Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№8 (77) август

ПАЛОМНИЧЕСТВО ДУШИ 

 

Православие на польской земле

 

Ближайшими соседями, граничащими с Калининградской областью, являются Польша и Литва. И, хотя в этих странах преобладает католическое население, там проживает и значительное количество православных. На протяжении уже многих лет теплые дружественные связи объединяют прихожан и духовенство калининградских храмов с прихожанами Белостокско-Гданьской епархии Польской Православной Церкви.

 

Ежегодно калининградцы посещают православные святыни Польши, общаются с польской православной молодежью и окормляющим ее духовенством. Все это помогает взаимопониманию наших народов и способствует укреплению взаимной симпатии и чувству духовного единства между двумя братскими славянскими народами.

Одна из таких паломнических поездок состоялась со 2 по 5 мая 2010 года, когда группа православных паломников из Калининградской епархии, в состав которой входили священники Александр Ларченко, Валерий Алексеев и Константин Киосев, посетила ряд святых мест православной Польши.

Мученик Гавриил Белостокский

3 мая, в день памяти святого мученика Гавриила Белостокского, калининградские паломники молились на литургии вместе с православными поляками, белорусами и украинцами. Все они приехали почтить память святого в женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в пос. Зверки, где родился и обрел свою кончину святой мученик младенец Гавриил. Ежегодно в этот день крестным ходом туда приносят мощи святого из храма Николая Чудотворца из
города Белостока.

Св. мученик Гавриил Гавдель принял мученическую смерть 20 апреля (3 мая) 1690 года. Убийцы пригвоздили похищенного мальчика за руки и за ноги к стене, имитируя страсти Христовы, и прокололи ему бок, выпустив кровь, а затем выбросили бездыханное тело в поле. Когда местные жители обнаружили мертвого младенца, они были поражены тем, что даже бродячие собаки не только не набросились на него, но, наоборот, охраняли, отгоняя от него птиц. Ребенок был похоронен на кладбище возле православной церкви.

Спустя 30 лет, во время очередного погребения, гроб св. Гавриила был случайно поврежден, и обнаружилось, что тело не пострадало от тления. Это известие усилило почитание мученика среди православных. Мощи святого перенесли в крипту под храмом, а в 1755 году крестным ходом их перенесли в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. В 1820 году св. Гавриил был канонизирован Русской Православной Церковью. Многочисленные случаи исцеления возле святых мощей способствовали росту его почитания по всей Российской империи.

В 1930-е годы Слуцкий монастырь был закрыт, а мощи св. Гавриила были перенесены в Музей атеизма в г. Минске. В 1944 г. их перенесли в церковь Покрова Божией Матери в г. Гродно, где они хранились в подземелье. 21—22 сентября 1992 года по благословению архиепископа Саввы их торжественно перенесли крестным ходом в Свято-Никольский собор Белостока. На польской границе святые мощи встречали тысячи верующих, которые сопровождали их до самого Белостока через все города и села, делая остановки возле каждого православного храма. В самом Белостоке по этому случаю состоялся огромный крестный ход с участием 60 тысяч человек. После ночной службы утром 23 сентября 1992 года мощи святого мученика были помещены для постоянного пребывания в правом приделе Свято-Никольского собора.

Нет границ…

Во время нашего паломничества мы посетили храм в Зверках, который был переполнен: сотни верующих находились в храме и стояли на улице, ожидая своей очереди приложиться к мощам святого. В ходе службы состоялся крестный ход вокруг храма, который возглавили архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков и епископ Супрасльский Григорий. В своей проповеди архиепископ Иаков говорил о мученике Гаврииле, о значении Пасхи для верующих, о том, что для веры православных христиан не существует границ, приведя в качестве примера паломников из Калининграда и Беларуси.

Женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы продолжает традиции основанного еще в 1901 году игуменьей Еленой в районе Даброво крупного женского монастыря, эвакуированного в начале Первой мировой войны в Россию. В начале 1990-х годов две послушницы из монастыря во Франции по благословению архиепископа Гданьского и Белостокского Саввы приняли постриг с именами Анастасии и Афанасии и вскоре вернулись в Польшу. А 7 мая 1993 года архиепископ Гданьский и Белостокский Савва и архиепископ Гродненский Валентин совершили официальное открытие возрожденного монастыря при приходе Святого Илии в Белостоке-Дойлидаче. Игуменьей была назначена сестра Анастасия. В 1996 г. в Зверках был освящен закладной камень, а 13 сентября 2008 года и сами сестры переместились в Зверки, где к тому времени был сооружен новый комплекс с храмом св. Гавриила. В настоящее время в монастыре проживают 20 сестер, которые занимаются рукоделием, изготовлением свечей, шитьем, иконописью, а также преподаванием русского языка.

После окончания праздничной службы и трапезы, организованной представителями польских православных молодежных организаций, калининградцы отправились в Белосток.

Белосток

Белосток — крупнейший центр Православия в Польше. Из 300 тысяч его жителей от 25 до 30 % составляют православные. В городе действуют 12 православных храмов, в которых молятся десятки тысяч православных поляков, белорусов, украинцев, русских. По словам сотрудников Православного культурного центра Белостока, православные прихожане активно участвуют и в общественной жизни Польши. В настоящее время в польском сейме есть два православных депутата от правящей партии премьер-министра Д. Туска; в белостокском городском сейме — пять православных депутатов. Православным прихожанином является и один из заместителей мэра города. Еще большим влиянием пользуется Польская Православная Церковь в небольших районных городах Бельск и Хайновка (Гайнувка), большинство жителей которых исповедует Православие.

Также в те дни были незабываемые встречи с настоятелями, клириками и прихожанами в белостокских храмах святого Георгия Победоносца, Святого Духа, Воскресения Господня и святой Софии.

Храм Святого Духа — один из крупнейших в Польше. Весьма интересна история его создания. Еще в начале 1970-х годов православные верующие Белостока начали обращаться к властям с просьбами о строительстве нового храма, но лишь в 1981 году такое разрешение было получено. В 1982 году на месте строительства был заложен камень, а уже в 1986 году водружен купол с крестом. В мае 1988 года начал действовать нижний храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», а 11 лет спустя был освящен и верхний храм Святого Духа. По своей архитектуре это грандиозное 50-метровое сооружение напоминает собою пламя горящей свечи. Рядом возвышается 70-метровая колокольня. Храм вмещает в себя более 2 500 верующих и изнутри расписан прекрасными фресками. В куполе мастерами из Украины выполнена фреска Троицы.

Храм Святой Софии выполнен по образцу знаменитого Софийского собора в Константинополе. Сооружался он в течение 11 лет, и в октябре 1998 года его освятил Патриарх Константинопольский Варфоломей. Он же привез в дар собору образцы фресок, изготовленных известным греческим иконописцем Константином Ксенопусом. И сегодня при посещении храма, действительно, возникает ощущение, что ты переносишься на тысячу лет назад и находишься под
величественным куполом царьградской Хагия Софии.

Два других храма, заложенных в 1990-е годы, — Святого Георгия и особенно Воскресенская церковь — были выполнены в непривычной форме. Модерновые купола церкви Воскресения Господа немного удивляли нас своей некоторой вычурностью и манерностью. Однако внутри все оказалось в канонически выдержанном православном стиле.

Святая гора Грабарка

4 мая главной целью паломников стало посещение Святой горы Грабарки и находящегося на ней женского монастыря в честь евангельских сестер святых Марфы и Марии — одного из важнейших центров Православия в Польше. Расположенная в Мельницкой пуще Святая гора Грабарка впервые получила известность в начале XVIII века, а прославилась она чудесами исцеления, которые происходили от воды источника, расположенного у ее подножия. В 1710 году окрестные городки и деревни охватила смертоносная эпидемия, и уцелели только те их жители, которые пили воду из целебного источника. В благодарность за свое спасение люди решили выстроить на этом месте храм Преображения Господня.

