|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№5 (86) май |
|
|
Милосердие исцеляет
Сегодня многие люди понимают, что у нас в стране возник кризис формирования нравственных ценностей. Как человек приходит к вере? Как мы должны относиться друг к другу? Перед какими вызовами времени стоит наше общество? Об этом мы беседуем с Олесей Викторовной Цигельниковой, заведующей медико-просветительским центром во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого.
— Олеся Викторовна, как давно Вы руководите медико-просветительским центром?
— Медико-просветительский центр во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого был образован четыре года назад. Весной 2007 года мне позвонил отец Сергий Коротких, сказал, что открывается такой центр и что во главе центра он видит меня. Я тогда жила в Надыме, но как раз собиралась переезжать в Калининград. По телефону продиктовала батюшке свой послужной список для резюме и стала готовиться к новой работе: читала необходимую литературу, знакомилась с биографией святителя Луки, молилась ему, просила его поддержки.
— Любой руководитель — это всегда лидер, человек настойчивый и целеустремленный. А Вы считаете себя успешной? Расскажите о своих достижениях.
— Сложно сразу ответить, никогда об этом не задумывалась… Знаете, в юности я думала, что главное — чтобы человек все умел. Например, кататься на коньках, играть на гитаре, плавать, говорить на иностранных языках, писать стихи, и много чего другого. А теперь вот по прошествии времени думаю, что это все такие мелочи… Конечно, я благодарна Богу за своих детей. Но это не моя заслуга, а Божья милость. Надеюсь, не бесплодной была моя деятельность на педагогическом поприще: до сих пор, спустя уже много времени, у меня сохраняется активная переписка с моими учениками. Это меня радует.
— Значит, по образованию Вы педагог?
— Первое образование у меня фармацевтическое, пять лет проработала в аптеке. Но всю жизнь мечтала быть учителем. Моя мама преподавала в школе, она не понаслышке знала все трудности и «подводные камни» этого непростого служения. Родители советовали мне выбрать другую профессию. Вот и получилось, что я из послушания поучилась, поработала… но все же педагогическая струнка не давала мне покоя. В результате я все-таки ушла в школу и 17 лет отработала учителем биологии. Безусловно, в этом был промысел Божий: медицинские знания помогли мне обрести веру. Многие приходят к Богу через сердце, а я обретала Его умом, через биологию, через науку о жизни.
— Как и когда это произошло?
— Во время учебы в Тобольском государственном педагогическом институте на биохимическом факультете. У меня был удивительный заведующий кафедрой —Борис Степанович Харитонцев, я писала у него диплом. Однажды на одной из лекций Борис Степанович рассказывал нам о происхождении жизни. Он был вынужден, конечно, повторять эти избитые дарвиновские позиции. А я — не в силу своих убеждений, а просто из-за затянувшегося подросткового характера — стала с ним спорить: кто Вам сказал, что это истина, ведь есть мнение, что мир сотворен Богом… На это преподаватель неожиданно мне ответил: да, и я так считаю. После того случая мы с ним очень сблизились. Он был моим первым наставником в вере, давал мне читать книжки, журналы, помогал советами, я стала ходить с ним в храм. Вот так все сложилось, удивительным образом.
Все-таки наша ментальность не позволяет холодно относиться друг к другу |
— В Вашей семье к такой перемене отнеслись с пониманием?
— Моя мама — верующий человек. Она меня и крестила в девять лет. Я, правда, очень сопротивлялась, говорила, что октябрята не могут носить крест. Хотя мне кажется, что подсознательно религиозность заложена в каждом человеке. Только в советское время она была искажена.
В нас существовала потребность поиска истины, потребность служения! Думаю, такая потребность есть у каждого. И нужны какие-то благодатные встречи, люди, которые направят в нужную сторону. Слава Богу, мне такие люди встретились. Один из них — мой учитель, Борис Степанович.
Другим учителем в моей жизни был настоятель храма в Надыме, отец Артемий Почекутов. Очень яркий и талантливый человек, он за короткое время сплотил вокруг себя мощный приход. Создал сестричество, братство, раскрыл во всех какие-то способности, всех поставил на свои места. Наверное, благодаря ему началась моя осознанная церковная жизнь. Я стала регулярно причащаться, поститься, многое глубже понимать. Отец Артемий благословил меня выполнять сразу несколько послушаний: я работала в воскресной школе, проводила огласительные беседы, вела переписку со СМИ и многое другое. Одновременно продолжала трудиться биологом в школе.
А четыре года назад переехала в Калининград, и сразу все кардинально переменилось — и место жительство, и место работы. Пришлось учиться быть руководителем новообразованного медико-просветительского центра.
— Для чего был создан медико-просветительский центр?
