|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№2 (83) февраль |
|
|
Возвращение к жизни
Совсем недавно в центре нашего города установили две платки для временного содержания бездомных людей. Казалось бы, доброе и нужное дело — накормить, обуть, при желании помочь более существенным образом… Однако у этой идеи есть как свои сторонники, так и противники.
Не согласные с идеей работы с бездомными рассуждают так: зачем тратить силы, время, средства на этих лентяев, алкоголиков, дармоедов? Кто из таких хочет изменить жизнь, те ее сами же и меняют — идут в муниципальные ночлежки, едут в деревню устраиваются рабочими, идут в церковь; а та пьянь, которую вы пригреваете у себя, живет по принципу: им все должны, их и напоят, и накормят, и ночлег дадут. Вы сейчас своим благим делом делаете только хуже. Это не милосердие, а потакание безнравственному образу жизни.
Действительно, стоит ли возиться с такими опустившимися людьми, вытаскивать их из подвалов, люков и с труб или лучше махнуть на них рукой и не обращать на эту проблему никакого внимания? Об этом и не только об этом наша статья.
О ситуации в Калининграде
В Калининграде за Кафедральным собором Христа Спасителя, в парке возле ТЦ «Акрополь», по согласованию с администрацией города в рамках акции «Здравствуйте!» открылся Центр помощи бездомным людям в холодное время года. Инициатором открытия центра является волонтерская организация «Дом для людей» совместно с Калининградской епархией Русской Православной Церкви, а также благотворительные и социальные организации города.
На выделенном до 1 апреля участке установлена отапливаемая армейская палатка площадью 36 кв. м с матрасами и одеялами для тех, кому негде переночевать и некуда пойти согреться. Ежедневно, включая выходные, здесь раздается горячий суп и хлеб. Суп готовится в ближайших ресторанах, гостинице, трапезной собора и раздается волонтерами.
Как только открылся такой пункт для бездомных, к этим палаткам потянулись десятки людей без определенного места жительства. Приходили с целью поесть, погреться, посмотреть фильмы, которые демонстрируют здесь каждый вечер. Но самое важное — что эти люди делились своими проблемами. Ведь конечная цель акции — не только накормить и обогреть, но и помочь обращающимся людям в решении их проблем.
Немного истории
Отношение государства к нищим и бездомным было разным в разное время.
Стоит ли возиться с такими опустившимися людьми, вытаскивать их из подвалов, люков и с труб? | Несколько веков решением этой проблемы занимались полицейские органы, которые использовали для этого исключительно репрессивные методы. Под наказание попадали все бродяги без документов — передвигаться по стране без документов было запрещено, пойманных наказывали плетьми и высылали на прежнее место жительство. Петр I наказывал бродяг, направляя их на городские работы, при Екатерине II создаются особые тюремные учреждения — работные и смирительные дома. В 1823 году в России были учреждены военно-арестантские роты, в которые принимались в том числе и осужденные за бродяжничество.
Позже в Москве и Санкт-Петербурге были созданы специальные полицейские учреждения — комитеты для разбора и призрения просящих милостыню. Но, увы, это нововведение не дало эффекта, которого от него ждали: методы у комитета были бюрократические, а средств выделялось мало. Проблема нищенства и бездомности в России сугубо полицейскими методами не решалась.
Общество стало развивать новую систему общественного и частного призрения нищих и бродяг. Появились городские попечительства о бедных. В Москве, кроме работных домов для задержанных полицией и домов трудолюбия, действовали также ночлежные дома, приюты, дешевые столовые, ремесленно-трудовые колонии и др. В результате к началу XX века в России сложилась вполне развитая система работы с бездомными, обеспечивавшая и экстренную помощь, и реабилитацию.
Произошедшая в 1917 году революция эту систему разрушила. В середине 20-х годов прошлого века бездомных в России насчитывалось уже почти два миллиона. Это вредило репутации социалистической державы, и страна вернулась к прежним репрессивным методам. Была введена уголовная ответственность за проживание без прописки, отмененная лишь в 1991 году. Да и само слово «бомж» сегодня имеет исключительно негативную окраску, что свидетельствует о живучести советских стереотипов.
Отношение к проблеме
Закрывать глаза на проблему бездомных, ссылаясь на то, что это люди пропащие и безнадежные, легче всего. Безусловно, запущенных и спившихся бездомных немало и помочь им не всегда представляется возможным, так как многие из них сами не хотят возвращаться в нормальную жизнь. Но опыт работы подобных палаток для бездомных показал, что среди приходящих немало тех, кто не так давно попал в трудную жизненную ситуацию и кого еще можно вернуть в общество. Самые распространенные причины бездомья — отсутствия жилья на момент освобождения из мест лишения свободы, семейные конфликты, когда человек вынужденно уходит из семьи на улицу с утратой прав на жилое помещение, мошенничество при совершении сделок с недвижимостью и др. Такие люди еще не успели потерять человеческий облик, не спились. И как раз в этот момент им можно и нужно помочь — пока не поздно. Эта помощь может быть оказана в виде содействия в трудоустройстве, сопровождения в больницы, устройства для проживания в дом, в восстановлении документов, направлении в профильные социальные службы и организации Калининграда и т.п.