В XIX веке сохраняется традиция массового паломничества на Грабарку 19 августа, в праздник Преображения Господня. Со временем здесь построили гостиницу для паломников, а в 1897 году силами местных жителей воздвигли церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Военные действия 1914—1920 годов привели к резкому уменьшению количества православных приходов в этих местах, однако Грабарка уцелела благодаря кладбищу, на котором хоронили местных жителей и служили панихиды. Поэтому настроенные весьма агрессивно местные власти побоялись объявить о закрытии святыни.

После Второй мировой войны положение Православной Церкви в Польше еще больше ухудшилось. От насельниц пяти женских православных монастырей довоенной эпохи уцелело лишь несколько сестер. Лишь в 1947 году было принято решение о размещении на Святой горе возле поселка Грабарка Марфо-Мариинского женского монастыря, и туда были направлены три монахини под руководством игуменьи Марии Комстадиус (Нехлюдовой). Через год в монастыре было уже восемь сестер, и он продолжал активно развиваться. Грабарка становилась символом исповеднического подвига Польского Православия.

С 1980 года по инициативе польских православных объединений Грабарка превращается в место ежегодного паломничества. Со всех концов Польши с деревянными крестами в руках пешком идут сюда православные паломники. Для многих из них дорога составляет несколько сот километров, но повсюду они находят поддержку и участие со стороны верующих. Все это сплачивает и укрепляет верующих, особенно молодежь, вселяя в них соборный дух ранних христиан.

Совершенный в ночь с 12 на 13 июля 1990 года поджог католическим фанатиком храма Преображения Господня еще более сплотил православных поляков. На месте сгоревшей деревянной церкви была сооружена новая, освященная в 1998 году. С 1995 года настоятельницей монастыря является игуменья Ермиония (Шчур).

Паломничество продолжается

По пути паломники посещали и другие православные храмы, являвшиеся шедеврами церковной архитектуры, наслаждались высокими образцами иконописи и
духовного песнопения. Особенно они были тронуты теплым участием встречавших православных священников и прихожан белостокских приходов.

В пос. Белая Вежа в храме Николая Чудотворца все были восхищены необыкновенной красотой уникального фарфорового иконостаса. Знаменательно, что этот храм был построен в середине XIX века императором Александром III, сюда пять раз приезжал молиться Николай II со своей семьей. К сожалению, мы не застали настоятеля храма, но один из служителей поведал нам историю своего прихода.

В последний вечер перед днем отъезда паломники посетили храм Иоанна Богослова, настоятелем которого является отец Марк Лавренюк, куратор православной епархиальной молодежи. В XVI веке на этом месте был небольшой деревянный храм, позднее (до Первой мировой войны) — кладбище с деревянными крестами. Верующие поставили целью возродить здесь новый православный храм, и уже в июне 2007 года на месте строительства был освящен
крест. Встретившие нас отец Марк и отец Михаил рассказали о храме и отслужили молебен, а затем пригласили на встречу с православной молодежью Белостокско-Гданьской епархии.

Пройдя во внутренний двор одного из близлежащих домов, мы присоединились к польской православной молодежи, собравшейся у костра. Здесь звучали польские и русские песни, а общий дух определяла единая православная вера. Ребята активно общались друг с другом, знакомились, делились своими впечатлениями. Калининградский баянист Роман Коробко исполнил множество популярных народных и казачьих песен, которые были подхвачены всеми собравшимися.

Сохранять верность

5 мая ярким событием стало участие в литургической службе в Супрасльском Благовещенском мужском монастыре, замечательно исполненной древним знаменным распевом. В ходе службы епископ Супрасльский Григорий обратился к собравшимся паломникам с проповедью на русском языке, в которой подчеркнул, что православные приходы Польши хранят традиции дореволюционного российского Православия и тоже являются частью Святой Руси. Поэтому
необходимо сохранять верность православной вере, которая объединяет нас независимо от государственных границ. Важно не только креститься в Православие, подчеркнул владыка, но надо еще и устоять в своей вере.

После литургии состоялся крестный ход и лития возле захоронения тела новопреставленного архиепископа Мирона Гайнувского, трагически погибшего в авиакатастрофе под Смоленском. Также прошла интересная экскурсия по монастырю и музею икон, в котором находятся более 300 старинных икон и сохранившиеся фрагменты фресок XVI века, написанные сербскими мастерами. атем послушник Христофор провел нас за монастырские стены к древним полуразрушенным катакомбам, в которых на протяжении многих веков погребали почивших монахов.

