|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№4 (73) апрель |
|
|
Изменить взгляд на мир
Отец Константин Киосев является штатным священником храма св.Александра Невского в Балтийске. А до этого более шести лет он служил дьяконом в калининградском Крестовоздвиженском соборе, где помимо богослужебной деятельности в храме велась миссионерская работа. Наш сегодняшний разговор — о миссионерской деятельности молодого священнослужителя.
— Отец Константин, судя по тому, что в священнический сан вас рукоположили в День военно-морского флота — 26 июля 2009 года, — то, видимо, сам Господь так устроил, чтобы вы стали служить в городе, где расположена главная военно-морская база Балтийского флота. А до этого вы несколько лет были дьяконом в Крестовоздвиженском соборе Калининграда, где активно вели миссионерскую деятельность вне храма. Об этом и поговорим в нашей беседе. Но, батюшка, сначала буквально несколько слов о себе.
— В диаконы я был рукоположен 21 апреля 2003 года в кафедральном Успенском соборе Смоленска и сразу же был откомандирован на служение в Калининградский епархиальный Свято-Никольский женский монастырь. Через три месяца, в августе, был переведен в Крестовоздвиженский собор на «острове». Здесь с 2004 по 2009 год стал нести послушание в качестве сотрудника епархиального отдела религиозного образования, председателем которого является о. Сергий Коротких.
Я благодарен Богу, что все так произошло в моей жизни, потому что, по сути дела, это послушание дало возможность заниматься тем, что меня всегда привлекало, — живой работой, общением с молодыми людьми, находящимися в разных, в том числе и сложных, жизненных ситуациях. И весь тот педагогический опыт, методический материал, который я сейчас имею, появился благодаря работе в отделе религиозного образования. Приходилось участвовать и делать доклады на некоторых конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных проблемам воспитания и образования подрастающего поколения. Это был колоссальный опыт.
— Какие темы в работе с молодежью волновали вас как молодого священнослужителя?
— В непосредственной работе с молодежью я всегда старался использовать тот материал и темы, которые наиболее актуальны и интересны для подрастающего поколения. В первую очередь, для старшеклассников это тема любви и семьи: в чем отличие любви от влюбленности, как не ошибиться в выборе будущей половины, так ли необходим для проверки будущих семейных отношений «гражданский брак», зачем нужно целомудренное воздержание до брака, как правильно выстраивать отношения в семье — эти и другие вопросы интересуют каждого молодого человека, которому вскоре предстоит создавать свою семью.
Далее идет тема, касающаяся смысла жизни и смерти. Несмотря на то, что жизненный темп современного человека постоянно ускоряется, подростки чаще, чем взрослые, задумываются о своем предназначении в этом мире, о смысле своего бытия. В этот момент считаю важным делом помочь подростку направить вектор его смыслового поиска в область духовно-нравственных ценностей, а не материальных, сиюминутных целей, так навязываемых современной потребительской культурой.
Ни одному священнослужителю, миссионеру не стоит безмолвствовать в вопросах современной молодежной культуры и субкультуры, ссылаясь на свою «неотмирность» и неосведомленность в отношении данных тем. Интерес к современной музыке, кино, спорту и др. должен быть использован священником как средство, с помощью которого можно попытаться донести до людей христианское мировоззрение.
Например, одна из тем, которая была затронута на уроке со студентами, касалась такого модного в молодежной среде явления, как пирсинг и татуировки. На эту тему даже опубликована статья в газете «Спас». Рассмотрев все «за» и «против» данного явления, мы пришли к выводу, что не стоит уподобляться диким племенам в их примитивном восприятии телесной красоты, добавляя к телу излишние элементы декора, потому как созданное Богом человеческое тело прекрасно само по себе.
Или другая тема, связанная с музыкальными предпочтениями и выбором музыки. Учитывая, что музыка влияет на воспитание, активно воздействуя на формирование личности и мировоззрение подростка, важно указать, что есть песни бессмысленные, развлекательного характера, порой с пошлым содержанием, а есть песни с глубоким смысловым содержанием, настраивающие на серьезное и ответственное восприятие окружающей действительности. В большинстве своем это представители русского рока. В частности, авторами таких песен являются Юрий Шевчук, Виктор Цой, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов и др.
Важно пробудить в подростке голос совести |
— Если честно, я вообще не понимаю, что такое «русский рок». Считаю это английским изобретением в музыке, пусть им и остается. Но, касаясь ваших слов, батюшка, что же в этих песнях может сопрягаться с христианской нравственностью? Как молодежь может выуживать какие-то истины из этих песен и как рок-музыка способна дать толчок, чтобы, послушав ее, молодой человек стал верующим, пошел в православную церковь?
— Начну с того, что Истина одна и так напрямую столь высокие цели вряд ли могут быть достигнуты. Но хотя бы обратиться через эти песни к нравственному началу подростка, пробудить в нем голос совести — это вполне реально.
