Пишу Вам, потому что вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю Вам духовный рецепт, которым советую Вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных и телесных. Не замедлится при употреблении обнаружение силы и целительности, сокровенных во врачестве по наружности своей самом смиренном.
Уединяясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует св. Иоанн Лествичник) следующее: «Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем». Так как сущность этого упражнения заключается в сосредоточенном внимании, то телу надо давать спокойное положение, чтоб движения тела и происходящие от них разгорячения крови не препятствовали уму сосредоточиваться. Лучшее положение — лежащего на одре. И в Евангелии сказано, что больной в таком положении представлен был Господу и получил милость от Господа. С тою же целью удобнейшего внимания повелевается заключить ум в слова молитвы, должно произносить молитву крайне неспешно. Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите Вашу душу успокоенной и утешенной. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Солун 5:16).
Предадимся добровольно воле Божией, потому что, хотим или не хотим, находимся и будем находиться в руках Божиих, хотя на некоторое время и представляется нам свобода в действиях, чтоб высказались наше произволение и залог сердечный.
Вместе со мною свидетельствует Вам Н. Н. свое совершенное почтение и преданность. Причиною чувств этих учение Христово. О! сей драгоценный бисер, столько малоприметный на земле, сокровенный в уничижениях, в страданиях, в которые была облечена земная жизнь Спасителя, да будет для нас залогом вечного, раскрытого и блистающего Божественным светом Небесного блаженства.
О промысле Божием
«Отчего, мама, ты так сильно беспокоишься обо мне»? — Оттого, душенька, что у мамы слаба вера в Бога, Который воспретил суетные попечения, не приносящие и не могущие приносить никакой пользы; производящие только беспокойство и смущение, расстраивающие душу и тело. Немощный человек хочет действовать и там, где действие невозможно для него.
Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, отнюдь не вымысел человеческий |
Повсюду он простер бы свою «сильную» руку: везде бы указал образ действия по своему «мудрейшему» соображению. Признать Бога деятелем достаточно могущественным и разумным, на этом основании постоянно прибегать к Богу молитвою он не хочет. Между тем, только что прибегнет человек к Богу смиренной молитвою, — не плотскою, нервною, разгоряченною движением крови, — предавая себя и ближних своих милости и воле Божией, как и успокоится.
Молитесь о сыне: тщательным чтением убогих сочинений моих входите в ближайшее соотношение с душою моею, чтоб соединиться в том мире и граде, где «несть мужеский пол и женский», но все истинные слуги Бога составляют едино в Боге, как различные члены тела, соединяемые во едино существо оживотворяющею их душою.
P.S. Будущее известно одному Богу: в наше переходное время может легко случиться изменение положения монастырей и очень скоро. Мое здоровье очень плохо: уже мне не до земных дел! Должно больше думать о переселении в иной мир! Впрочем, по обязательному моему отношению к монастырю я должен заботиться о его внутреннем и наружном, духовном и вещественном благосостоянии, что стараюсь исполнить по силам, охраняясь, чтоб действие в пользу монастыря не было сопряжено с отягощением и неприятностью для ближнего.
О жизни христианской
Искренне желаю, чтоб Вы уподобились благочестивым сестрам Марфе и Марии, упоминаемым в Евангелии, которые сподобились принять Господа в дом свой и благоугодить Ему вниманием слову Его и усердным служением Ему. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое», т.е. живут вместе с целью истинно христианскою, «там Я посреди них». Да совершится это над Вами!