Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№4 (73) апрель

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО 

 

Пробудить в ребенке жажду духовного поиска

 

 

Окончание. Начало в № 3(72) март 2010 г.

Пролог

В этом номере мы завершаем беседу с Мариной Евгеньевной Соколовой, которая возглавляет калининградский Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского.

— Если у кого-то возникает желание, чтобы их дети с самого раннего возраста приобщались к православной культуре, куда можно обратиться за помощью?

Можно обращаться и к нам, у нас есть постоянный контакт с педагогами соответствующего профиля из других учреждений образования области. Кроме того, мы работаем в тесном сотрудничестве с Центром духовно-нравственного образования и воспитания КОИРО, который возглавляет Светлана Юрьевна Афанасьева. Также в Центре информационных технологий (ЦИТОИС) при Комитете образования города работает отдел духовно-нравственного воспитания, который возглавляет Дарья Сергеевна Смирнова. Плюс за то время, что мы работаем, образовались, так сказать, опорные пункты духовно-нравственного образования. Например, коллеги из Черняховска на своей базе проводят областные Михайловские чтения, различные фестивали, у них работает методическое объединение учителей духовно-нравственных дисциплин. Сейчас в Советске организуется учебно-методический центр. Во многих муниципалитетах такие объединения активизируют свою работу в связи с введением нового предмета в рамках федерального эксперимента.

— Помогает ли вам министерство образования Калининградской области?

Поскольку мы работаем в рамках инноваций и эксперимента, то взаимодействуем с соответствующим отделом министерства. Прежде всего это нормативно-правовая поддержка. По приказу министерства в региональном компоненте преподаются определенные предметы, в том числе и наш, то есть создается законодательная база. Кроме того, при министерстве действует экспертный совет, куда входят представители общественности, в том числе иерей Сергий Коротких. Все региональные пособия прошли экспертизу, подтвердившую, что по ним мы можем обучать детей православной культуре. Кроме того, у епархии существует договор с министерством образования о координационном совете в рамках федерального эксперимента, проводящегося в 19 субъектах Российской Федерации, в том числе и в нашей области. В него вошли и представители других конфессий.

— С чем это связано?

— Это будет комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он состоит из шести модулей, которые предоставляются на выбор школе и родителям. Четыре модуля представлены основами конфессиональных культур, они рассказывают об основах Православия, ислама, иудаизма и буддизма, пятый — «Основы мировых религиозных культур» и шестой — «Основы светской этики». В наших школах выбор уже осуществлен, и ситуация разная. Есть школы, где класс выбрал один модуль, его и будут преподавать. В других школах параллель 4-х классов делится на три группы, из которых одна изучает «Основы Православия», другая — «Основы мировых религиозных культур», а третья — «Светскую этику». Программа курса построена таким образом, что есть общие уроки, на которых дети собираются вместе. Цель — межконфессиональный, межкультурный диалог. Эти объединенные уроки предполагают знакомство под девизом «Россия — наш общий дом». Задумка неплохая, но пока трудно сказать, что из этого получится. Ведь серьезной подготовительной работы практически не велось, так как эксперимент вводился очень поспешно.

Что касается уже произошедшего выбора конкретно в Калининградской области, то там, где есть хорошие учителя православной культуры, выбрали именно этот предмет. Родители довольны, доверяют учителям, зная их уровень преподавания. Мы тоже уверены в их педагогической грамотности и за них особенно не беспокоимся. Именно они, я считаю, будут опорой в федеральном эксперименте, их опыт будет затем обобщен и распространен.

— Почему проводить эксперимент решено только в 4-м классе, а не расширить его? И сколько времени он будет продолжаться?

— Проходить он будет два года в 19 пилотных регионах, а потом в случае положительного результата, на который мы рассчитываем, этот предмет станет обязательным по всей России.

— В школе выбрали предмет «Основы православной культуры». Может ли его вести православный священник?

— Нет, только светский педагог.