— Как я помню, инициатива исходила от министра Елены Клюйковой. Она считала, что здравоохранение не может полноценно развиваться без духовной составляющей. Елена Александровна сама, выступая на семинарах, неоднократно подчеркивала, что Православие — культурообразующая религия, что нужно много внимания уделять формированию нравственных установок, пониманию болезни не просто как физической немощи, а как немощи душевной, духовной. Призывала активно работать в этом направлении с врачами, с пациентами.
С одной стороны, медико-просветительский центр в Калининграде был создан по аналогии с уже существующими в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах. И вместе с тем наш центр уникальный. Он первый и до сих пор единственный в России существует как подразделение государственного учреждения здравоохранения — Центра медицинской профилактики. Являясь отделом в структуре государственного учреждения здравоохранения, мы получаем от государства зарплату, включаемся во все плановые мероприятия центра. А параллельно занимаемся нашей непосредственной деятельностью.
— В чем состоит эта деятельность?
— В нашей работе прослеживаются три основных направления: работа с медицинским персоналом, противоабортная деятельность и профилактика социально значимых заболеваний.
Задача первого направления — возвращение современного медицинского сообщества в русло традиционной отечественной медицинской школы. Школы, где существовали понятия помощи ближнему, милосердия, служения. К сожалению, в наше время, когда мы говорим о медицине как о сфере услуг, места доброму участию, состраданию, сочувствию зачастую словно бы и не остается.
Очень боюсь обидеть врачебное сообщество, мне так хочется верить в него. Но наш опыт взаимодействия показывает, что молодое поколение, врачебная молодежь пропитана вот этим духом прагматизма и меркантильности. Врачи старой закалки готовы сотрудничать, готовы говорить об этой проблеме. Они с болью отмечают, что так не должно быть, когда во главе всего стоят деньги. А большинство представителей нового поколения считает, что это норма, цивилизованный подход.
Откуда такая смена мировоззрения? Конечно, дело не в медицине — изменилось общество в целом. Но так не должно быть. Все-таки наша ментальность не позволяет так холодно относиться друг к другу. И поэтому данное направление — самое сложное.
Грех — это и есть ошибка, мешающая человеку достигнуть главной цели в своей жизни |
— Какая работа проводится в рамках противодействия абортам?
— Второе направление корректнее называть деятельностью по защите жизни, материнства и детства. К счастью, в этой работе у нас много единомышленников. Мы ходим в школы, в вузы, беседуем с молодежью — говорим о ценности жизни, о том, как с точки зрения нравственных основ надо себя готовить к вступлению в брак, к будущему материнству. Проводим круглые столы и семинары с врачами на противоабортную тематику. Здесь очень широкое поле деятельности. Работа нелегкая, зато удовлетворенность от этого направления очень большая. Очень много общаемся с другими регионами, регулярно участвуем в семинарах, которые проводит Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, обмениваемся опытом, наработками, материалами с коллегами в Москве, Санкт-Петербурге. Легко что-то делать, когда чувствуешь, что ты не один в поле воин.
В этом году в регионе уже в третий раз будет проводиться акция под названием «Пусть у всех будет детство», которую наш центр организует по благословению епископа Балтийского Серафима. Среди региональных школ и вузов объявлен конкурс плакатов в защиту жизни. Первого июня, в День защиты детей, будут подведены его итоги.
Совсем недавно по благословению отца Константина, руководителя Отдела социального служения и благотворительности, у нас появился свой телефон доверия: 75-09-10 — для решения проблем кризисной беременности, когда женщина нацелена сделать аборт.
— А третье направление?
— Может, его следовало бы назвать первым: это профилактика социально значимых заболеваний, таких, как наркомания, токсикомания, игромания. В сущности, это ведь не проблемы физического здоровья, а в первую очередь здоровья духовного. Именно поэтому Центр медицинской профилактики в этой деятельности отдает приоритет нашему отделу. Трудами специалистов центра во имя святителя Луки изданы методическое пособие «Семейное воспитание на основе традиционных ценностей», памятки по профилактике наркомании, суицида, ВИЧ-инфекции.
Еженедельно проводятся встречи и занятия со школьниками и подростками. Это наша основная целевая группа. Очень тревожно, что многие молодые люди сегодня не ориентированы на семью, на рождение детей, на здоровый образ жизни. Страшно, что об этом говорят не только юноши, но и девушки. Причины понятны: всеобщий гедонизм, стремление к удовольствиям любой ценой, потеря верных ориентиров. Посмотрите: само слово «грех» уходит из лексикона. Оно сохранилось в математике, когда мы говорим о погрешности, или, например, у охотников: огрех, непопадание в цель. По сути, грех — это и есть ошибка, мешающая человеку достигнуть главной цели в своей жизни — полноты гармонии и счастья. Молодые люди должны знать, понимать, чего нельзя делать, чтобы не промахнуться. Об этом мы говорим с молодежью.
Юлия Матвеева
|