|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№6 (75) июнь |
|
|
«Господь избирает всех нас»
17 апреля 2010 г. в Екатеринбурге во дворце игровых видов спорта «Уралочка» состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с общественностью Уральского федерального округа.
(Окончание. Начало в № 5 (74) май 2010 г.)
Разные ответы
Хорошо известна история, когда трем людям задали один и тот же вопрос. Подошли к трем рабочим, которые отесывали камни, и спросили: «Что делаете?» Первый говорит: «Я отесываю камень». Второй: «Я зарабатываю на хлеб своей семье». А третий: «Я строю храм». Три человека отразили три совершенно разных подхода к тому, чем они занимаются, и сделали это на основании своего внутреннего состояния.
Какую позицию изложил первый работник? «Отесываю камень». А дальше можно продолжить: «А что делать, есть-то надо, вот я и отесываю камень». Он ничего не видит дальше этой операции. Эта операция для него наверняка мучительна, трудна, может быть, даже бессмысленна. Но ситуация безвыходная: есть-то надо.
Когда работник делает то же самое, но думает о своей семье, то в этом труде уже присутствует его любовь к ближним. Ему очень трудно — так же солнце палит, пить хочется, и пыль идет от этого камня. Но он вспоминает жену, которая дает ему столько ласки, заботы, поддержки, радости, детей своих, думает о том, что нужно купить ребенку, как его в школу послать, — и труд преобразуется. Труд перестает быть тяжкой обязанностью — это есть способ участия этого человека в жизни других людей.
А третий человек, который говорит: «Я строю храм»? Он понимает, что не он один строит храм, что вместе с ним работают плотники, каменщики, электрики, инженеры, дизайнеры, архитекторы… Но он понимает, что участвует в великом деле созидания чего-то значительного, что нужно людям. Он так же утомляется от знойной погоды, ему так же тяжело дышать от каменной пыли, но у него совершенно другое отношение к труду.
Разные базисные ценности
Отчего такие разные ответы? Оттого, что базисные ценности оказались разными. Если второго и третьего соединяет нечто общее — социальное, общественное измерение труда, то первый остается в стороне. Для него труд — тяжкая обязанность. Это даже не вопрос мотивации, это, если хотите, философия труда: что мы вообще вкладываем в понятие труда, как мы воспринимаем себя в системе деловых, трудовых отношений с другими людьми.
Вот еще цитата из святого Василия Великого: «Следует знать, что работающий работает не для того, чтобы трудом служить только своим потребностям, а для того, чтобы исполнить заповедь Господню». Бог повелел нам трудиться. А в одиночку мы сейчас трудиться не можем, мы трудимся сообща. Труд есть общее дело. Знаете, как «общее дело» переводится на греческий язык? Литургия. Когда мы совершаем Божественную литургию в храме, мы совершаем общее дело, и это не случайное совпадение слов. Есть такое понятие — «литургия после литургии». Если мы свою трудовую деятельность воспринимаем как служение Богу и ближним, то мы общее дело в храме продолжаем каждый на своем рабочем месте. Все человеческое общество должно совершать литургию, в молитве обращаясь к Богу и через свой труд служа друг другу, взаимным потребностям, строительству Божьего храма величиной во всю человеческую цивилизацию. При таком подходе к труду у нас были бы совершенно иные трудовые отношения.
О деловой этике
Есть такое понятие — «литургия после литургии» |
Я хотел бы перейти к теме деловой этики. Это очень важная тема. Все это — отношение к труду, отношение друг к другу — выражается через конкретные поступки, конкретные дела. Те люди, которые имеют власть над другими, — начальники, собственники, руководители — несут колоссальную ответственность за этот общий труд. Если им кажется, что результатом должно быть получение прибыли, которую потом можно потратить на себя, то эти люди согрешают против Бога и против своих ближних. И никогда эта прибыль, полученная за счет труда другого человека и используемая только для себя и ради себя, не принесет счастья и благополучия. А почему? Да потому, что это против воли Божией, а против воли Божией живя и трудясь, нельзя стать счастливым человеком, это азбука жизни. Бог нас создал именно для такой жизни, которая соответствует Его законам, — при всем том, что мы свободны выполнять или не выполнять этот закон.
Мы же знаем, как бывает с богатыми: все есть, а жить тяжело, и радости никакой нет. Человек теряет радость даже от того, что он имеет, потому что выстроена неправильная система отношений. Любой человек — и богатый, и бедный — должен понимать: все то, чем мы владеем, — это дар Божий. Это не мы произвели — все в этом мире принадлежит Богу. А Бог избирает людей и в каком-то смысле проверяет их на подлинность, на честность. Он дает человеку деньги: «Используй их». И человек начинает использовать — себе, себе, себе, да еще и другому подножки подставлять: «Я во главе буду, я всех скручу, цены подниму, буду монополистом». Люди стонут, экономика страдает, а человек голову потерял — но все равно радости-то нет.