— А почему? В той же Польше или Финляндии, например, это разрешено…

— У них другая законодательная база, а в России она не позволяет священнослужителям преподавать в школе. Священник может приходить в школу, проводить встречи с детьми, но не в рамках образовательного процесса.

— Итак, вашему центру предстоит очень серьезная работа. Уже сейчас вы нащупали какие-то проблемные точки?

— Проблем всегда хватает — ни одно доброе дело без них не обходится. Но если серьезно, что касается материального обеспечения, нам нужно пополнять учебно-методической литературой библиотеку самого центра, затем начнем формировать электронный банк педагогических идей…

— А здесь в чем проблема? Я вижу, компьютеры у вас есть.

— Компьютеры есть, но пока не все заинтересованные лица знают о нашем существовании в новом качестве, хотя до этого мы постоянно проводили обучающие семинары, обменивались опытом с педагогами, работающим в нашей сфере. Поэтому сейчас через газету хотелось бы обратиться ко всем педагогам: приносите нам свои методические наработки. С одной стороны, если нужна консультация, мы можем выступить как эксперты, с другой — обобщить их опыт и поделиться потом с другими педагогами. В том числе, кстати, довести его и до других регионов. Как я уже говорила, мы тесно сотрудничаем с Вологдой, с Литовской епархией…

— То есть даже на международном уровне готовы распространять калининградский опыт…

— Мы дружим со школой имени Андрея Рублева из Клайпеды, директором которой является православный священник отец Владимир Артамонов, кстати, выступавший в январе в Калининграде на Рождественских чтениях.

— Поддержка соотечественников — это хорошо, но вернемся на калининградскую землю. Что еще вы планируете делать в ближайшее время?

— Что касается расширения деятельности центра, то нам хотелось бы создать и развивать опорные площадки по нашим предметам на уровне муниципалитетов. Поскольку мы являемся официально зарегистрированной региональной общественной организацией, то имеем право вступать в договорные отношения со школами.

— То есть можете помочь с аттестацией, подготовкой какого-то методического пособия?

— Если школьному учителю нужно аттестоваться, то его программа должна пройти экспертизу в Институте развития образования, потому что это государственная структура. Наше заключение в какой-то степени может помочь в качестве рекомендации. Что касается разработки каких-то методических пособий со стороны преподавателей «ОПК», то у нас такого опыта пока еще не было. Все упирается прежде всего в материальную сторону. В частности, у нас был разработан проект, мы подавали его на конкурс «Православная инициатива», и, если найдутся люди, которые смогут помочь, мы будем им очень благодарны.

— Что это за проект?

— Он касается издания методического пособия для работы с молодежью — старшеклассниками и студентами. Его название «Вечные ценности в современном мире». Он предусматривает несколько этапов. Мы уже собрали команду педагогов, которые имеют апробированные наработки. Плюс привлекаем тех, кто хотел бы принять в этом участие, а мы уверены в их методическом уровне. Перед ними ставится задача делать такие разработки. В данном случае мы выступаем как методисты и эксперты, помогаем педагогам правильно выстроить занятия, отшлифовать их, чтобы в результате методическое пособие получилось не «мертвое», а уже отработанное, чтобы молодежь была готова его воспринимать. Потом в школах мы организуем проведение этих занятий и уже после этого собираем все занятия в единый сборник и издаем. Заключительная фаза — проведение обучающего семинара по работе с этой программой.

— И по этой программе они уже могут заниматься?

— Пока нет часов, основным предметом это не будет, но это может быть подростковый клуб, классные часы, работа в летнем подростковом лагере, факультативный элективный курс для старшеклассников. Подобных проектов может быть множество. И если у кого-то есть конкретные запросы на наше методическое обеспечение, мы готовы их рассмотреть.

— Марина Евгеньевна, насколько важна сейчас работа с молодежью?

