|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (88) июль |
|
|
У МИЛОСЕРДИЯ НЕТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
В Калининграде, на улице Полоцкой, за невысоким забором прямо напротив одного из многих в городе оптово-розничных рынков расположился комплекс неприметных одноэтажных зданий, которые с первого взгляда можно принять за непонятно каким образом оказавшиеся здесь вместительные контейнеры. На самом деле это помещения известного в Калининграде и за его пределами детского приюта, все сотрудники которого главной задачей своей работы считают выполнение одной из основополагающих заповедей христианской веры — помочь попавшему в беду ближнему, тем более если это касается детей. Полное и точное название приюта — Благотворительное некоммерческое учреждение «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних детей "Яблонька"». Уже 10 лет его возглавляет Сергей Кивенко, который за время своего директорства добился многого, чтобы существенно улучшить условия жизни попадающих сюда своих подопечных.
— Сергей Валентинович, расскажите об истории возникновения «Яблоньки».
— История нашего центра насчитывает уже 15 лет. Возник он по инициативе немецких жителей бывшей Восточной Пруссии, тех, кто после окончания войны вынужден был покинуть родные места и уехать в Германию. Когда в начале 1990-х годов открылись границы и появилась возможность приезжать сюда, посетить бывшую родину, окунуться в яркие воспоминания, связанные с детскими годами, в Калининградскую область из разных городов Германии хлынул поток так называемых «ностальгических туристов» — уроженцев этих мест. Их эмоциональные переживания после встреч с нашими детьми, которые волею судьбы оказались лишенными родительской заботы, ходили по пятам за немецкими туристами, выпрашивая у них деньги, вылились в идею создания центра «Яблонька».
— Почему выбрали именно такое название?
— Наверное, потому, что это дерево одинаково близко и русским, и немцам. Есть еще ассоциация с детским возрастом. Согласитесь, пышно цветущая, по весне благоухающая яблоня представляет собой прекрасное зрелище, она как бы олицетворяет беспечную пору детства. И какие прекрасные плоды она дает осенью, когда садовник бережно ухаживает за нею! Но если за деревом не следить, то и плоды оно будет приносить соответствующие — кислые или горькие, как яблоня-дичок.
Можно добавить сюда и ностальгическую ноту воспоминаний прежних жителей этой земли. Я слышал одну тронувшую меня историю, как именно под молодой яблонькой в своем саду одна юная 16-летняя немецкая девушка провожала сверстника-возлюбленного на войну. Он погиб в первом же бою, а она вскоре была вынуждена покинуть свою РРодину. Потом, спустя несколько десятилетий, она вернулась в свой бывший родной дом и в чудом сохранившемся саду, за которым новые ухаживали хозяева все эти годы, увидела это дерево, под которым навсегда простилась со своим любимым. Воспоминания нахлынули с новой силой, на глазах выступили слезы. Эта история как назидание всем нам, насколько война бесчеловечна, это прямая противоположность идее милосердия. Кстати, потом эта немка стала постоянно присылать из Германии подарки внукам хозяев этого дачного участка, они очень подружились.
— Как конкретно приступили к созданию «Яблоньки»?
— Началось все с того, что было организовано несколько встреч представителей фонда бывших жителей Восточной Пруссии с тогдашним руководством города Калининграда, на которых немецкая сторона выступила с инициативой создания центра экстренной социальной помощи детям, находящимся на улице, без родительского присмотра, то есть для так называемых «трудных» детей.
— То есть фактически речь тогда шла о помощи беспризорным детям, которых в первые постперестроечные годы было действительно очень много в Калининграде, да и по всей России? Выходит, без посторонней помощи город не мог сам справиться с этой проблемой?
— Что-то, конечно, делалось, нельзя сказать, что такие дети были полностью брошены на произвол судьбы, однако возможностей охватить своей заботой всех детей из неблагополучных семей у государства тогда явно не хватало. Но, слава Богу, оно уже повернулось лицом к признанию христианских ценностей. Атеизм как одна из сторон государственной идеологии практически сошел на нет. Поэтому уже никто косо не смотрел на то, когда помощью ближнему — а это одна из главных христианских заповедей — начали заниматься не только от имени государства. «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» — эти слова Христа стояли в основе стремления тех добрых людей, кто решил помочь нашим детям. И если помощь предлагается искренне, совсем неважно, откуда она приходит. В данном случае основную часть финансирования по созданию и функционированию «Яблоньки» взяла на себя немецкая сторона.
