|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№3 (84) март |
|
|
Остаться наедине с Богом — подвиг
О Великом посте, его богослужении, сути постного подвига, правилах пощения для современных христиан и о многом другом мы беседуем с епископом Саратовским и Вольским Лонгином.
Личное отношение
— Владыка, Вы любите Великий пост?
— Очень. Я считаю, что это самое лучшее время для христианина, и я не просто его люблю, а каждый год жду с большим нетерпением.
Пост — это время, когда мы останавливаемся в ежедневном беге нашей жизни для того, чтобы определить, где мы находимся сегодня, вспомнить о своем предназначении, о Боге — и обратиться к Нему с большим усердием, чем мы это делаем в обычные дни.
Думаю, что нет ничего красивее и глубже великопостных богослужений — и будничных, и праздничных. Надо сказать, что любовь к Церкви я в значительной мере воспринял через богослужение. Свой первый по-настоящему церковный Великий пост я провел в Троице-Сергиевой Лавре. Конечно, я и до этого бывал на великопостных службах, но, как и любой человек, живущий в миру, достаточно редко. А в Лавре, когда я уже был послушником, я находился в храме ежедневно. И вот тогда для меня открылись удивительные, совершенно потрясшие меня величие и красота великопостного богослужения.
Много лет прошло с тех пор. Я изменился, много было разного в жизни. Но до сих пор в памяти осталось ощущение необыкновенной глубины, которая тогда открылась перед внутренним взором. Это чувство до сегодняшнего дня живет в моем сердце.
— Не секрет, что многие верующие люди и в пост приходят в храм только в выходные.
— Да, совершенно верно, это беда нашего времени: люди действительно приходят в храм только в субботу и воскресенье, когда в храмах совершается почти такая же служба, как в обычные дни года.
Богослужебные особенности поста
— На какие постовые богослужения Вы советовали бы обратить внимание?
— Обязательно нужно походить на богослужения в будние дни седмицы. Каждую неделю Великого поста я советовал хотя бы два раза в неделю побыть на великопостной службе — один раз на вечерней, один на утренней.
Вечером в первые четыре дня поста (с понедельника по четверг) служится Великое повечерие с Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Можно сказать, это особое начало поста, большой, протяженный во времени эпиграф к нему. Канон преподобного Андрея действительно
Думаю, что нет ничего красивее и глубже великопостных богослужений | Великий — не только по глубине смыслов, но и своему размеру. Это самое значительное произведение церковной гимнографии, в котором рассказывается, что такое человек, каким он должен быть, чему он должен учиться и чего должен избегать в своей жизни. Поэзия канона основана на образах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Предполагается, что человек, который его слушает, хорошо знает эти тексты и образы Священного Писания живут в его сердце.
Обязательно надо хотя бы несколько раз помолиться за литургией Преждеосвященных Даров, которая совершается в течение Великого поста в среду и пятницу.
Конечно же, нужно обязательно посетить так называемое Мариино стояние: на пятой седмице Великого поста, в среду вечером, на утрене полностью прочитывается канон Андрея Критского, который в первые дни поста читали по частям, и житие преподобной Марии Египетской. Эта служба действительно долгая, действительно «стояние», которое создает в душе человека острое покаянное настроение.
Мария Египетская — дивная подвижница, ее память Церковь празднует уже более полутора тысяч лет, предлагая всем нам в ее образе образец покаяния, показывая, что нет такого греха, который был бы выше милосердия Божия. Потому что пример преподобной Марии — это пример того, как человек может исправиться, как может Бог, говоря словами Великого канона, «прокаженное житие убелити и очистити». В то же время человек сам должен проявить решимость к своему исправлению. Тот подвиг, который несла Мария Египетская в течение 40 лет, казалось бы, выше человеческих сил и с трудом вмещается в сознание современного человека, но вот уже полторы тысячи лет Церковь свидетельствует о его реальности.
Обязательно надо побывать в храме в праздники, которые отмечаются в дни Великого поста, такие, как Лазарева суббота, когда мы вспоминаем воскрешение Господом Лазаря Четверодневного, и Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим.