— Она важна в любое время. Но, говоря о современной молодежи, можно выделить два момента. С одной стороны, в нашем мире, в этом пространстве, где все перемешано, им действительно очень трудно найти твердый духовный жизненный стержень. С другой стороны, не могу согласиться с коллегами, которые ругают современную молодежь. Не думаю, что она хуже, чем была, например, лет 20 назад. Хотя есть некоторый инфантилизм: дети взрослеют позднее, чем раньше. Это тоже веяние времени. Но что касается отношения молодежи к духовным ценностям, то современная молодежь еще готова это воспринимать, не все утратили жажду духовного поиска. Во многом их воспитание тоже зависит от нас, от того, что мы успеем сделать…

— А что мы можем успеть сделать?

— Ну, хотя бы начинать преподавать «Основы православной культуры» с раннего возраста. Общественность выражает надежду, что этот эксперимент в дальнейшем будет распространен и на другие, в том числе и на старшие, классы. Согласна, что общаться с подростками, тем более на тему духовности, не так то просто. Здесь необходимо проявлять особое педагогическое мастерство. Потому что это уже умеющие критически мыслить люди и подходить к ним надо по-иному, чем в начальной школе. Во-первых, с ними надо общаться как со взрослыми людьми, во-вторых, здесь не так велик авторитет учителя. То есть должны быть другие подходы, другие формы, другие методы. Это очень интересная сфера, и самому педагогу всегда дает живой материал для осознания себя в православной педагогической среде. Каждый раз, выходя в молодежную аудиторию, я знаю, что все пойдет не так, как в прошлый раз.

Вообще, что касается старшеклассников, это самая непаханая целина. Это те дети, которые не успели попасть в наш региональный эксперимент по «Православной культуре» и «Истокам». Они не изучали эти предметы в начальных классах, а в старших классах они тоже массово не охвачены, только в отдельных школах, где система воспитания ориентирована на культурно-исторические традиции. Как, например, в 38-й школе, где в этом году прошли ученические «Рождественские чтения». Там состоялась конференция, проходившая по секциям, где школьники выступали со своими докладами и ученическими проектами, а преподаватели — со своими…

— Извините, но в связи с этим хочется задать прямой и несколько провокационный вопрос. Насколько дети сами заинтересованы в такой работе или все-таки они делают это из-под палки или за лишнюю «пятерку»?

— Понимаете, за 38-ю школу я могу поручиться, там подходят к делу неформально, ее директор Василий Владимирович Борзенков понимает всю важность такой работы. А отвечая на ваш вопрос, скажу, что главная проблема здесь не в детях, а в учителях, многие из которых просто сами боятся выходить на молодежь с беседами о Боге, вере, духовности. Боятся, что их не услышат, и как бы в оправдание своей позиции придерживаются, на мой взгляд, совершенно ошибочного мнения, что с современными подростками бесполезно говорить на эти темы. Вроде того: какое целомудрие — они давно живут друг с другом!

— Ну, это не совсем правильный подход. По личному опыту общения со старшеклассниками в разных школах и даже в интернатах, где с этим проще, я знаю, что многие юноши и девушки не переступали запретную грань…

— Дело в том, что для современной молодежи очень важен правильно поданный, не навязанный взгляд на христианство, на православную веру. Прежде всего потому, что молодые люди находятся в ситуации внутреннего нравственного выбора. Их душа постоянно испытывает жажду духовного поиска, и, если в ней заложены хоть какие-то светлые ориентиры, она не может не протестовать против тех стандартов, которые существуют в современном обществе. И очень многие подростки просто ужасаются греховности нашего мира, спрашивают: как в этом можно жить? Но сами выхода не видят, потому что не знают Христа. Отсюда повышенное количество суицидов и многое другое. Поэтому им очень важно увидеть, что есть взрослые люди, которые мыслят по-иному, живут по-другому, чем окружающие их люди. Находясь в ситуации внутреннего выбора, они начинают задумываться, и наступает тот момент, когда они должны сделать свой жизненный выбор. И здесь очень важно, чтобы рядом оказался человек, укрепляющий их в правильности выбора «жить не по лжи», согласуясь со своей совестью, по христианским заповедям.

