|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (76) июль |
|
|
Афон: история, традиции, современность
Когда «среднестатистический» человек, пусть даже называющий себя православным, слышит слово «Афон», то, если он там ни разу не бывал, ему на ум чаще всего приходит следующий образ: знаменитый монастырь, расположенный где-то на какой-то горе.
(Окончание. Начало в № 2 (71) и 4 (73) 2010 г.)
Итак, Афон — пусть и святая, но все-таки гора. И хотя наивысшая точка Афонского полуострова достигает высоты немногим более двух тысяч метров над уровнем моря (что по меркам альпинистов совсем немного), тот, кто попробует взойти на вершину Афона, сможет почувствовать на себе, что это по-настоящему нелегко.
На вершине Афона находится небольшой храм, освященный в честь Преображения Господня. Недалеко от вершины, на высоте около полутора тысяч метров, стоит другой храм, посвященный Богородице. Эту церковь на Афоне называют Панагия, что, как известно, в переводе с греческого языка означает «Всесвятая». Это последний пункт для отдыха перед финишным рывком к вершине.
Дойти до Панагии — само по себе совсем непростая задача. Но последние 500 метров в высоту, отделяющие от вершины, пройти по узкой горной тропинке, порой присыпанной недавно обвалившимися сверху кусками камня, наверное, наиболее трудно. Если вспомнить известную истину о том, что обратный путь с вершины горы ничуть не легче (а часто и тяжелее), чем восхождение, становится ясно, почему многие паломники, трезво взвесив свои силы, поворачивают от храма Панагии назад. Но позвольте рассказать по порядку…
Скит святой Анны
Начинается восхождение на вершину Афона с прибытия паломников на корабле к пристани, принадлежащей скиту св. Анны. Скит (а их на Афоне множество) — это маленький монастырь, где, в отличие от большого, обитают от трех до десяти иноков и из церковных богослужений отправляется только Божественная Литургия. Все прочие богослужения суточного круга, которые неукоснительно совершаются в больших монастырях, в скиту каждый брат заменяет келейной молитвой по четкам. Так и совершают молитву в скитах Афона — без привычных для нас утрени, вечерни, вместо которых полагается определенное число молитв Иисусовых и молитв к Пресвятой Богородице, отмеряемых по четкам. Однако об Иисусовой молитве, афонских исихастах и «умном делании» мы расскажем чуть позже.
Когда корабль причаливает к пристани скита св. Анны, то для того, чтобы увидеть сам скит, нужно высоко задрать голову. Строения скита приткнулись к склону горы на высоте около 400 метров над уровнем моря. Справедливости ради нужно отметить, что от пристани в скит ведет благоустроенная бетонная лестница, на которой тут и там попадаются следы навоза, ведь грузы с пристани перевозят в скит на мулах. Нельзя сказать, что подъем от пристани с рюкзаком за плечами — легкое дело: с передышками на специальных площадках, где имеются краники с питьевой водой, он длится минут 40—45.
В скиту можно получить комнату-келью для отдыха, где можно приготовиться к дальнейшему пути: отобрать из багажа вещи, необходимые для восхождения на вершину Афона, а все лишнее оставить. Как оказалось, самая важная часть экипировки — удобная обувь. Лучше всего подходят специальные ботинки для горной местности, в них щеголяют паломники из альпийских стран — Австрии, Швейцарии, Италии. Однако вполне подойдут и обычные кроссовки, главное, чтобы они были достаточно прочными, лучше всего кожаными, ведь каменистая горная тропинка — испытание на прочность и для человека, и для обуви.
Приготовление к восхождению
Перед началом пути паломник, направляющийся к вершине Афона, получает в скиту элементарную информацию, необходимую для совершения восхождения:
Святоотеческое учение указывает на поврежденность человеческой природы |
1) путь к вершине занимает около 4,5 часов, примерно столько же — обратно; следовательно, общая продолжительность путешествия — около 9 часов. Есть, правда, более короткий путь, занимающий всего три с половиной часа в один конец. Но эта тропинка настолько крута и труднопроходима, что воспользоваться ею может только хорошо подготовленный физически человек;
2) необходимо взять с собой питьевую воду из расчета пути «туда и обратно», потому что источники воды, имеющиеся в скиту Панагия и в еще одной точке на пути к вершине, используются для водопоя скота и могут быть небезопасны с санитарной точки зрения;
3) нужно использовать дорожный посох — неважно, простую деревянную палку или специальный альпеншток, — потому что летом на пути часто встречаются змеи.
Интересно, что посох нужен не для того, чтобы пытаться как-то защититься от змей, ведь они никогда не нападают на человека первыми. Змея опасна, как правило, в том случае, если человек нечаянно наступит на нее, когда она выползла на тропу, чтобы погреться на солнце. Эти создания не напрасно названы зоологами холоднокровными: температура их тела зависит от температуры окружающей среды, поэтому змеям необходимо иногда выползать на открытые солнечные места. Змеи не имеют органов слуха, но чутко улавливают вибрацию почвы, поэтому палка нужна путнику для того, чтобы громко стучать ею в землю — от этого змея, если она лежит на пути, быстро уходит в ближайшее укрытие до того, как человек приблизится к ней на опасно близкое расстояние.
