В чем человек может черпать себе силы для жизни и служения ближнему? О чем нужно помнить, вступая на этот благодатный и одновременно тернистый путь? Мы продолжаем наш разговор с Олесей Цигельниковой, заведующей медико-просветительским центром во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого.
(Окончание. Начало в № 5 (86) 2011 г.)
— Олеся Викторовна, получается ли как-то отслеживать результативность работы?
— Если подходить бухгалтерски — конечно, можно все увидеть: собрать стопку отчетов, памяток, пособий, программ, сделанных нами за время существования центра. Но ведь, по большому счету, это ничего не дает. Мы же работаем не ради отчетов и изданий!
А вот успешность того, что является основной целью нашей деятельности — формирование нравственных установок у молодежи, — проследить, конечно, крайне сложно. Понятно, что результаты у такой работы будут отсроченными. Остается только прилагать все свои усилия и надеяться, что сказанные слова когда-то прорастут в сердцах, которые были нам доверены.
Опыт работы убеждает в том, что в молодежной среде наша деятельность актуальна и востребована. Два года назад Центр медицинской профилактики провел довольно большое социологическое исследование, охватившее более полутора тысяч респондентов — подростков 15—17 лет. На вопрос: «Какие темы для бесед вы бы предпочли?» около половины ребят ответили, что им важно говорить о смысле жизни. Такие темы ни в коем случае не должны уходить из поля внимания родителей, педагогов и других специалистов, работающих с молодежью.
Когда мы рассуждаем с подростками о самых глубоких, сокровенных вещах, таких, как будущее материнство, сакральное отношение к полу, они проникаются, затихают и откликаются. В таких спокойных, доверительных беседах удивительным образом раскрывается душа каждого человечка, которая, как известно, по природе христианка. Ребята готовы уже, разматывая клубочек, задумываться о серьезных проблемах, задавать вопросы и пытаться искать ответы. После наших занятий многие спрашивают электронные адреса, провожают из класса до гардероба, просят еще придти. И очень хочется, чтоб это не рассеялось, но закреплялось и развивалось.
— Ваш медико-просветительский центр носит имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Почему выбран именно этот святой?
— Святитель Лука Войно-Ясенецкий был всемирно известным хирургом. Причем не просто практикующим — он был светочем медицинской науки.
Это один из самых удивительных людей двадцатого века. После смерти жены принял священный сан, впоследствии стал архиепископом, но до конца дней не оставлял медицину. Его всемирно известные «Очерки гнойной хирургии» до сих пор являются востребованной книгой у специалистов, за этот труд епископ был награжден Сталинской премией! И вместе с тем большую часть своей жизни владыка провел в тюрьмах, ссылках. На архиерейском престоле и в изгнаниях, преодолевая столько тягот и препон, он неизменно оставался верен Истине, никогда не кривил душой. И всегда заботился о людях, был врачом и душ, и тел.
Поэтому, когда одна наша сотрудница предложила назвать медико-просветительский центр во имя святителя Луки, все сразу согласились.
— Центр святителя Луки размещается в государственном учреждении здравоохранения. А в Вашем кабинете на самом видном месте — настоящий красный угол, целый шкафчик с иконами. Как относятся к этому коллеги и начальство?
Слава Богу, сегодня у нас много единомышленников |
— Это такая наша православная настойчивость (улыбается). В самом начале, когда центр только образовывался, отец Сергий Коротких посоветовал нам не выпячивать демонстративно свою религиозную принадлежность, чтобы никого не смущать и не раздражать. Но со временем люди сами стали приносить нам иконы, фотографии святителя Луки, кто-то привез маслице от лампады из Симферополя. Не могли же мы все это прятать, убирать в стол! Так появился наш маленький иконостас. И знаете, никогда и никто не сказал что-либо против — наоборот, люди заходят и радуются. Многие просят ответить на вопросы: какому святому помолиться, как вести себя в храме, что почитать? Коллеги не раз говорили: «Хорошо, что вы у нас появились».
Мне кажется, иконы должны быть на виду: это наша негласная проповедь, наше знамя веры.
— В работе чаще приходится встречаться с единомышленниками или сталкиваться с непониманием, противодействием?
— Слава Богу, сегодня у нас много единомышленников. Мы постоянно и тесно сотрудничаем с епархиальным отделом образования, с Учебно-методическим центром имени С.А. Рачинского. Их специалисты принимают участие в организации и проведении многих наших мероприятиях. Уже более года активно взаимодействуем с региональной общественной организацией «Сохрани жизнь». Они безвозмездно снабжают нас плакатами, буклетами, флаерами, другим необходимым раздаточным материалом по «противоабортной» тематике. Все это мы распространяем по женским консультациям и поликлиникам. Неизменно помогает и отзывается на наши нужды калининградская радиостанция «Русский край» — там звучит наша социальная реклама, анонсируются проводимые центром акции.
