|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№9 (78) сентябрь |
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА
О святоотеческих творениях и Св. Писании
Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых Отцов! не довольно ли Словом Божиим руководствоваться, одним Священным Писанием — чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческого?
Отвечаю: непременно нужно при чтении Писания чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святой апостол Петр о Священном Писании: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр 1:20—21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа и само запрещает произвольное толкование себя? Дух произнес Священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи — святые Отцы — истолковали его. Поэтому всякому желающему стяжать истинное познание Священного Писания необходимо чтение святых Отцов.
Если Вы ограничитесь чтением одного Священного Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (2 Кор 14:11).
Вселенская Церковь всегда питала особенное уважение к отеческим Писаниям: этими Писаниями сохранилось единение церковное, для которого необходимо всеми принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские соборы всегда начинались с чтения тех отеческих Писаний, в которых с особенною подробностью излагались догмат или предание, рассмотрение которых составляло предмет совещаний собора. И, опираясь на отеческие Писания, собор обличал ересь, произносил православное учение и исповедание.
Точно так же и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались отеческими Писаниями, только тогда они переходили к чтению преимущественно Священного Писания, когда уже достигали особенного духовного преуспеяния. «Глубоко море Писания, — сказал св. Иоанн Лествичник, — и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде и касаться богословия страстному» (Сл. 27, о безмолвии). Эта опасность, это бедствие, очевидно, заключаются в произвольном толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение.
Имейте благоговение к Священному Писанию, благоговение, должное для истинного сына истинной Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к писаниям отеческим. Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, действовал в святых учителях и пастырях церковных: свидетель этого догмата святой апостол: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор 12, 28). Сообразно словам апостола, словам священного Писания и указаниям Церкви первое место в благочестивом чтении Нашем должны занимать писания апостолов. Между писаниями апостолов первое место занимает Евангелие. Чтобы правильно понимать Новый Завет, читайте святых учителей церковных, читайте и псалтырь и прочие книги Ветхого Завета. Очищайте себя евангельскими заповедями и благочестивыми подвигами. Сообразно чистоте души, является ей Бог, открывается ей Божие слово, для плотских очей прикрытое непроницаемою завесою слова человеческого.
Не давайте в сердце Вашем места никакому кумиру |
О духовном руководстве
Сердце Ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему. Без этого условия принадлежать человеку страшно. Не бывайте рабами человеков, сказал апостол.
Всегда трогали меня до глубины сердца слова св. Иоанна Предтечи, произнесенныя им относительно Господа и себя, сохраненные нам в Евангелии Иоанна: «Имеющий невесту, — говорит святой Предтеча, — есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан 3:29—30).
Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха небесного, должен приводить души к Нему, а не к себе, должен возвещать им о бесконечной, неизреченной красоте Христа, о безмерной благости Его и силе. А наставник пусть, подобно Великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалении пред учениками, умалению, которое служит признаком и духовного преуспеяния. Доколе плотское чувство преобладает в учениках, велик пред ними наставник их; но когда явится в них духовное ощущение и возвеличится в ни Христос, они видят в наставнике своем только благодетельное оружие Божие.
Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остерегались и впали вместе с наставниками своими в сети диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем. Не давайте в сердце Вашем места никакому кумиру. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи: единственно ищи того, чтоб возвеличился Христос в учениках твоих. Когда Он возвеличится, — ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возраставшего Христа, исполнись радости. От такого поведения чудный мир будет навеваться на сердце твое: в себе увидишь исполнение слов Христовых: смиряющий себя, вознесется.
Евангелие требует чтоб человек признал Бога Богом, а сам встал на свое место: в разряд созданий. По умерщвлении безумной, мечтательной, на самом деле несуществующей жизни, может явиться истинная жизнь, с преизобильным ощущением существования, — жизнь о Боге.
Епископ Игнатий Брянчанинов
|