Насколько негативно влияют на самосознание подростка такие школьные предметы, как валеология и другие с их настырными попытками раннего полового просвещения, как вы считаете?

С тех пор, как два года назад разразился скандал с пресловутым «Холлисом», в Калининградской области никаких уроков полового просвещения не ведется. Во всяком случае, областное министерство образования таких программ не допускало и не одобряло. Что касается валеологии, то это спорная область и сейчас в рамках новой системы оплаты труда педагогов и финансирования учреждений образования должности валеологов в 95 процентах школ просто сокращены, как таковой валеологии в школах просто нет. От этой сферы осталось определенное направление в школьной воспитательной работе, которое называется здоровьесбережение. Оно включает все, что касается здорового образа жизни, в частности и профилактику социально опасных заболеваний, то есть различного вида зависимостей — никотиновой, алкогольной, наркотической, игровой, а также профилактику инфекций, передаваемых половым путем.

Надо сказать, что мы всей этой профилактикой тоже активно занимаемся. Только мы не говорим напрямую: «Скажи наркотикам нет!» Как мне когда-то сказал один десятиклассник: «Как меня достали этой фразой! Почему я вообще должен с ними разговаривать!?.»

— В том-то и дело. Я считаю, чем больше упоминается слово «наркотик», тем быстрее подростку захочется его попробовать.

— С другой стороны, на самом деле это стало достаточно доступным отчасти из-за того, что излишне подогревается в СМИ. Но я твердо убеждена, что в школах такую работу нельзя вести массово и одинаково со всеми детьми. То есть должна предшествовать диагностика определенных качеств личности, которые могут являться предпосылкой формирования той или иной зависимости. И вот уже тогда целесообразно делить детей на группы. С теми, кто уже попробовал, не профилактикой надо заниматься, а реабилитацией, причем не в школе, а у специалистов. С детьми из группы риска, которые могут в это «свалиться», уже другие методы работы. Но подавляющая часть детей имеет внутренний нравственный иммунитет к этому. Так вот, наша задача — заниматься формированием такого иммунитета абсолютно у всех детей. То есть воспитать такую личность, которая ни при каких обстоятельствах не «свалится» в зависимость. А ее можно воспитать только в том случае, если в жизни этой личности будет смысл.

— Итак, опять мы приходим к законам жизни по-христиански.

— Именно так. В частности программа «Истоки» призвана сформировать у ребенка позитивную картину мира. А это главный путь профилактики любой зависимости. То есть в принципе там не идет речь вообще о какой-то зависимости, а просто формируется человек с радостным мировосприятием — здравомыслящая личность с позитивным взглядом на мир. Говоря языком детей — с представлением о том, что добра в мире больше, чем зла, что добро побеждает, что всегда должна оставаться надежда на светлое, что любовь способна преодолеть все и т.д. То есть воспитанный в таком духе ребенок, столкнувшись в подростковой среде с определенными трудностями, сохраняет стремление к добру, к радости, то есть позитивно относится к жизни и не отчаивается при первой же неудаче.

Если отдельно говорить о воспитании юношей, то есть будущих защитников Отечества, то здесь главное, конечно, формирование волевых качеств, воспитание ответственной личности, чего сейчас очень не хватает из-за большого количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. Сказывается недостаток мужского воспитания: дома нет папы, а в учреждениях образования в большинстве своем работают женщины. Часто это приводит к инфантилизации и безответственности.

— Просто одним набором мужчин в преподаватели эту проблему не решишь. Да и нет ли здесь некоторого гендерного подхода?

— Здесь проблема гораздо глубже. Коль уж мы в нашей беседе коснулись вопросов правильного полового воспитания, то оно должно идти в сфере духовной и душевной, а не телесной, как этого добивались поборники вульгарного «секспросвета». Нужно помочь ребенку правильно освоить роль мужчины или роль женщины в этой социальной среде. То есть проблема — в полоролевой самоидентификации личности, которую дети начинают осваивать уже с 6—7 лет. Почему мальчишки играют в войну, а девочки в «дочки-матери»? Я вообще сторонник раздельного обучения в школе примерно с 5-го по 9-й класс. Мне мальчишек жалко. Психологически ведь девочки взрослеют на полтора-два года быстрее.