Ну, и последнее, что узнает паломник, собирающийся отправиться к вершине Афона, — что ворота скита св. Анны закрываются на ночь ровно в 21.30, поэтому вернуться необходимо до этого времени, в противном случае вы рискуете провести ночь у монастырских ворот.
Восхождение
Первые несколько сотен метров от скита св. Анны к вершине ведет бетонная дорожка шириной сантиметров 70, которая очень быстро сменяется узкой каменистой горной тропинкой. По этой тропе можно идти и час, и два в полном одиночестве. Изредка, впрочем, встречаются другие паломники, чаще всего такие встречи происходят в тех местах, где тропа пересекается с другими подобными тропинками, ведущими в тот или иной скит или монастырь.
Через пару часов пути все чаще хочется присесть и отдохнуть. На участках с крутыми подъемами кажется, что сердце стучит где-то в ушах. Если солнце не закрыто облачной дымкой, на открытых местах бывает весьма жарко, и путники снимают куртки и свитера, кладут их в рюкзак. Отправиться же к вершине без куртки или свитера даже в летний период было бы большой ошибкой: примерно на высоте 1 500 метров и далее становится заметно холоднее, здесь почти всегда дует сильный ветер, поэтому теплая одежда бывает весьма кстати.
Виды, открывающиеся на пути к вершине, поистине потрясают. Горные склоны, в основном покрытые растительностью, но кое-где состоящие из голого камня, на фоне моря, которое простирается на три стороны света — на север, юг и на запад, — воспринимаются зримым свидетельством величия Того, Кто создал всю эту красоту. Молитвенное настроение приходит здесь к человеку легко, без усилий. Многие совершавшие восхождение на Афон свидетельствуют о том, что и молитва Иисусова легко совершается при восхождении, мысленно или вслух, в такт шагам человека, идущего к вершине.
«Исихия» — «безмолвие»
Видимо, настало время сказать несколько слов о молитве Иисусовой и о так называемой исихии, без чего невозможно представить себе духовную жизнь на Афоне.
Ощущение такое, что под тобой раскинулся весь мир |
Как известно, такое замечательное направление духовной жизни монахов, как исихазм, возникло именно на Афоне. «Исихия» по-гречески означает «тишина, безмолвие», подразумевается в первую очередь внутренняя тишина, которая воцаряется в душе молящегося. Предполагается, что, лишь стяжав эту вожделенную невозмутимость помыслов и нерассеянность ума, можно творить истинную молитву, независимо от того, произносить ли ее устами или совершать мысленно. Что же касается самой формы молитвы, то она предельно проста, это известная молитва, которую в православной традиции именуют Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, (Сыне Божий), помилуй мя!» Или то же самое по-гречески: «Кирие, Иису Христе, елейсон ме…»
Святоотеческое учение Православной Церкви указывает на поврежденность человеческой природы в результате злоупотребления человеком свободой, полученной в дар от Бога. Одним из серьезнейших и наиболее опасных последствий такого повреждения человека является некая катастрофическая разобщенность и разрозненность нашего внутреннего состояния. И в самом деле, в одну и ту же минуту в голове человека могут проноситься самые противоречивые и беспорядочные помыслы, которые часто сопровождаются чувствами и желаниями совершенно противоположными. Такая хаотичная противоречивость наших сиюминутных состояний, согласно учению Святых Отцов, препятствует приобщению человека к Божественной благодати. По мысли основателей исихазма, именно исихия, то есть умолкание всех мысленных и чувственных «шумов» и, как следствие, соединение мысли и чувства в покаянии и едином стремлении к Богу, является необходимым условием истинной молитвы.
Исихазм как особенное направление духовной жизни христианина возник и развился именно в среде афонского монашества. Одним из замечательных Отцов Церкви, обосновавшим исихазм с богословской точки зрения, был знаменитый святой Григорий Палама.
Несомненно, исихазм оказал влияние и на русскую духовную традицию. Преподобный Сергий Радонежский являлся младшим современником Григория Паламы, и его жизненный путь и святость являются в немалой степени воплощением традиций афонского исихазма на русской почве. Гениальные творения иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева — безмолвная проповедь, вдохновленная таинственным богообщением, о котором говорили исихасты.
Вершина
На вершине Афона находится храм Преображения Господня. В храме буквально спартанская обстановка, однако в алтаре имеется епитрахиль и все необходимое для богослужения. На жертвеннике лежат записки-поминовения, оставленные теми, кто молился здесь, среди записок попадаются написанные кириллицей.
Ощущение такое, что под тобой раскинулся весь мир. Виден весь Афонский полуостров, а в ясную погоду можно разглядеть вдали и два соседних полуострова. Маленькой светлой точкой на фоне лазурных вод Эгейского моря кажется одинокий корабль, идущий вокруг оконечности Святой Горы. Кажется, начинаешь понимать, почему некоторые афонские монахи стремятся к отшельнической жизни высоко в горах. Здесь нет ощущения одиночества, присутствие Бога чувствуется буквально во всем. Однако время неумолимо диктует свой порядок — необходимо отправляться в обратный путь, чтобы успеть в скит святой Анны до того, как монастырские ворота будут заперты на ночь…
Священник Владимир Максимов
|