|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (73) апрель |
|
|
Ценностные ориентиры
Сегодня в нашем обществе, к сожалению, уже завершилось смещение системы ценностей. Наиболее востребованными становятся понятия «амбициозность», «претенциозность» и «самолюбие». Одним из наиболее популярных у «доморощенных психологов» становится сомнительное словосочетание «заниженная самооценка». Как вы считаете, можно ли на этих «трех китах» построить достойную личную и общественную жизнь? Каково ваше отношение к ним и почему? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.
Безмерное самолюбие и самомнение
не есть признак чувства собственного достоинства.
Ф.М. Достоевский
Максим (21 год, программист)
Построить личную и общественную жизнь на этих трех понятиях вполне можно, и многие мои знакомые являются живым тому примером. Но будет ли такая жизнь достойной? Вряд ли… По крайней мере, не с христианских принципов точно. А вот с точки зрения современного общества и общественного сознания — еще как будет! Общественное сознание за такую жизнь похвалит, да еще и по головке погладит.
К самолюбию у меня двойственное отношение. Скажем так, для меня существует самолюбие и любовь к себе. И если в моем понимании любовь к себе заключается в собственном достоинстве, отсутствии ненависти к самому себе, умении трезво оценить свои действия и иногда порадоваться за себя, то самолюбие — это все то же, только приправленное остротой эгоизма, с впадением в крайности.
Амбициозность? То же самое: есть стремление достичь своей цели, стать лучше, а есть амбиции — когда желания достигнуть своего пухнут и занимают все больше места в душе, наполняя все самомнением и постоянно чего-то требуя и желая. Претенциозность? Раздутое самомнение сопряженное с эгоизмом. Хотя если подумать, то все эти три «кита» из нейтральных и даже полезных качеств превращаются в пороки, когда к ним добавляется эгоизм и самомнение.
Раньше оценка других людей значила для меня слишком много, была управляющим элементом моей жизни. Но теперь я стараюсь делать так, чтобы оценка меня и моих действий имела корректирующее значение — я пытаюсь понять, почему меня оценили так и что было тому причиной.
Хочу сказать, что будущее общества, где эгоизм возведен в абсолют и поставлен царем над всем, мрачно и покрыто непроглядным мраком. Скорее всего, такое общество подойдет к пиковой точке и либо быстро деградирует, либо самоуничтожится. А будет ли мне там место? Не знаю. Слишком противно.
Инна (35 лет, менеджер)
Прежде всего следует отметить, что данные понятия прочно взаимосвязаны друг с другом. На мой взгляд, амбициозность — это чрезмерное самолюбие, которое проявляется в жизни в настойчивом желании добиться успеха, в излишней активности, когда человек своими действиями стремится показать свою значимость, порой преследуя свои личные цели, не обращая внимания на окружающих. Амбициозные люди эгоистичны, высокомерны, равнодушны к желаниям и нуждам окружающих людей. Они, как правило, уверены в своей исключительности, требуют особого внимания к себе со стороны окружающих, то есть претенциозны.
К сожалению, в современном обществе амбициозность рассматривается как качество, отражающее уровень стремлений человека, как некая движущая сила. Однако при этом забывают о таких важных и положительных качествах, как целеустремленность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства, ответственность и порядочность.
Татьяна (35 лет, преподаватель)
Понятия «самолюбие», «претенциозность» и «амбициозность» я отношу к страстям, а стало быть, для меня построить на таких «китах» достойную личную и общественную жизнь невозможно. Здоровая амбициозность — это, по слову о. Паисия Святогорца, есть «любочестие» — духовное дерзновение и ревность в стяжании добродетелей, действие ради Христа, а не в угождение себе и людям, ведь человеческое «Я» является средоточием многих заблуждений.
Думаю, что, оценивая себя и других, человек должен четко осознавать, относительно чего он оценивает. Если отправная точка — Евангельские заповеди, то результат самооценки становится шагом на пути к покаянию и очищению сердца, а значит, к миру с Богом и ближними. Если же ориентир смещается к своим субъективным представлениям о достоинствах и недостатках, то мы впадаем в самооправдание или, наоборот, в крайнее самоуничижение, страдаем и теряем почву под ногами.
К оценке меня другими отношусь по-разному. Стараюсь не реагировать эмоционально, а рассуждать, на что действительно следует обратить внимание и принять, а что отнести к домыслам. Я очень восприимчива к оценке меня самыми близкими людьми, обладающими духовным авторитетом, стараюсь прислушиваться к их мнению.
Анна (21 год, студентка)
Как я вижу, «три кита» — самолюбие, амбициозность и претенциозность — весьма популярны в нашем «свободно-демократическом» обществе. «Женские» журналы учат молодых девушек быть «свободными, самостоятельными и независимыми», популярные издания по «развитию личности» подробно рассказывают нам, как «стать успешным и богатым».