Есть песни, исполнители, которые могут направить энергию подростка на что-то созидательное. К примеру, говоря аудитории о важности покаяния и исправления жизни, всегда вспоминаю слова-призыв Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца». В рассуждениях о том, что человек всегда стоит перед выбором между добром и злом, такие слова, как «Где бы ты ни был и что б ты ни делал, между землей и небом — война», служат хорошим напоминанием, что мы воины, от которых требуется постоянная готовность защищать добро и сопротивляться злу. Считаю, что если подросток услышит в песнях своих любимых исполнителей эти важные призывы, то эти слова для него будут звучать более убедительно.
— Понятно. Теперь поговорим о воспитательной роли кино.
— Опять-таки фильм фильму рознь, здесь надо выбирать фильмы, которые заставляют задумываться, побуждают к переоценке жизненных ценностей, к глубокому пересмотру взгляда на окружающий мир. К сожалению, очень редко встретишь фильмы из православного кинематографа, которые могли бы реально заинтересовать молодежную аудиторию. Фильмов о монастырях, чудотворных иконах у нас предостаточно, а киносюжетов для детей и молодежи по пальцам пересчитать можно. Приходится использовать и светские фильмы, где в сюжетах есть нравственный контекст и высокое художественное исполнение.
— Какие из фильмов вы бы порекомендовали?
— Все зависит от аудитории. Например, в колонии для несовершеннолетних моя задача заключается в том, чтобы показать ребятам другую жизнь — полноценную, наполненную добром и любовью; напомнить им о детстве, которое они так рано потеряли, о настоящей дружбе и героизме и т.д. Хотя бы мысленно вернуть их в те годы, когда они еще не успели натворить дел, за которые попали в стены исправительного учреждения. Я и не предполагал, что фильмы «Чучело», «Иваново детство», «Республика ШКИД» будут там популярны.
Для старшеклассников лучше всего подойдут короткометражные фильмы-притчи, такие, например, как «И через тысячу лет», «Талая вода» и др., которые можно будет по ходу урока разобрать, проанализировать, сделать определенные выводы. Фильмы, где главную роль играет молодой актер, всегда будут востребованы любой молодежной аудиторией.
Христианство призвано стать нормой жизни |
— Еще одна форма миссионерской деятельности — поездки с детьми, например, по программе «Дети России путешествуют в Россию». Вам доводилось в них участвовать?
— Еще когда такие поездки только начинались при губернаторе Владимире Егорове, как духовник вместе со школьниками я побывал в Санкт-Петербурге, Новгороде, Пскове. Когда мы посещали православные храмы, я старался донести до ребят, что их надо воспринимать не просто как некие красивые архитектурные здания или музеи, но как святыню, место особого присутствия Божьего.
Вспоминаю, когда после продолжительной экскурсии по Новгороду Великому мы очутились в кремле, где пред нашим взором предстал величественный Софийский собор, но в связи с тем, что он был закрыт, экскурсовод повел нас минуя церкви, что заставило ребят по-настоящему расстроиться. Тогда после уговоров нашего гида нам в виде исключения ненадолго открыли собор. Видели бы вы лица калининградских ребят, которые впервые очутились в таком удивительном по красоте и величию соборе — немом свидетеле и хранителе истории и веры русского народа, настолько захватывающей была атмосфера внутри этой православной святыни! Именно посещение таких святых мест большинство ребят впоследствии отметили как наиболее запоминающийся момент в этой поездке.
Еще один интересный факт. Никогда не думал, что дети среднего школьного возраста с удовольствием будут слушать на ночь чтение рассказов. Каждый вечер на пароме во всех каютах звучали краткие рассказы, содержащие в себе христианскую мораль, которые с вниманием слушали даже дети из мусульманских семей. В пути для работы с детьми я старался использовать каждую минуту, даже вечером, чтобы впоследствии это общение со священнослужителем принесло свои добрые плоды.
Еще одним из запомнившихся моментов из той поездки был конкурс патриотической песни. Когда шли на пароме, пришлось спонтанно исполнить любую патриотическую песню. Первая песня, которая мне пришла в голову, — из репертуара группы «Любэ»: «Отчего так в России березы шумят…» Эта песня почему-то запомнилась больше всех — то ли оттого, что пел ее батюшка, то ли ввиду ее популярности на тот момент, но она всегда завершала концерты калининградских путешественников на встречах в тех городах, куда мы приезжали. Поскольку она почти всегда звучала в моем исполнении, то меня в шутку дети даже прозвали «поп-звезда», от слова «поп». Меня это нисколько не обижало, тем более что после самой поездки такое общение дало один очень полезный эффект: несколько детей покрестились, причем кто-то из них и некрещеных родителей привел с собой в церковь.
Сразу говорить о наличии после поездки высокой духовности, конечно, вряд ли можно, но то, что удалось пробудить в некоторых ребятах какие-то нравственные начала, считаю возможным.
Продолжение следует.
Дмитрий Осипов
|