— Раньше это было не так заметно…

— Согласна. Возможно это последствия бурной эмансипации. Но в этом возрасте девочки психологически ожидают от мальчиков того, о чем те даже не задумываются. И получается, что мальчишка заведомо оказывается в позиции несоответствия ожиданиям девочки. Поэтому начинается еще большее принижение роли мужчины и еще большее укоренение девочек в мысли: настоящих «мужиков» в этой жизни нет, я должна все сама…

— Я думаю, в 6—7-м классе девочки об этом вряд ли задумываются…

— Она просто считает всех мальчишек дурачками. А на самооценке мальчика такое несоответствие ожиданиям тоже сказывается. Эту проблему очень хорошо понимает протодиакон Андрей Кураев и часто поднимает в своих выступлениях именно тему гендерного воспитания, то есть с учетом половых различий. Многие учебники по православной культуре ведь целенаправленно не писались для девочек или для мальчиков, но они действительно получились для девочек, так как писала женщина. И отец Андрей Кураев очень четко это подметил и сам говорит: «А я пишу учебник для мальчиков». И я считаю, правильно. Прилежная девочка тоже будет учиться по нему, а вот для мальчишки такой учебник хорош тем, что учитывает его психологические особенности. То есть это тоже один из аспектов полового воспитания, и, если мы хотим быть в русле развития современной общественной жизни, мы тоже должны это учитывать.

— Кстати, насколько реально сейчас вести раздельное обучение? Это ведь было до революции и даже какое-то время в советский период, хотя тогда вряд ли руководствовались какими-то гендерными принципами, вошедшими в моду в последнее десятилетие?

— Думаю, что это нереально. Хотя очень приветствую создание кадетского корпуса в Калининграде и отдельных кадетских классов. При наличии, конечно, грамотных педагогов и правильной мужской системы воспитания.

— Хотелось бы услышать ваше мнение о многосерийном фильме «Школа», который в год, объявленный Президентом России Годом учителя, показывают по «Первому каналу». Не прослеживается ли здесь тенденция принижения всей системы образования?

— Многие мои коллегии просто жутко обиделись, и я их понимаю. Потому что если российская школа станет такой, как показано в сериале, то остается заворачиваться в белые простыни и быстренько ползти по направлению к кладбищу. Российская школа всегда была не просто каким-то учреждением по оказанию образовательных услуг, а культурным центром, не побоюсь сказать, школой жизни. Поэтому и отношение к учителю было всегда соответствующим. В Калининградской области я знаю многие села, где школы стали социо-культурными центрами, и я с уверенностью говорю, если бы там школы были закрыты, лет через пять эти села просто исчезли бы. А то, что показано в этом сериале со словом «культура» никак не соотносится.

Да, что-то негативное можно найти в любой школе, с этим глупо спорить. Но насколько оправдан этот гротеск? Ведь сериал смотрят все. И если взрослые могут поспорить и не согласиться с увиденным, то для ребенка «Первый канал» — это средство массовой информации, причем довольно авторитетное. А ведь прекрасно известно, как дети умеют подражать плохому, подобно губке впитывая негативную информацию масскультуры, особенно если родители, как это часто бывает, не фильтруют их пребывание у телевизора.

Хотя, с другой стороны, «Школа» отражает очень серьезную проблему — показывает, что нравственные позиции современного учителя, когда они начинают подстраиваться, прогибаться под этот изменчивый мир, порой оставляют желать лучшего.

P.S. Учебно-методический центр им. С. А. Рачинского расположен в здании Калининградской епархии по адресу: г.Калининград, ул.Иванникова, 18.Телефон: (4012) 72-80-91 доб. 120.

Е-mail: pravmetod@yandex.ru

 

Дмитрий Осипов

Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

 

62:9
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото11

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.