От того, как долго человек пребывает на улице, в перспективе будет зависеть его возвращение в полноценную жизнь. Те, у кого «стаж» бездомности не превышает шести месяцев, социально активны, пытаются выкарабкаться, они готовы прилагать усилия к изменению своей жизни. Но к трем-пяти годам жизни на улице уже сформированы необходимые для бездомного существования навыки, связи и т.п. Такие люди, как правило, страдают тяжелой формой зависимости от алкоголизма. Увы, статистика по России показывает, что «стаж» бездомности менее года имеют всего 4—5 %.
Таким образом, очень важно не допустить того момента, когда оказавшийся выброшенным на улицу человек начинает привыкать к жизни в подвалах и теплопунктах. Такой образ жизни подталкивает к преступлениям, попрошайничеству, запойному пьянству. Особенно страшно, когда такое происходит с несовершеннолетними.
Недавно был случай: к палатке прибился подросток, который бродяжничал на улицах города, не желая жить дома и учиться. Я сразу узнал этого мальчишку, с которым мне когда-то довелось увидеться в спецприемнике для несовершеннолетних правонарушителей. Оказалось, дома он не появлялся два месяца, а это значит, что за период его бродяжничества им был совершен ряд преступлений. Деньги, еда, одежда — без них на улице не прожить, а значит, добываться все это будет наиболее легким путем — воровством. Мальчика вернули, и мы надеемся, что через суд его определят в закрытое профессиональное учебное заведение.
Помощь общества и роль Церкви
Цель временного центра для первичного приема бездомных заключается не в том, чтобы содержать их, а в том, чтобы помочь человеку преодолеть его проблемы и вернуться к нормальной жизни. У желающих реально изменить свою судьбу есть возможность поселиться в дом, где им помогут восстановить документы, устроиться на работу и т.д. Такой дом есть в Центральном районе Калининграда, он снимается волонтерской организацией «Дом для людей». Главное условие проживания здесь заключается в том, что человек должен вести трезвый образ жизни, желать трудиться и не болеть опасными заболеваниями. Этот дом окормляется священником, который совершает Таинства, проводит беседы, организует просмотр кинофильмов, а также проведение праздничных встреч, концертов. Не так давно удалось крестить родного сына одного из обитателей дома. Некоторые из них просят совершить Таинства Крещения и Исповеди.
Надо отметить, что, несмотря на непростую ситуацию, которая складывается в жизни бездомного человека, интерес к духовной сфере у него не теряется. Это видно из бесед, во время которых задаются множество вопросов на религиозную тематику.
Уникальная роль Церкви заключается в том,
Христианское отношение — умение увидеть конкретного человека за обстоятельствами, милосердие и любовь к нему | что она в своей помощи бездомным сохраняет личностное отношение к каждому человеку, а оно всегда будет отличаться от отношения государства, каким бы социально развитым оно ни было. Христианское отношение — умение увидеть конкретного человека за обстоятельствами, милосердие и любовь к нему — это то, без чего невозможно помочь бездомному вернуться к нормальной жизни.
Заключение.
Насколько целесообразна помощь бездомным в виде раздачи бесплатной еды и одежды, судить трудно. Предоставляя человеку на улице питание, мы фактически закрепляем его в том состоянии, в котором он находится. С другой стороны, обеспечение бездомного едой и одеждой не дает человеку физически умереть и часто становится первым шагом к контакту, возможностью заговорить и предложить дальнейшую помощь. И даже то небольшое количество бездомных, которых удалось вытащить с улицы, свидетельствует о необходимости этой работы, дает силы ее продолжать.
Дорогие братия и сестры, просим вас не остаться равнодушными к проблеме помощи бездомным. Вы можете оказать посильную помощь теплыми вещами, которые так необходимы в зимнее время года, постельными принадлежностями, матрасами, подушками, одеялами, дровами, углем, продуктами, медикаментами, предметами гигиены, одноразовой посудой и другими необходимыми вещами. Все это можно оставить во дворе здании епархии либо подойти к палаткам, расположенными за ручьем возле ТЦ «Акрополь».
Получить справки можно по телефону 52-06-86 (отдел по церковной благотворительности и социальному служению Калининградской епархии) либо у организатора волонтерской организации «Дом для людей» Игоря Пюльзе (тел. 8-909-777-30-84).
Священник Константин Киосев
|