«Служение» и «ответственность»
Господь избирает всех нас. Как сказал мой знакомый муфтий: «Мы все — завхозы у Бога». Правильно сказал. Правда, один заведует большим хозяйством, другой — маленьким, но у каждого — хозяйство, которое Богу принадлежит. И чем выше человек во власти, чем больше у него экономического могущества, чем больше у него подчиненных, тем больше его работа должна становиться служением.
Меня иногда спрашивают, почему нет авторитета у светских руководителей. А потому, что народ видит и чувствует потребительское отношение к себе со стороны этих руководителей. Народ для таких руководителей — просто масса, средство производства, и люди это чувствуют. Но чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем больше он должен служить народу, отдавать себя. А если совсем высоко тебя Бог поднял, твоя личная жизнь заканчивается. Все твои родные и близкие должны быть в одной упряжке, должны нести на себе этот крест служения. Все личное закончилось. А если хочешь иметь больший объем личной жизни, уходи с этой работы и занимайся тем, что не будет иметь отношение к судьбе тысяч людей.
Вот если понятия «служение» и «ответственность», которые в том виде, как я сейчас излагаю, опять-таки проистекают из нашей матрицы, из системы ценностей, которые передаются нам из поколения в поколение, которые сохраняются и воспитываются Церковью, — если эти понятия станут достоянием всех, кто несет ответственность за многих и многих, у нас изменится экономика и политика.
Хорошо и честно трудиться
Ну, а что же трудящийся человек? На нем тоже огромная ответственность. Его ум, его руки производят ценности — те ценности, которые имеют отношение не только к нему, не только к семье, но и к обществу. Иногда люди участвуют в создании таких ценностей, важность которых просто трудно себе представить.
Все то, чем мы владеем, — это дар Божий |
Мы утром, за завтраком, намазываем масло на кусок хлеба. Давайте посмотрим на этот кусочек и представим, сколько же здесь вложено человеческого труда — и землепашца, и ученого, и техника, и механизатора, и водителя, и, наконец, продавца. Так вот, все те, кто в эту цепочку вовлечен, те, кто создает материальные ценности, должны ясно понимать, что они делают большое общее дело. А для того чтобы это дело было богоугодно и чтобы Бог не взыскал с тебя за плохое отношение к труду, к общему делу, ты должен, не воровать, не тянуть на себя, не нарушать дисциплину. Вот какое огромное значение имеет климат в трудовом коллективе. Если каждый за себя, каждый — рвач, каждый — несун, каждый — халтурщик, то что означает в совокупности этот отрицательный человеческий фактор для всей экономики, для страны, для народа? Это разложение, это потеря ценностей, это недееспособная экономика, это отсутствие всякой солидарности. Общество становится дряхлым, слабым, неспособным к мобилизации, потому что каждый привык тянуть на себя и обманывать другого.
Способность пожертвовать
Но вот и последнее, о чем бы я хотел сказать (я уже говорил об этом в Верхней Пышме): каждый человек производит больше, чем ему нужно. Очень важно осознать, что каждый трудящийся производит больше, чем он потребляет, на этом строится все благополучие общества. А еще я хотел бы сказать о том, что великое счастье быть здоровым и трудиться. Конечно, важно, чтобы были правильные условия труда, чтобы была правильная система оплаты труда, чтобы была правильная и гуманная система социальной поддержки трудящихся — это все то, что мы должны решать как общество, как государство. Важны дисциплина труда и взаимные обязательства друг перед другом руководителей и простых тружеников, но ведь не все участвуют в этом процессе — в нем не участвуют дети, не участвуют старики, не участвуют инвалиды.
Так вот, все то, что мы производим, — больше, чем нужно человеку. Все должно идти в том числе на поддержание тех, кто не участвует в производственном процессе. Урал всегда был славен своими благотворителями — русскими промышленниками и купцами, которые, созидая могущество государства, одновременно делали очень много добрых дел — поддерживали сирот, инвалидов, вдов, всех тех, кто не мог сам себя прокормить. Вот это тоже в нашей системе ценностей.
Иногда меня спрашивают: «А что Вы относите к ценностям Вашего народа?» Я перечисляю многие из ценностей, которые считаю действительно очень значительными для нашего национального самопонимания, и среди них очень важная ценность — это способность пожертвовать. Собственно говоря, именно эта жертвенность, эта способность отдать себя ради другого была главной причиной, почему мы выиграли Великую Отечественную войну. Сегодня этого не требуется делать в большинстве случаев, но мы должны помнить, особенно тогда, когда у нас появляется прибыль или в личной жизни появляется достаток, что рядом с нами есть те, о ком нужно позаботиться, чтобы и они через наш труд и нашу любовь были включены в эту общественную литургию. Вот тогда из общества будут уходить такие явления, как зависть и политическая конфронтация, потому что все будут понимать, что наша совместная жизнь, наше общее служение Богу есть величайшая сила, которая объединяет наш народ.
Публикуется с сокращениями.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
|