Супрасльский Благовещенский монастырь

Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 году новогрудским воеводой и литовским маршалком Александром Ходкевичем, пригласившим в него монахов из Киево-Печерской лавры и некоторых других киевских монастырей, в его резиденции в городе Грудке (Градке). Однако близость к воеводскому двору мешала уединенной жизни, и в 1500 году братия под руководством игумена Пафнутия, получив разрешение на перенос монастыря, опустила крест с частицей Животворящего Креста Господня в воды реки Супраслянки и пошла вслед за ним. Несомый волнами крест остановился на берегу напротив урочища Сухой Хруд, где и было решено заложить монастырь.

Первым храмом, построенным в том же году, стала деревянная церковь св. апостола Иоанна Богослова. А в 1503—1511 годах был сооружен и каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. С самого начала собор сочетал в себе византийский и готический стили. Новый храм был освящен киевским митрополитом Иосифом Солтаном, который привез и вручил список чудотворной иконы Божией Матери Смоленской, впоследствии получивший название Супрасльской и прославившийся многими чудесами. Третий храм — Воскресения Христова — был построен в период расцвета монастыря, в середине XVI века. В 1557 году иконописцы под руководством сербского мастера Нектария расписали Благовещенский собор замечательными фресками в традициях балканской иконописной школы.

Во второй половине XVI века Супрасльский монастырь становится одним из главных центров православной славянской культуры. Он поддерживает связи с монашескими центрами Афона, Киева, Слуцка, Москвы, Сербии и Болгарии и становится одним из важнейших очагов восточнославянского просвещения. При
монастыре возникла замечательная библиотека, прославившаяся большим количеством редких книг. Среди них находились древнеболгарская Минея (Жития)
XI века, называемая Супрасльским кодексом, так называемая «Супрасльская летопись», охватывающая историю Руси до 1515 года, сборник церковных музыкальных произведений «Супрасльский ирмологион», а также целый ряд переводных и самостоятельных произведений, в том числе полемического характера. Сознание культурно-исторического единства с восточнославянскими народами находило выражение в популяризации среди братии жизнеописаний
русских святых. Именно в Супрасле в 1593 году Иван Проскура написал житие св. Сергия Радонежского.

Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супрасльский монастырь стал именоваться лаврой. Долгое время братия несла тяжелый крест защиты чистоты Православия на территории Речи Посполитой. В ее стенах были созданы или размножены такие полемические сочинения, как «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «Списание против люторов», автором которого был супрасльский монах Евстохий, и другие произведения.

Одним из известнейших настоятелей монастыря был архимандрит Илларион (Масальский) — активный борец против Брестской унии, отстаивавший чистоту веры даже под угрозой королевских репрессий. Его преемник архимандрит Герасим также сохранял православные традиции монастыря, и лишь следующий наместник архимандрит Самуил (Сеченко) согласился в 1631 году подчиниться униатскому митрополиту, и четыре года спустя монастырь принял новый (базилианский) устав. В XVII—XVIII веках Супрасльский монастырь, находившийся под властью униатов, подвергся значительным изменениям как в духовной
жизни, так и в своем архитектурном облике. В Благовещенском соборе был переделан иконостас и сильно изменилось внутренне убранство. Православные
фрески были закрашены, а на их месте появились новые росписи в греко-католическом стиле. Такая фреска сохранилась и до нашего времени в одном из монастырских корпусов, где когда-то располагалась монастырская трапезная. На ней были изображены монахи, попадающие в результате переедания в объятия смерти. Забавный и весьма злободневный сюжет, о котором стоило бы задуматься и многим нашим современникам.

