, не оставлять его одного в этой борьбе. И, опять же, при рассмотрении дел о самоубийствах приходится с горечью отмечать: если бы человек имел веру и некоторый духовный опыт, то беды могло бы не быть.

— Спасибо, отец Вадим. Скажите, в какое время можно обратиться в епархиальный суд?

— Документы принимают в калининградском Епархиальном управлении по адресу: г. Калининград, ул. Иванникова, 18, по вторникам и четвергам с 14.00 до 16.30; в эти же дни проходят заседания суда. В епархиальный суд можно позвонить по телефону: 72-80-96.

 

Людмила Козельцева

Любящий Бога и верует искренно, и дела веры совершает преподобно. Верующий же только, а не пребывающий в любви и самой той веры, которую кажется имеющим, не имеет. Он верует с некою легкостью ума, не нося в себе действенного отвеса (устанавливающего его на едином) преславной любви. Только вера, действующая любовью, есть великая главизна добродетелей (Гал. 5, 6).

 

Св. Блаженный Диадох

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 8

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.