Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (73) апрель

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДУШИ 

 

Афон: история, традиции, современность

 

Когда «среднестатистический» человек, пусть даже называющий себя православным, слышит слово «Афон», то, если он там ни разу не бывал, ему на ум чаще всего приходит следующий образ: знаменитый монастырь, расположенный где-то на какой-то горе.

 

(Продолжение. Начало в № 2 (71) февраль 2010 г.)

Кто-то вспомнит, что монастырь специфический — туда не стоит ехать просто так, посмотреть, туда едут люди, жаждущие ответа на серьезные вопросы, туда отправляются с целью совершить паломничество. Еще кто-то припомнит, что на Афон может попасть только паломник мужского пола, и некоторых женщин это даже обижает, причем наиболее часто, как ни странно, обижаются женщины, совершенно безразличные к вере и к христианству вообще. Вот, пожалуй, и вся информация об Афоне, которую можно назвать общеизвестной. Весьма скудная, надо признать, информация, и именно для того, чтобы сделать ее чуть более полной, автор этих заметок и взялся за их написание.

Монашеская республика

Если вернуться к вопросу об уникальной духовной и экономической автономии Афона, осуществляемой в рамках современного светского греческого государства, то нужно сказать несколько слов о здешних не имеющих аналогов органах местного самоуправления. Настолько, насколько уместно в данном случае проведение аналогий со светской республиканской формой управления, мы можем условно обозначить две ветви власти на Афоне — законодательную и исполнительную. «Законодательный» орган самоуправления называется «Кинот» или «Протат», что можно перевести с греческого как «собрание первенствующих». Это учреждение очень древнее, оно пережило многовековой период турецкого владычества и продолжает действовать в наши дни. На Афоне имеется двадцать монастырей, представитель каждого монастыря входит в состав Кинота.

Монастыри подразделяются на пять групп, в каждой группе имеется старейший монастырь, настоятель которого является, как правило, главой исполнительного органа — Эпистасии. Каждый год Эпистасию по очереди составляет одна из пяти групп монастырей во главе со старейшей в группе обителью. Принимая во внимание тот факт, что монашеству на Афоне более тысячи лет, мы можем убедиться, что парламентаризм, являющийся на сегодняшний день основой управления государством в цивилизованном мире, совсем не чужд христианской православной культуре. Тем нелепее с этой точки зрения выглядят попытки некоторых современных интеллектуалов заведомо предвзято отождествить Православие с некоей духовной диктатурой, подавляющей в человеке всякую индивидуальность.

К XIII веку вся гора была покрыта монастырями, причем это был монашеский «интернационал». Помимо греческих на Афоне до сих пор имеются славянские (русский, сербский, болгарский) монастыри. Одна из наиболее известных обителей Афона, Иверский монастырь, некогда действительно принадлежал грузинам (Иверия — древнее название Грузии). Также жили на Афоне монахи-сирийцы и монахи-итальянцы, в средние века здесь вообще было немало монахов из Западной Европы.

Правда ли, что афонские монахи ездят на джипах?

Почему-то такой бессмысленный для побывавшего на Афоне верующего человека вопрос иногда задают нецерковные люди, никогда не бывавшие на Святой Горе. Часто в этом вопросе слышится некое лукавство, некий второй смысл, вроде: «Да басни, мол, это все, про молитвенников и подвижников, нету их и на Афоне». Ответить нужно обстоятельно.

Если передвигаться пешком, можно посетить один, максимум два монастыря в день

Как уже было сказано, автомобильных дорог на Афоне почти нет. Только в крупнейшем населенном пункте — Кареосе, где расположена церковь Кинота и проходят заседания этого органа управления Афоном, имеются мощенные камнем или покрытые бетоном улочки и проезды. В основном же каменную мостовую или другое твердое дорожное покрытие можно встретить лишь внутри монастырских стен. Между самими монастырями — узкий грунтовый серпантин с крутыми подъемами и спусками, часто проложенный через густую древесную и кустарниковую растительность. В некоторые скиты и кельи вообще не ведут никакие дороги, туда можно попасть только пешком, карабкаясь по узким и опасным горным тропинкам.

Иноки возят дрова и прочие грузы на мулах, которых на Афоне множество, ведь мул вынослив и может передвигаться по горным тропам и бездорожью. Однако в последние десятилетия некоторые достижения цивилизации проникли и сюда: почти в каждом монастыре имеется несколько автомобилей, причем это почти всегда полноприводные пикапы или внедорожники — все прочие машины тут бесполезны.