И еще из истории обители

После раздела Польши монастырь на небольшое время попал под власть Пруссии, а в 1807 году, согласно Тильзитскому мирному договору, отошел к Российской империи. К этому времени обитель пребывала в сильном разорении. В 1824 году немногочисленные насельники выразили пожелание вернуться в лоно Православной Церкви, что и было осуществлено в 1839 году. Постепенно обитель стала приобретать свой первоначальный вид. В 1887 году были восстановлены православные росписи Благовещенского собора, в 1889—1890 годах построена церковь св. Иоанна Богослова, а в 1901 году устроено новое православное кладбище с церковью св. вмч. Георгия при нем.

В 1915 году в связи с немецким наступлением монастырь эвакуировали вглубь России вместе с большинством православных жителей Супрасля. Пришедшие на смену немцам польские легионеры оккупировали в 1919—1920 годах Западную Украину и Западную Белоруссию, а вместе с ними и Белостокский край. В 1919 году польские власти закрыли и опечатали Благовещенский собор. В 1922 году монастырские здания были переданы польской школе, а братию изгнали из монастыря. Храм св. апостола Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви, а в 1935 году часть монастырских зданий получили в аренду католические отцы-салезияне.

В годы Второй мировой войны в церкви св. апостола Иоанна Богослова была возобновлена православная служба (с 1942 года), и в Супрасль возвратились православные монахи; однако во время своего отступления 21 июля 1944 года нацисты взорвали Благовещенский собор. После войны польские власти вновь разместили в монастырских корпусах школу, а также отобрали у православных храм св. вмч. Пантелеймона с кладбищем. Однако попытка отобрать и разрушить храм св. Иоанна Богослова встретила мощное сопротивление прихожан, и в 1958 году власти возвратили ее православным верующим.

Возрождение монастыря началось в 1982 году, когда по инициативе архиепископа Белостокско-Гданьского Саввы в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковски). А 4 июня 1984 г. епископ Савва совершил закладку первого камня под строительство возрождаемого Благовещенского собора. В том же году в Супрасле возник Монашеский дом, который в 1989 году обрел статус мужского монастыря под руководством игумена Мирона. Решением правительства с 1993 года монастырю были возвращены все его здания, хотя из-за сопротивления Католической Церкви реализация этого проекта затянулась до 1996 года. А в 2003 году монастырю были переданы и древние катакомбы, в которых покоятся останки монахов — основателей монастыря. С 1999 года наместником монастыря является архимандрит Гавриил (Гиба).

Во второй половине дня паломники отправились в обратный путь и, благополучно миновав польско-российскую границу, поздним вечером вернулись в Калининград. Так завершился короткий, но насыщенный паломнический тур православных прихожан нашего Янтарного края в ставшую такой близкой православную Польшу.

Рано ставить точку

Однако было бы рано ставить точку в нашем рассказе. В конце июня отец Марк и несколько его прихожанок приехали с ответным визитом из Белостока в Калининградскую область. В течение трех дней они посетили храмы Калининграда, Балтийска, Светлогорска, пос. Взморье, побывали на Куршской косе. Некоторые из паломников впервые открыли для себя православный Калининград. Прошли новые встречи — как с теми, кто посетил православную Белосточчину в мае, так и с теми, кто не смог участвовать в памятной поездке.

В очередной раз мы убедились в том, как много общего у православных по обе стороны границы. Уверен, что такие встречи будут происходить все чаще. Нам есть чем поделиться друг с другом: любовью, душевной отзывчивостью, взаимной симпатией. И русские, и поляки в таких встречах открывают для себя что-то новое, приобретая важный и полезный опыт для своей дальнейшей жизни.

 

Игорь Гуров

Услышим и о другом коварстве наших врагов. Как снеди, вредныя для тела, по некотором времени, или день спустя производят в нас болезнь: так весьма часто действуют и причины, оскверняющия душу. Видел я наслаждающихся и не вдруг боримых; видел, что некоторые едят и пребывают с женщинами, и в то время не имеют никакого худаго помышления; но когда они обольстились самонадеянностью, и возмечтали, то внезапно подверглись погибели в своей келии. А какая это погибель, телесная и душевная, которой человек может подвергаться один, знает тот, кто находился в сем искушении, а кто не был искушен, тому и знать не надобно.

 

Св. Иоанн Лествичник

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото11

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.