|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (76) июль |
|
|
…Грех твой ненавижу
В Православии грех никогда не отождествлялся с самим человеком. «Тебя люблю, а грех твой ненавижу», — говорят Святые Отцы. Для кого-то эта мысль является настоящим открытием и дает силы не просто жить дальше, но и изменить свою жизнь. Наш корреспондент беседует с настоятелем Свято-Преображенского и Свято-Андреевского храмов в г. Зеленоградске, куратором ИК-4 (женской исправительной колонии) УФСИН России по Калининградской области протоиереем Александром Алексеенко.
(Окончание. Начало в № 6 (75), июнь 2010 г.)
— Отец Александр, как давно вы окормляете эту колонию?
— Все началось еще 11 лет назад по инициативе тогдашнего мэра города Зеленоградска. В колонии тогда была открыта молельная комната. Я там и крестил, и беседы проводил. Но раньше я общался в основном с мужчинами и юношами 16—18 лет. Начиная с 2004 года постоянно работаю только в этой женской колонии.
— С появлением факультатива ОПК (Основы православной культуры) изменился ли ваш режим посещения колонии?
— Да, мои приезды стали более регулярными, ведь курс ОПК, который ведет Елена Михайловна Литовка, — это четко по расписанию одно занятие в неделю. Раньше я выбирался сюда, как только появлялись свободные часы. Но часто случались накладки: я приезжал, например, в субботу, а девушки заняты — то у них баня, то какие-то работы или занятия, то отдых после трудовой недели. Казалось бы, такая мелочь — расписание моих поездок, но теперь факультатив как бы дисциплинировал и девушек, и администрацию колонии, и меня, священника. Наши регулярные встречи, как вы понимаете, приносят гораздо больше пользы. Они и должны быть регулярными и частыми, иначе чистое озеро веры легко «затягивается тиной».
Желающих приходить на встречи и беседы стало больше. В прежнее время редко когда собирались по 20 человек, как правило, один, два, три, четыре человека. И каждый раз были другие девушки. А теперь благодаря нашей с Еленой Михайловной совместной регулярной деятельности приходят не просто одни и те же девушки, но их даже становится все больше.
— Что подвигает девушек принимать Таинство Крещения?
— Девушке до освобождения осталось, например, 3—4 года. Она не хочет ждать воли, чтобы покреститься. Душа ее болит. Она понимает, что эти годы — довольно большой срок для самоисправления и самосовершенствования. Как ни странно, часто сама обстановка в колонии подталкивает к этому серьезному шагу, я бы даже сказал, благоприятствует. Ведь человек здесь не может не задуматься о себе, не переосмыслить свою жизнь.
И едва ли не самым главным поводом служат взаимоотношения девушек между собой. Вы представляете, какой силы «притирка» происходит в этой сложной жизненной ситуации, сколько бывает ссор, брани и выяснения отношений? Понятие «искусство общения» вроде предельно ясно, когда мы говорим об обычном общении на воле. И то в нем очень много проблем и все не так просто, как кажется. А здесь, в неволе, эти проблемы усложняются в несколько раз. Ведь сотни людей годами находятся в самом тесном общении друг с другом. Девушка с особой остротой начинает всматриваться в чужие недостатки и, в свою очередь, как в зеркале, начинает видеть свои недостатки, говоря языком веры — грехи.
— Попробую догадаться. Эти грехи — гордыня, тщеславие, гневливость, злоба, осуждение ближнего и начальствующего, уныние, печаль, отчаяние, соблазны, лжесмирение… С ними и на воле-то не знаешь, как справиться. Каждый день лукавый.
— Желание найти выход из ситуации очень сильное! Оно зреет не один месяц, а для кого-то и не один год. Даже если бы в колонии не было священника, проблема бы требовала своего разрешения. А тут вот, пожалуйста: пришел батюшка, и душа, которая тянется к Свету, к Любви, к Богу, чувствует, что выход есть, и видит этот выход! Интуитивно она понимает, что если привести в порядок наружное поведение, изменить привычки, то и внутреннее, душевное устроение наладится.
Вы представляете, какой силы «притирка» происходит в этой сложной ситуации? |
Очень часто как раз об этом идет у нас речь в личных беседах. Потому что трудно избавиться, например, Екатерине (как вы понимаете, я называю вымышленные имена) от давней и глубокой, к тому же взаимной, неприязни к Татьяне. Элементарные бытовые конфликты, в которых трудно избежать колкостей и укоров, бранных и оскорбительных слов. Девушкам нелегко понять, что нельзя научиться любить Бога, если в сердце «неприятное расположение хотя бы к одному человеку», как говорят Святые Отцы.
А вот как об этом говорит Священное Писание: «Кто говорит "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20—21).
Еще труднее понять Екатерине и Татьяне, что надо смиряться друг перед другом, прощать обиды и оскорбления, идти на примирение. Как им это понять и принять — не мстить? Не спорить! Уступать!