Если передвигаться пешком, можно посетить один, максимум два монастыря в день. Однако в среднем у паломника бывает около недели на все паломничество, и если ты хочешь побывать в каждом из монастырей, то приходится просить благословения у настоятеля, чтобы кто-либо из послушников подвез тебя до соседнего монастыря. Те читатели, кто когда-либо трясся в автомобиле по горной грунтовке-серпантину, знают, что это за «удовольствие», особенно для городского жителя: на горной дороге быстро укачивает, кружится голова от бесчисленных поворотов, закладывает уши от перепадов давления. К концу дня, посетив таким образом несколько монастырей, можно прийти к выводу, что пешком там передвигаться приятнее, чем в автомобиле.

Так вот, к вопросу о внедорожниках. Приходилось слышать от некоторых людей следующие легкомысленные суждения: что, мол, это за монашество на Афоне, если монахи ездят на джипах! Когда посмотришь на усталого инока, который имеет послушание перевозить паломников или братию и целый день кружит в насквозь пропыленном джипе по серпантину, сидя за баранкой, то понимаешь, насколько беспочвенны такие суждения человека, никогда не бывавшего на Афоне…

Почти все монастыри сами обеспечивают себя пропитанием, в крупных обителях существуют серьезные хозяйства, где монахи выращивают овощи и фрукты, ухаживают за масличными садами. Совершенно чудесными на вкус кажутся крупные монастырские оливки, которые вначале вымачивают, а затем солят в бочках без тепловой обработки, безо всяких консервантов и красителей! А масло, которое выжимают в монастырях, гораздо вкуснее того, что изготавливают в миру промышленным способом.

Во всех монастырях бесплатно кормят паломников и предоставляют им ночлег. В монастыре Ватопед, например, к нам, группе русских паломников, по благословению настоятеля прикрепили инока, владеющего русским языком. Молодой парень, родом из Грузии, терпеливо переводил для нас проповеди настоятеля, произносимые за общей братской трапезой, в которой мы приняли участие, затем водил нас по монастырю, подробно отвечая на все наши вопросы.

Хиландар, подобно благодатному древу, постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов

Хиландар

Монастырь Хиландар расположен в глубине полуострова, в отличие от большинства прочих обителей, которые в основном разместились прямо на берегу моря. Хиландар принадлежит Сербской Православной Церкви, хоть его название, согласно сохранившемуся преданию, имеет греческое происхождение. Вообще в данном случае понятие «греческий» выглядит несколько условно: ведь это славяне называли жителей Византии греками, сами же они назывались «ромеи», подчеркивая, что являются гражданами восточной части Римской империи. Так вот, согласно преданию, некий благочестивый грек, которого звали Георгий Хиландарис, впервые основал на этом месте монастырь еще в Х веке. Однако частые набеги пиратов и прочих проходимцев, грабивших и разрушавших обитель, привели это место в упадок и заброшенность. В XII веке Хиландар был возрожден стараниями сербского князя Стефана Немани и его сына Растко, который предпочел монашескую келью царским палатам и принял на Афоне постриг с именем Савва. Впоследствии инок Савва стал знаменитым святым, которого весь православный мир ныне знает под именем Саввы Сербского.

Хиландарский монастырь занимает четвертое место в своеобразной «табели о рангах», существующей на Афоне. Согласно этому списку, монастыри выстроены в соответствии со временем возникновения и со своей значимостью для Афона. Однако для русского паломника примечательность этого монастыря заключается прежде всего в том, что богослужения совершаются там на церковнославянском языке. Это очень важно, поскольку в подавляющем большинстве афонских монастырей богослужения ведутся на греческом. Не будет, видимо, большим преувеличением сказать, что некогда, во времена Кирилла и Мефодия, у славян был общий язык, который сохранился доныне в богослужебном обиходе как у сербов, так и у русских. Также приятно, что многие хиландарские иноки понимают современный русский язык.

Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Хиландар, подобно благодатному древу, постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Переводы святоотеческой и другой духовной литературы с греческого языка на славянский, осуществлявшийся в стенах этого монастыря, служил основным источником духовного просвещения Сербии. В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкой оккупации, получая духовную и материальную поддержку из Сербии. Ему удавалось поддерживать стабильное существование, и много раз Прот избирался из числа его братии.

Окончание следует.

 

Священник Владимир Максимов

Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слёзы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото 5

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.