— Итак, фундамент вашего центра — дело, угодное Богу. Все же «Яблонька» выросла на российской земле, и, видимо, Русская Православная Церковь тоже не обошла своим вниманием это богоугодное дело.
— Безусловно. Интересен тот факт, что в 1995 году тогдашний епископ Пантелеимон совместно с пастором лютеранской церкви Шпрингборном написали письмо господину Шипову, тогдашнему мэру Калининграда, с просьбой о создании центра. Так что владыка Пантелеимон и Русская Православная Церковь в его лице также стояли у истоков этого благого дела. В своем ответе мэр предложил два участка земли, где было возможно разместить центр, — у Северного вокзала и здесь, на Полоцкой, где он сейчас и находится.
— Почему пастор Шпрингборн был так воодушевлен идеей создать центр помощи русским детям из неблагополучных семей?
— Дело в том, что он еще юношей прислуживал в одной из кирх Кенигсберга и также был вынужден бежать из родного города в 1945 году, а потом стал представителем фонда «Дети войны». Молодым человеком он испытал лишения и горе военного лихолетья. Он сам чудом избежал призыва в армию, видел кровь, смерть детей, оставлявших с родителями родной кров, многим из которых не суждено было вырваться из того кошмара. Эти воспоминания и, возможно, чувство вины за все, что явилось итогом человеконенавистнической политики фашистского руководства Германии, приведшего к этой трагедии, тоже сыграли свою роль в принятии такого решения. То есть это было как бы ответное действие помощи нашим детям, находящимся в трудном положении, от детей войны.
— Можно сказать, итоги перестройки в СССР по своим последствиям были приравнены к итогам мировой войны…
— Такую прямую параллель вряд ли стоит проводить, но ведь в периоды подобных катаклизмов именно дети всегда являются самой незащищенной частью человечества и, таким образом, страдают от неправильных поступков взрослых. Независимо от национальной или религиозной принадлежности дети достойны нормальных условий жизни, защиты физического, нравственного и духовного здоровья. Поэтому было очень важно, что в концепции работы этого проекта, несмотря на то, что средства выделялись немецкой стороной, духовное окормление подопечных «Яблоньки» ни в коем случае не ограничивалось представителями какой-то одной религиозной конфессии. Все отдавалось на усмотрение людей, которые живут в нашей стране, представляют русскую культуру.
За десять лет, что я руковожу «Яблонькой», мы в нашей работе постоянно уделяем серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию. Не скажу, что это просто, так как, согласно российскому законодательству, детские учреждения отделены от религиозных организаций, и мы не можем во внутренней жизни проводить какие-то действия соответствующего характера. Надо учитывать еще и специфику наших детей, во многом далеких от какой-то религиозной традиции. Здесь мы должны быть достаточно внимательны и осторожны. Но мы не можем не учитывать того факта, что мы живем в стране православной культурной традиции. Церковь через богослужение несет истину и просвещение. Мы не можем не использовать эти формы для того, чтобы в ярких красках, иллюстрациях донести для наших детей содержание Благой Вести.
— Но все же, Сергей Валентинович, в каком направлении развиваются ваши контакты с Православной Церковью?
— Семь лет назад я вместе с группой детей постарше попал на Рождественское богослужение в храм Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда. Нас пригласил настоятель этого храма отец Вадим Неткачев. Я уже был с ним знаком около 20 лет, с тех пор как он стал настоятелем. В свое время, еще до прихода в «Яблоньку», мне довелось участвовать в международной образовательной программе «Мораль и этика в школах». Этот проект затрагивал все школы области, в нем участвовали представители Германии и других стран. В нем принимал участие и Институт повышения квалификации учителей, нынешний Калининградский областной институт развития образования, что на улице Томской, и мы затрагивали вопросы христианской морали в той плоскости, чтобы учителя и классные руководители могли донести до учащихся в доступной форме, что такое жить по-христиански.
— Учитывая, что сейчас есть целый комплекс предметов «Основы религиозной культуры» и других подобных, можно сказать, что этот проект был в самом начале зарождения преподавания азов христианства в учреждениях образования.