В одной из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл привел метафору. Он говорил о том, что человеку (в частности, молодому) «необходимо видеть перед собой лестницу и подниматься по ней вверх». К сожалению, часто в какой-то момент жизни человек понимает, что лестница была «приставлена не к той стене».
По учению Православной Церкви, страсть — это искаженная добродетель. Претенциозность, которая (наверное, можно так сказать) задумывалась Творцом как «ревность о спасении», зачастую оказывается нами «приставлена к стене» гордости, самолюбия и тщеславия.
На мой взгляд, успешность в мирских делах, в карьере для христианина должна быть делом второстепенным; и для души даже может быть более полезным «наступить на горло собственной песне», отказаться от каких-то своих притязаний в пользу, например, семьи, в пользу другого человека. Но и здесь нужна рассудительность.
Елена (28 лет, экономист)
Я считаю, что на вышеуказанных «китах» человеку невозможно построить достойную жизнь. Эти качества способствуют тому, что ты постоянно будешь кого-то унижать, где-то давить, обижать. Эти понятия для меня отождествляются с гордыней.
Все это в какой-то степени присуще и мне. Когда самооценка человека завышена, его «несет», и это видно невооруженным взглядом. Человек становится какой-то взвинченный, беспокойный, в чем-то агрессивный и нечеловечный. Безусловно, это не может не беспокоить. Это противоестественное состояние личности, на мой взгляд. Такое ощущение, что «бесы вселились». Особенно это касается оценки моей персоны другими. Очень огорчаюсь, когда кому-то не нравлюсь и т.п. Такие вещи задевают мое самолюбие. Хочется нравиться всем, и неважно, что кого-то я порой могла обидеть или задеть и теперь человек так относится ко мне, памятуя мое прошлое негативное поведение.
Будущее общества, наделенного такими качествами, обречено на страдания и неуспех. Люди не смогут договариваться, находить общий язык. Это общество эгоистов, где каждый тянет одеяло на себя, хочет получить пирог повкуснее и местечко поудобней. Все это «работает» до поры до времени, пока ты сам не стал жертвой этих качеств. И тогда, возможно, человек задумается над своим поведением. Порой мы сами не замечаем, как делаем кому-то больно, до тех пор, пока наше же оружие не сработает против нас. Мне бы не хотелось жить в таком обществе, но для этого и мне самой нужно перестать быть его частью.
Диана (26 лет, менеджер)
В наше время эти слова стали очень популярны, и многие молодые люди считают себя в некотором смысле ущербными, если у них нет амбиций, претензий к жизни и уж тем более нет самолюбия. Что же говорить о молодежи, ведь многие политические деятели и люди, занимающие большие должности, считают нормой иметь амбиции и любить «себя, любимого». А человека скромного, воспитанного, спокойного они просто не оценят и не заметят, он будет для них пустым местом.
Можно ли построить на этих «трех китах» общественную и личную жизнь? Конечно, можно! Только вот какую? Это будет не жизнь, это будет процесс подавления и игнорирования людьми друг друга.
И для меня эти понятия знакомы. Я считала, что без самолюбия, амбиций и претензий к жизни я ничего не добьюсь и тогда не стану самодостаточным и счастливым человеком. Что ж, такой этап бывает у каждого человека. Разница лишь в том, что для одних это становится нормой и образом жизни, а кому-то, как мне, становится понятно, что так жить неправильно, хотя бы потому, что от этого страдают близкие и родные люди, теряется честность и правда жизни.
На сегодняшний день каждый из нас понимает, что жить в обществе, основанном на самомнении, претенциозности, амбициях и самоценности, очень непросто. Что жизнь в таком обществе несет лишь боль, страдания, болезни духа и души, отказ от истинных ценностей в обмен на ценности мнимые — материальные. Жизнь в таком обществе похожа на нескончаемые гонки без правил и прав. Это битва не на жизнь, а на смерть с полным уничтожением себя и себе подобных. Это та битва, в которой не будет победителей и побежденных, ибо поверженными окажутся все. Это общество обреченных на исчезновение как вид, видящее себя на взлете, но на самом деле осуществляющее бесконечное падение.
Так как же быть и как же жить тем, кто не хочет такой жизни ни для себя, ни для своих потомков!?
Пусть таковых немного, но есть те вечные ценности, которые, как огонь маяка, указывают им истинно правильный путь. Не надо бояться этого общества, нужно следовать тем курсом, который нам всем указала две тысячи лет назад Вифлеемская звезда. Преображая себя согласно Евангельским заповедям, мы незримо будем преображать и это общество. Но начинать надо только с себя со всей строгостью, честностью и самоотверженностью любви к Богу! Дай нам всем, Господь, сил, терпения и смирения на этом трудном, но таком необходимом пути!
Светлана Гутярь
|