— И уж совсем непонятны тогда слова Евангелия от Матфея (Мф 5:39): «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…»
— Продолжу Евангелие: «…А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф 5:44). И ведь это только начало испытаний их веры!
Стоит задуматься о заповедях, стоит лишь получить толику благодати Божией и совершить хороший поступок, как тотчас придет испытание твоей добродетели. Нелегко уразуметь, что перед испытанием было только краткое затишье, например, крещение, исповедь, причастие или беседа с батюшкой. Что впереди ждет настоящая буря — искушения, наваждения, с которыми придется серьезно бороться. И что новый конфликт может оказаться сильнее старого.
Но если пришло осознание того, что надо бороться со своим грехом, если девушка начинает ненавидеть свой грех, она будет бороться. Я это вижу в беседах и на исповеди.
— Серьезным поводом для Таинства Крещения, помимо желания наладить взаимоотношения друг с другом, вы назвали и желание переосмыслить свою жизнь.
— Конечно. Ведь наступает раскаяние в содеянном. Девушка по-новому вглядывается в себя, начинает постепенно «приходить в себя» и хочет сделать все, чтобы никогда больше не совершать плохих поступков. Хотя до серьезного видения глубины греха, до того, чтобы содрогнуться от своего поступка, еще, конечно, далеко.
Девушка подняла руку на мужа или сожителя в состоянии аффекта… Захлестнула обида… Почти ничего не помнит. Но теперь-то приходится расплачиваться за свой страшный грех лишением свободы. Дети оказались наказанными и остались с бабушкой, и теперь о них болит душа. Как они там? А если за детьми некому смотреть, то они попали в детский дом. Каково им там, в детском доме?
Или такая проблема: родственники от нее отказались — как быть дальше? Или: как буду жить на свободе? Чем буду детей кормить? Где работать? Хотя о будущей жизни мыслей меньше по сравнению с сиюминутными проблемами, и это правильно. Довольно им забот и на сегодняшний день.
Они пытаются разобраться в своей душе, задают серьезные вопросы |
— Отец Александр, обида на мужа — это особая тема для девушек?
— Здесь эта тема, вернее проблема, одна из самых важных. Библейская заповедь гласит: «Жена да убоится мужа своего». И знаете, что любопытно: ведь ни одна цыганка не совершила греха из-за обиды на мужа! А у русских девушек современная система воспитания, безбожие, феминизм, разрушение традиционного уклада семьи, когда жена позволяет себе не уважать мужа, породили такое страшное явление.
— Что, цыганка никогда не задаст священнику такие вопросы: «Зачем нищету плодить? Зачем дети будут мучиться?»?
— Никогда. Традиционный семейный уклад помогает ей соблюдать христианскую заповедь: «Не убий». А от русских женщин в колонии я часто слышу такие вопросы. Стараюсь самым подробным образом на них ответить и предостеречь от детоубийства — от абортов. И если девушка серьезно воспринимает ответы, если борется со своими грехами, я стараюсь помочь укрепляться ей в ее подвиге. Для девушки даже перейти с курения целой пачки сигарет в день на половину пачки — это тоже своеобразный подвиг, я же вижу, как она борется со своей страстью.
— Бросить курить — это что, большая проблема?
— Очень большая, как и все проблемы, которые здесь есть у девушек. Ведь все началось с того, что они не смогли найти себя в этой жизни и совершили противоправное действие, за что и попали в колонию. Чаще всего из-за того, что повторяли ошибки своих родителей, одним словом, строили свои семейные отношения так же, как они. И теперь очень трудно вырваться из этого порочного круга.
Я специально иногда устраиваю общую исповедь, чтобы девушки увидели, узнали, какие бывают грехи, прочувствовали боль от размышления о них. Очерствевшая или окаменевшая душа может и не знать, что вот это или вот это — грех, настолько душа привыкла к страстям.
Они пытаются разобраться в своем детстве, задают серьезные вопросы. Не все девушки, конечно. Но души надорваны у всех, и раны их надо лечить, заживлять, а иногда и прижигать. Одно дело маленький порез, а тут — душевные раны глубокие и кровоточащие, нужен особый подход.
— Но ведь и девушки-то здесь не слабые, перед вами люди с характером!
— Вы правы, они умеют выживать, адаптироваться к любым жизненным ситуациям. У них множество способностей и огромный потенциал. Мне девушки так и говорят: «Вот освобожусь, батюшка, выйду замуж, устроюсь на работу, и все у меня должно наладиться!»
Дай-то Бог. И боятся они опять вернуться в прошлое состояние греха, от которого уже освободились. Впереди труд целой жизни, чтобы примириться с Тем, Кому изменили. Раскаявшаяся душа может весьма преуспеть в деле спасения даже и здесь, в неволе. Недаром первым человеком, которого Господь наш Иисус Христос взял собой в рай после Воскресения, был благоразумный разбойник.
Людмила Козельцева
|