|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (81) декабрь |
|
|
Обратить внимание на ближних
В преддверии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров архиепископ Белгородский и Староосколький Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, ответил на вопросы портала «Православие и мир».
— Владыка, по-Вашему, какая самая главная проблема современных православных христиан?
— Невостребованность как активных членов Церкви. Люди часто приходят в Церковь, но они не живут общинной жизнью. Не живут как евхаристическая община, которая, помимо богослужения, имеет еще и активную жизнь в социуме, включая благотворительность, миссионерскую и катехизическую деятельность. Эта модель была насильно навязана Церкви в советское время, когда ее не выпускали за ограду. И сейчас приходы не могут освободиться от этой инерции. Когда люди в большинстве своем не востребованы и их никто не позвал, то с годами растет нереализованное внутреннее чувство неудовлетворения. Понимаете, человек мог бы помочь, и он знает, где он может проявить себя, но никто его к этому не призвал, не попросил! Люди очень часто перестают быть активными прихожанами и постепенно теряют навык быть церковными созидателями. Этим летом мы видели, как общая озабоченность пожарами всколыхнула многих людей. И они стихийно начали проявлять свою активную позицию христиан, когда услышали призыв Святейшего Патриарха Кирилла. Это был призыв к солидарности, братскому сопереживанию, сочувствию и к деятельной христианской любви, чтобы преодолеть последствия катастроф. Активность прихода проявляется чаще всего в возведении храмов, в помощи при благоустройстве. Но люди не имеют некого поручения, миссионерского поручения. Если бы каждый член общины имел миссионерское поручение, то приобрел бы опыт так называемой миссионерской ответственности. Само слово «ответственность» происходит от слова «ответ». То есть это ответ на призыв Церкви исполнить какое-либо послушание просветительской деятельности, миссионерской, социальной. Вторая причина — неприветливость приходов, где можно встретить и хамство со стороны завсегдатаев храма, которые имеют «свой» подсвечник или трудятся в церковной лавке. Они ведут себя неприветливо по отношению к людям, которые приходят. Вместо того, чтобы почтительно объяснить, как вести себя в храме, они сразу же начинают обвинять человека в незнании, в том, что он нарушает установленный порядок. Еще одна из причин — многие не выдерживают натиска современной агрессивной социальной среды обитания, которая предлагает свои стандарты жизни. Люди порой не имеют возможности внутри себя побороть искушение «быть как все», то есть иметь чувства, мысли, дела, ничем не отличающиеся от других. А это ведь испытание веры, когда они не могут решиться жить по-христиански и от этого испытывают духовные страдания. Внутренний разлад приводит к тому, что люди в отчаянии или безнадежности покидают лоно Церкви.
— Владыка, пишут, что после крещения, рукоположения и монашеского пострига у человека в течение нескольких лет бывает благодатный период, когда все легко. Хочется молиться, вставать в храм в семь утра. Потом, когда этот период проходит, наступает определенный кризис. Как в этих условиях вести себя человеку?
— На Ваш вопрос я отвечу притчей. Один человек пришел к старцу и говорит: я исповедуюсь формально, потому что у меня больших грехов нет, а мелкие грехи зачем повторять? Они не имеют большого значения перед Богом. И старец тогда говорит: «Слушай, видишь вон там большой камень? Ты его подальше отнеси». Человек отнес камень. Старец говорит: «А теперь набери двадцать мелких камней и также перенеси их в другое место». Он перенес. Старец сказал: «А теперь верни все на место». Он сразу взял большой камень и отнес. Старец: «А мелкие камни?» Человек: «Да я забыл, где они лежали». И старец говорит: «А по весу эти двадцать камней такие же, как и большой камень, но мелкие камни, как мелкие грехи. Они объединяются и становятся большим камнем». Когда человек не трудится духовно, не молится: «Господи, даруй мне зреть свои прегрешения», — то ему кажется, что все нормально, а на самом деле он постепенно отходит от церковной жизни, потому что она ему становится неинтересной. Одолевает скука. А скука закрадывается через вот эти мелкие грехи, которые у человека случаются в жизни. Мне кажется, что это одно из самых распространенных явлений сегодняшней жизни. Человек при таком стремительном ритме жизни и нашем «клиповом» сознании приучен к тому, чтобы все время ощущать некую напряженность, восторг. Как только он перестает ощущать этот восторг, ему становится что-либо неинтересно.
