В предыдущем выпуске (№ 5 (86) 2011 г.) была опубликована статья «Блаженны милостивые», в которой руководитель отдела социального служения и благотворительности Калининградской епархии иерей Константин Киосев рассказал о сотрудничестве с различными волонтерскими организациями Калининграда и области. В редакцию «Спаса» обратились читатели с просьбой предоставить больше информации об истории развития волонтерского движения. Слово — о. Константину Киосеву.
— Итак, о. Константин, в чем главная идея волонтерского движения, что его роднит с христианством?
— Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.
Достаточно сказать, что в некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий (например, в Великобритании до Первой мировой войны 1914—1918 гг.). В XVIII — первой половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтерские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во второй половине XIX века в большинстве государств система волонтерства потеряла свое значение, и она осталась как способ комплектования армии лишь в Великобритании и в некоторых странах как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время.
Это, так сказать, военный аспект. Лишь в ХХ веке на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.
После Первой мировой войны, в 1920 году, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи. Волонтеры восстанавливали разрушенные во время войны крестьянские фермы в районах, где шли наиболее ожесточенные бои между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело приобрести размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.
Понятно, что у каждого волонтерского движения и даже у каждого волонтера свои мотивы, своя философия и мировоззрение. Кто-то помогает из сострадания, кто-то стремится достигнуть определенного практического результата, кто-то помогает в память об умерших близких, кто-то от нечего делать. Но все они рано или поздно стараются осмыслить свое служение, ответить для себя на ключевые вопросы. Кто для них человек? Почему и зачем надо помогать людям, жертвовать чем-то своим ради них? Какой смысл в помощи другим?
— И какой же смысл, на ваш взгляд, должны вкладывать в это понятие христианские волонтеры?
Последователи Христа верят, что каждый человек — образ Божий |
— Здесь я полностью солидарен с Юрием Белановским, заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве. Он отмечает, что последователи Христа верят, что каждый человек вне зависимости от его образа жизни и каких-либо болезней — образ Божий, богоподобная личность. Любой человек уникален и любим Богом. Это делает всех нас равными и по своему достоинству, и по своему призванию. А значит, нет людей, недостойных помощи, и нет христиан, свободных от необходимости помогать ближним. С другой стороны, греховность — это наследие всех людей, никто не застрахован от ее последствий: ошибок, болезней, страданий, жизненных неудач, бед и т.д. В любой момент каждый из нас может оказаться в положении нуждающегося, с надеждой ожидающего руку помощи. Для христианского волонтерского служения эти основы очень важны.
Могу добавить, что, изучая этот вопрос, я обратил внимание на следующие цифры: согласно зарубежным источникам, восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертей от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70 % добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу.
— Когда волонтерское движение стало распространяться по всему миру, в нашей стране господствовал атеизм. Наверное, стоит рассказать о зарубежном опыте волонтерства в ХХ веке.
— Например, труд добровольцев к 90-м годам XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Таким образом, добровольчество стало важной составляющей демократического общества.
Вот лишь несколько цифр, касающихся развития добровольческого движения в 80—90-х годах прошлого столетия. 1987 год — 80 миллионов волонтеров, 1995 — более 93 миллионов, 1998 — более 109 миллионов людей участвовали в волонтерском движении. Во Франции 19 % взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60 % регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. 46 % опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что чувствуют в себе большое желание помогать другим.
Каждый третий немец — это составляет 34 % населения Германии — является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта.
Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96 454 рабочим часам в год. 72 % населения считает, что волонтеры делают то, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников.
— Наверное, о. Константин, стоит подробнее остановиться на истории волонтерского движения в России?
— Прежде всего, необходимо отметить, что идея волонтерства (добровольчества) уходит вглубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях Православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам — городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры, службы сестер милосердия, позже тимуровское и пионерское движения, всевозможные общества охраны природы и памятников и т.п. Хотя понятно, что история волонтерского движения в России существенно отличается от зарубежной. Вы сами обратили внимание на господство атеизма, хотя какие-то грани волонтерства, безусловно, присутствовали и в жизни советского общества…
— Например?
Любой человек уникален и любим Богом |
— Например, добровольность работы на субботниках, уборке урожая или шефской работы, которая, правда, зачастую была тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было. Или взять тех в основном молодых людей, которые ехали на целину, БАМ, другие комсомольские стройки советской эпохи. Хотя там они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни.
Что касается зарождения волонтерского движения в современной России, то оно начало формироваться примерно в 1990-е годы одновременно с зарождением некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. Их деятельность регулируется федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Волонтеры — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».
Добровольческое движение в России сегодня переживает подъем. Все больше людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому свое время, использовать свои опыт и знания. По оценкам экспертов, в России сегодня добровольцами являются около 4 млн человек.
К сожалению, добровольческое движение в России не поддерживается государством, которое пока не оценивает его как значимый политический и социально-экономический ресурс. Российские добровольцы, в отличие от добровольцев других стран, работают только в некоммерческих организациях — благотворительных, экологических, правозащитных и других. Они помогают организациям решать вопросы обеспечения их деятельности (привлечение финансовых ресурсов, пропаганды ее деятельности в СМИ, организация мероприятий и т.д.) и выполнять их программы (оказание социальной и другой помощи населению, охрана природы, защита прав инвалидов, беженцев и т.д.).
— Подводя итог сказанному, батюшка, насколько Церковь может усовершенствовать движение волонтеров в нашей стране?
— Православие может и должно внести свой вклад в развитие добровольческих движений. Понятно, что христиане не могут стать «панацеей», но именно у них есть потенциал системно откликнуться на многие запросы общества. Конечно, наличие потенциала еще ничего не гарантирует. Многое необходимо переосмыслить, и прежде всего место христиан в государстве и в обществе, значение деятельного милосердия для воспитания молодых христиан. Все это требует времени и сил, но это возможно, было бы желание.
Со стороны общества также необходимо определенное переосмысление своего отношения к Православию. Развитие партнерских отношений, где каждая сторона сможет делать именно то дело, к которому призвана, — единственно возможный путь. Очень важно также привить серьезное отношение к добровольчеству со стороны общества, ведь волонтерство как движение — это профессиональное дело, требующее поддержки и определенных вложений.
Всех, кто желает в свободное время посвятить себя социальному служению, помочь инвалидам, пожилым, больным, бездомным, сиротам, а также оказать помощь в благоустройстве здания и территории для социальных нужд, мы ждем в отделе социального служения и благотворительности Калининградской епархии. Присоединяйтесь! Тел.: 52-06-86. Наш сайт: www.miloserdie39.ru