Сейчас мы очень плотно работаем с отделом социального служения и благотворительности Калининградской епархии. Вместе с его руководителем, священником Константином Киосевым, планируем и осуществляем деятельность в различных направлениях: сохранение жизни, материнства и детства, работа с молодежью по профилактике асоциальных явлений, развитие в области института сестричеств и многое другое. Благодаря отцу Константину у нас теперь появилось много активных и неравнодушных помощников — молодых ребят, волонтеров отдела. То есть содружество постепенно устанавливается, крепнет и растет. И это не может не радовать.
— Вы упомянули про сестричества. С сестрами милосердия тоже нужно вести какую-то просветительскую работу?
— Служение сестер милосердия — очень нелегкое, требующее многих душевных и физических сил, большой самоотверженности. О трудностях и проблемах этого делания мне известно не понаслышке: когда я жила в Надыме, при нашем приходе действовало сестричество во имя великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры которого заботились о больных, престарелых, ходили в детские дома. Здесь, в Калининграде, в госпитале Саулькина много лет трудится сестрой милосердия моя мама.
В нашей области маленькие локальные сестричества от разных приходов существуют во многих больницах. Это давняя и стабильная структура, однако она совершенно не объединенная. И всем этого очень недостает. Посмотрите: пока мы единички, нам тяжело, а если просто возьмемся за руки — станет гораздо легче. Поэтому идея по объединению наших сестер давно не давала мне покоя, она просто витала в воздухе.
В конце прошлого года нам с отделом социального служения впервые удалось организовать съезд сестер милосердия. И действительно, все смогли убедиться, как важно было сестрам встретиться, пообщаться, обсудить общие проблемы, увидеть, что они не одиноки. После встречи они выходили окрыленные, благодарили. Съезд, прошедший в ноябре, — только первый шаг в этой работе. В будущем необходимо организовывать курсы, практические семинары для сестер милосердия. Отец Константин планирует пригласить специалистов из московского Свято-Димитриевского училища сестер милосердия. Очень надеюсь, что система повышения квалификации и обмена опытом среди сестричеств в Калининградской области будет и дальше развиваться.
— Ведется ли какая-либо совместная с отделом социального служения работа в сфере благотворительности?
Нельзя забывать, что благотворительность — это творение благих, добрых дел |
— Я думаю, мы порой слишком узко воспринимаем понятие «благотворительность» — просто как выдачу кому-то каких-то средств. Нельзя забывать, что благотворительность — это творение благих, добрых дел.
Я убеждена, что потребность творить добрые дела живет в каждом человеке. Любая здоровая нравственность не может успокаиваться на собственной самодостаточности, благополучии. Она непременно подвигает человека на участие в некоем благотворительном делании. А потому все в нашей жизни, что окрашено сердечным отношением к ближнему, является благой деятельностью, милосердием. Тем более медицина. Мы стремимся к тому, чтоб во всех направлениях нашей работы приоритетом являлись помощь ближнему, милосердие, сострадание. Чтобы сердце не зарастало в рутине, привычке, чтоб оно не уставало быть чутким, неравнодушным, милующим. И именно на это стараемся нацеливать учителей, врачей, воспитателей, психологов — всех, с кем работаем.
— Но ведь это же очень непросто: все время гореть, не поддаваться усталости, сопереживать чужой боли в любой жизненной ситуации. Откуда Вы черпаете силы?
— Со временем я поняла, что забота о том, кто рядом, помогает преодолевать собственные трудности. Мы часто бываем дезориентированы: свои мелочные проблемы, маленькие неприятности, которые с нами случаются, готовы воспринимать как нечто глобальное и значимое. А когда видишь чужую боль и чужую беду, становится понятно, что твои проблемы и выеденного яйца не стоят. И даже если с тобой произошло действительно серьезное несчастье, рядом наверняка есть кто-то, кому сейчас тоже тяжело. Как известно, «минус на минус дает плюс»: нашел в себе силы помочь чьей-то беде — и своя боль утихает. Милосердие исцеляет.
У многих часто происходит выгорание и разочарование, потому что люди чересчур много планируют, как бы «придумывают» себя в благом деле. Нам кажется, вот мы горим и сияем, сейчас изменим жизнь своими добрыми делами — и мир станет краше, и боли станет меньше. Но надо понимать, что этого не произойдет. И если человек приходит служить с пониманием, что будет очень трудно, что дело христианской любви требует усилий, что не следует ждать каких-то плодов, наград и благодарностей — тогда милосердие становится нормой, как дыхание.
— И напоследок: расскажите о Ваших интересах, увлечениях помимо работы и общественной деятельности. Что вдохновляет и согревает душу?
— Боюсь вас разочаровать… но я не могу похвастаться какими-то незаурядными, экстравагантными увлечениями. Свободное время стремлюсь проводить со своей семьей, с родными. Согревают такие маленькие семейные радости: люблю почитать, порукодельничать с дочерью, семейные прогулки, работу на клумбе в саду… Очень радует весна, цветы. Всегда очень жду ее, стараюсь замечать и чувствовать каждый весенний день. Весна для меня — это надежда на обновление, пробуждение человеческой души, залог будущей жизни.