Рассказывать о добре и проповедовать Христа — это очень трудная задача | Истинная жизнь протекает в хрупкой тишине, в духовном умиротворении. Почему, например, в определенные моменты истории, уходя от людей в пустыни и леса, христиане жили общинно? Размеренность жизни и четкие жизненные установки давали им возможность жить в мире с Богом. Конечно, у них были свои искушения, но внешние правила, которые они соблюдали, сохраняли их внутренний настрой. Человек, не соблюдающий внешние правила, — как испорченный приемник, который ловит разные волны и не может настроиться на передачу, все время звучат какие-то голоса — то одни, то другие. Это плавающая волна. Точно так же и душа человеческая не может настроиться на общение с Богом. И человеку кажется, что все напрасно. Он не чувствует благодатной Божьей силы. И вот эта богооставленность — результат духовного опустошения человека. Бывают в жизни периоды, когда человек (неважно, священник или мирянин) чувствует некую богооставленность. Но это дается как испытание веры, и, если он нашел выход из этого состояния кризиса, то он может этот рецепт рассказать другому человеку. Человека может затронуть все: неправильное поведение священника, которому он верил, какие-то периоды в жизни, когда он надеялся, что будет помощь Божья и придавал этому большое значение, не прилагая своих усилий, и произошло то, что он не получил просимое. Человек начинает скорбеть, роптать и во всем винить Бога.
— О Христе сегодня говорят немного…
— Рассказывать о добре и проповедовать Христа — это очень трудная задача, потому что легче рассказать о грехах. Когда же человек рассказывает о добродетелях, не имея опыта добродетели, то неизбежно сбивается на критику того или иного явления. За этим стоит ситуация подмены, когда социальная активность подменяет религиозную жизнь, когда образ Христа затмевается социальными программами и человек уже не вертикально развивается, не духовно, а получается, что он идет по горизонтали. Это, конечно, результат того, что многие люди воспринимают христианство лишь умом. Они не чувствуют Христа, не видят Христа в другом человеке, не имеют опыта богообщения. И поэтому только внешнее проявление Церкви в различных социальных программах, в том числе и протестных, воспринимаются ими. Они Церковь воспринимают лишь только как социальный институт.
— Но при этом получается, что социальная деятельность прихода, когда она особенно конструктивна (например, если у прихода есть служение в больнице), то это как нельзя лучше помогает… — Служение в больнице — это благое дело и пространство для исполнения заповеди «возлюби ближнего своего».
— То есть служение должно быть конструктивное, а не протестное?
— Совершенно верно. Когда нужно, Церковь свой голос возвышает, оставляя за собой право на противление, об этом очень хорошо сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Когда сегодня звучат призывы к покаянию всего народа за грех цареубийства, наверное, необходимо сказать, что лучшим покаянием для нас явилось бы восстановление всех разрушенных храмов. Или хотя бы к 2013 году — 400-летнему юбилею Царственной династии Романовых — восстановить храмы, которые были построены к 300-летию Дома Романовых. Это было бы истинным покаянием, к которому нас призывает наш христианский долг.
Отыскание в себе образа Христова — это очень сокровенный вопрос |
— У нас непосредственно в самой церковной жизни с амвона в проповеди очень мало звучит что-то христоцентричное…
— Сегодня в среде духовенства две болезни. Люди, которые пришли в Церковь недавно и стали священниками, очень консервативно настроены на первых порах. Они предлагают тяжеловесную модель жизни христианина: обременения, строгости. Но потом постепенно в развитии приходят к церковному либерализму. Тогда проповедь Христа подменяется проповедью справедливого социального устройства. Но главная задача Церкви — передать опыт богообщения человеку, чтобы он преобразился изнутри и, преобразившись, он начал бы преображать жизнь вокруг себя. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжите Дух Свят — и вокруг вас спасутся тысячи». То есть направленность проповедей должна быть не внешнесоциальной. Мы обязаны обличать грех и давать ему правильное христианское измерение, но когда это происходит постоянно, когда не проповедуется Христос как истинный Бог и Человек, то наступает то состояние, когда прихожане начинают ощущать пустоту. То есть там, где нет Христа, там лишь внешняя правильность.
— Как искать Христа в своей жизни?
— Отыскание в себе образа Христова — это очень сокровенный вопрос. Когда человек научится этому, то он научится видеть Бога в другом человеке. Древние говорили: «Познай себя, и ты познаешь Бога». Мы сотворены по образу и подобию Божьему. Однако грех другого человека нам распознать легче, чем увидеть в нем образ Божий. Осознавая свою греховность, мы познаем и другую сторону самих себя. Это очень сложный процесс — познание самого себя, потому что он требует постоянной борьбы со страстями и похотями. Но, победив страсть, мы открываем дорогу в свое сердце для Христа и являем свою любовь к Нему. Ныне слово «христолюбие», к сожалению, мы употребляем редко. Раньше говорили: христолюбивое воинство, христолюбивый человек, христолюбивые власти. Качество «христолюбия» определяется по поведению и внутреннему устройству человека или общественного института. Важно помнить всегда, что христолюбие — это путь, ведущий ко спасению.
Анна Данилова
|