Наконец, самое удивительное время — это время Страстной седмицы, когда Церковь вводит каждого из нас в пространство евангельской истории. Мы не просто вспоминаем ее, но становимся очевидцами событий, происходящих в Евангелии: вместе со Христом входим в Иерусалим, присутствуем в Гефсимании и на Голгофе, видим толпу, кричащую Ему: «Осанна!», зная, что через некоторое время этот возглас сменится на другой: «Распни! Распни Его!».
В дни Страстной недели Церковь предлагает нам целый ряд священных воспоминаний, связанных с последними днями жизни Господа: в среду — предательство Его Иудой, затем в Великий Четверг — Тайную Вечерю и установление Евхаристии. По древнему церковному обычаю, в этот день стараются причащаться все верные чада Церкви. В этот день в архиерейских соборах совершается также умилительный чин омовения ног — в память о том уроке смирения, который преподал нам Господь.
На утрене Великой Пятницы — служба Страстям Христовым. Каждый час этого дня есть новый подвиг искупительных страданий Спасителя, и отголосок этих страданий — в каждом слове богослужения, которое потрясает человека, являющегося его участником, настолько эта служба высока и трогательна по своему содержанию, настолько полна удивительными прозрениями глубин человеческой природы. Это чинопоследование — кульминация Великого поста, недаром этот день назывался в древности «Пасхой Креста».
Служба Великой Субботы… «Да молчит всякая плоть человеча» — это песнопение поется в храмах однажды в году, когда Царь царствующих и Господь господствующих лежит во гробе.
И, конечно же, Светлое Христово Воскресение — праздников праздник и торжество из торжеств. День, когда верующий человек, проживший вместе с Церковью и страшно трагическое, и необыкновенно возвышенное время Великого поста, ставший благодаря церковному богослужению соучастником последних дней, Распятия и смерти Господа Иисуса Христа, становится, как сказано в молитвословиях, и общником Его Воскресения.
О подвиге о покаянии
— Вы затронули сейчас два основополагающих понятия христианской жизни — понятия подвига и покаяния. Мне хотелось бы остановиться на этом подробнее. Что значит «постный подвиг»? Каким должно быть духовное наполнение поста?
— «Пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение»,— так поется в стихире в один из первых дней поста. То есть пост — не только воздержание от каких-то видов пищи, хотя по нашим временам и это нелегко. Мы все-таки привыкли себе ни в чем не отказывать и даже не задумываемся об этом, пока не встанем перед необходимостью в чем-то себя утеснить, от чего-то отказаться.
Тем не менее, когда Церковь говорит о подвиге Великого поста, она не имеет в виду, что подвиг —
Подвиг, конечно, заключается и в том, чтобы исправлять себя | это не есть колбасу. Имеется в виду подвиг духовный, заключающийся прежде всего в том, что мы должны больше внимания уделять Богу. Он сродни и подвигу в отношениях с людьми: знаете, есть такая старая народная поговорка, что на свете два самых трудных дела — это Богу молиться и старых родителей кормить. В этом смысле подвигом можно назвать внимательное отношение к близким людям — к тем же пожилым родителям, о которых мы порой забываем: они живут сами по себе, не звонят лишний раз, и мы им не звоним. Ну, разве что с праздником соберемся поздравить.
Очень часто и наши отношения с Богом строятся примерно по такому же принципу — мы вспоминаем о Нем редко, в основном тогда, когда нам трудно, когда что-то нужно: «Господи, помоги!», «Господи, дай!». И дальше жизнь вся течет без Бога. А пост — это время, когда мы должны к Богу обращаться более часто и глубоко. Время, когда мы должны поставить себя перед Богом, то есть все наши поступки, все наши движения души, все наши слова и мысли должны быть такими, как будто Бог рядом. Он здесь, рядом с тобой, Он смотрит на тебя и одобряет или не одобряет твои действия. Так вот, подвиг прежде всего в этом поставлении человеком себя пред Богом, в особом отношении к Нему.
Подвиг, конечно, заключается и в том, чтобы исправлять себя. Человеку очень сложно исправить свои недостатки, даже если он о них знает. А сложнее всего себе самому в них признаться. Мы любим оправдывать себя во всем, считать себя гораздо лучше, чем мы есть. Любим себя хвалить, любим, чтобы нас хвалили. Мы всегда занимаемся самооправданием, это, наверное, самое распространенное человеческое свойство. Даже когда мы понимаем, что были не правы, мы очень быстро и легко находим себе извинение.
Наталья Горенок
|