|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№11 (80) ноябрь |
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА
Только в будущей жизни вечное блаженство
Ничто тленное, преходящее не может удовлетворить человека. Если оно кажется удовлетворяющим — не верьте ему: оно только льстит. Недолго будет льстить, обманет, ускользнет, исчезнет — оставит человека во всех ужасах нищеты и бедствия. Божие — положительно, вечно. Вначале оно, подобно малейшему зерну, появляется в сердце в виде малейшего благого влечения, желания; потом начнет возрастать мало-помалу, обымет все мысли, все чувствования, обымет и душу и тело; сделается подобным древу, великому и ветвистому. Птицы небесные, то есть ангельские помышления и созерцания, придут витать на ветвях его. Это должно совершиться над христианином во время земной жизни. Над кем оно совершается, тот при вступлении в вечность увидит себя изобилующим духовными сокровищами — залогами нескончающегося блаженства. Такое состояние — уже здесь, на земле, вечное блаженство, прежде явного вступления в вечность смертью тела. Такая жизнь — уже отселе вечная жизнь.
Болезни в жизни ведут к вечному блаженству
Благодарю тебя за дружеское письмо твое и поздравление с праздником праздников — Воскресением Христовым, с которым я равным образом поздравляю тебя, желаю тебе всех истинных благ. Христос, поправший Своею смертью смерть человеков и воскресением Своим даровавший воскресение всем верующим в Него, уже одержал победу и над всеми скорбями твоими, а со Христом одержал и ты эту победу. Терпи великодушно яростные волны, терпи великодушно напор свирепых ветров, терпи силою веры — и Христос приведет тебя в свое время в покой Свой. По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни. Не тревожься восстающими страстями: старайся по возможности противиться им; человек, доколе на земле и облечен в бренное тело, дотоле подвержен изменениям; то чувствует сердечный мир и спокойствие, не возмущаемое никакою страстью, то находится в обуревании страстей. Таковая изменяемость научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы и совершаем бесстрашно беззакония.
Бог воспитывает скорбями
В ответ на письмо Ваше скажу Вам слово Божие, которое должно Вас укрепить и утешить в постигших Вас скорбях. «Аз, ихже люблю, — говорит Господь, — обличаю и наказую». Все приблизившиеся и усвоившиеся Господу достигли этого многими скорбями, по свидетельству Священного Писания. Апостол Павел проповедовал в числе догматов, что многими скорбями подобает Вам войти в Царствие Божие. Напротив того, те, которые чужды скорбей, признаются забытыми Богом. — Итак, не унывайте в скорбях Ваших, но благодарите за них Бога, как за великое благодеяние, и полагайтесь на Его святую волю и на Его святой Промысл. Да почитывайте Евангелие, чтоб Вам научиться из него, что не несущий креста своего не может быть учеником Христовым! Что бы было с Вами, если б Бог не обучал Вас скорбями? Вы бы пожертвовали и всем временем Вашим, и всеми способностями Вашими суете и вступили бы в вечность не достойною никакой награды, — напротив того, достойною полного наказания за пренебрежение Христом Спасителем мира, Сыном Божиим, принесшим Себя в жертву за Вас с тем, чтоб Вы принесли себя для собственного Вашего блага в духовную жертву Ему.
Ничто тленное, преходящее не может удовлетворить человека |
Недостаточно быть добрым по естеству — надо быть добрым по Евангелию. Естественное добро часто противоречит добру Евангельскому, потому что наше естество находится не в первобытной чистоте, дарованной ему при создании, но в состоянии падения, при котором добро перемешано в нас со злом. И потому это добро, если не выправится и не вычистится Евангелием, само по себе непотребно и недостойно Бога! Христос с Вами! Он да укрепит и душу Вашу и тело! Он да устроит во благо и временныя и вечныя отношения Ваши.
О трудностях на духовном пути
«Благодарение милосердному Богу, — сказал некоторый Святый Отец, — когда слова одного человека принесут пользу другому человеку, они оба должны благодарить Бога». Благодарю Бога, избравшего меня в орудие для утешения и питания души Вашей. Вашим письмом Вы меня очень ободрили: я надеюсь видеть в Вас дальнейшие успехи на пути духовном, ведущем ко всему доброму. Не страшитесь того мрака, той пустыни, в которую Вы взошли теперь умом и сердцем: между Египтом и обетованною землею — мрак и пустыня. И скоро увидит землю обетованную, скоро насладится ее благами верный и мужественный израильтянин. Под именем Египта разумеется жизнь мирская, исполненная суетными попечениями и развлечениями; под именем земли обетованной — жизнь духовная, наполненная Божественными утешениями; пространство, составляющее переход от одной жизни к другой, — пустыня. Верный израильтянин — человек, решившийся принести жизнь свою в служение Богу.
Жалею о В., мало-помалу его распечатывают и прочитывают. Такова судьба всех носящих маски: нельзя же постоянно быть в маске! По временам маска снимается или спадает, взорам является обнаженное лицо души — и горе, если оно безобразно и только обманывало красотою маски.
Епископ Игнатий Брянчанинов
|