— Именно так. Его можно назвать первым лучиком света. Около 700 преподавателей школ города и области прошли этот курс, и он стал провозвестником Центра духовного просвещения, который был открыт в Калининграде митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, нынешним Патриархом. Отец Вадим тогда был представителем Русской Православной Церкви в этом проекте, так как там были представлены и другие конфессии. Таким образом, мы познакомились с этим интересным человеком, подвижником в нелегком деле открытия для людей Истины. В нем я нашел искреннего, целеустремленного, духовно сформировавшегося человека, что для меня было очень важно. Учтите, что это было почти 20 лет назад, Православие, а говоря шире, христианство на калининградской земле только начинало возрождаться. Товарищеское отношение со стороны отца Вадима мне импонировало, учитывая тот факт, что я уже тогда был приверженцем другой христианской конфессии. Но хоть я и не православный, однако мои дети крещены в православную веру — кстати, в храме Покрова Пресвятой Богородицы, они посещают богослужения, правда, может быть, не так часто, как надо…
Началось наше сотрудничество в сфере духовно-нравственного воспитания. До меня в «Яблоньке» оно тоже в какой-то степени присутствовало, но учитывая, что руководителями были граждане иностранного государства, не было такого тесного контакта с доминирующей в регионе христианской конфессией. Отец Вадим, конечно, очень приветствовал инициативу, исходящую от центра «Яблонька», познакомил меня с руководителем воскресной школы, действующей при храме. Но главное, конечно, было живое общение: наши дети вместе со сверстниками и другими прихожанами храма приняли участие в изготовлении праздничной выпечки к Рождеству. Такой личный контакт с людьми, которые верят в Бога и показывают, как надо жить, своим примером любви, взаимопонимания, поддержки, для них, конечно, был очень важен.
— В чем еще выражается сотрудничество с приходом?
— Периодически протоиерей Вадим посещает наш центр, рассказывает о православных праздниках и традициях. Кстати, нашим ребятам запомнилась самая первая встреча с о. Вадимом, они в первый раз у себя дома увидели священника в полном облачении. Для них было и необычно, и радостно непосредственно пообщаться с человеком, который представляет что-то очень духовное. Поначалу они даже стеснялись задавать вопросы, но вскоре освоились и разговорились, он стал для них как друг, старший наставник и за чаепитием прошла очень приятная беседа. А для детей еще очень ценно было узнать, что есть люди, к которым можно обратиться в любое время со своими внутренними проблемами, и они всегда поддержат. То есть эта встреча нашим ребятам ярко показала, что нет такой границы, которая якобы разделяет людей в священном сане и всех остальных. Эту границу создают сами люди, движимые не совсем здравыми размышлениями и не знающие настоящей духовности. И это, я считаю, тоже очень важно именно для таких детей, временно испытующим душевный дискомфорт, в связи со сложной жизненной ситуацией.
Конечно, не только на одном священнике-настоятеле держится жизнь прихода. Одна из помощниц батюшки, Ирина, очень любит наших детей и постоянно оказывает нам всяческое содействие. Бывает, мы даже забываем о каких-то намеченных встречах, а она нам звонит и приглашает. Например, вместе мы посещали монастырское подворье в Изобильном. Устройство самой жизни в монастыре, вдалеке от города, произвело на наших детей сильное впечатление.
— А что запомнилось больше всего?
— В 2007 году произошло еще одно очень интересное событие. Три воспитанника нашего центра — девочки Катя и Саша и мальчик Володя — добровольно приняли решение креститься в православную веру. 14-летние подростки сами сделали осознанный выбор, их никто не заставлял, и это очень важно. Причем это действительно были дети с непростой судьбой и, соответственно, очень непростым характером. Если бы им что-то было не по душе, они никогда бы не согласились. У Володи мама пропала без вести, папа умер, наш центр был фактически единственным его законным представителем. У Кати мама была в очень тяжелом состоянии, к тому же посещала секту свидетелей Иеговы и была категорически против обращения дочери в православную веру. Мне пришлось с ней неоднократно беседовать и в конце концов удалось затронуть струны в ее душе, чтобы она поверила, что ее дочь идет по правильному пути; она дала свое согласие, и девочка покрестилась в Православной Церкви. В семье Маши просто махнули на ребенка рукой — с одной стороны, здесь было проще, но сами понимаете, какую строптивость проявляют дети из асоциальных семей, если им что-то не нравится.
Таинство Крещения проводил о. Валерий, оно проходило в храме Покрова Пресвятой Богородицы, пришли все дети, находившиеся тогда в «Яблоньке». На них само это событие оказало очень положительное влияние, много потом было разговоров и воспоминаний об этом дне, настолько все было возвышенно. После крещения эти ребята, естественно, стали участвовать в других Таинствах Православной Церкви, исповедовались, причащались, само собой, старались вести себя дисциплинированно, лучше учиться, то есть и другим пример подвали, пока находились в «Яблоньке».
— То есть можно сказать, что в Центре не только протягивают руку помощи детям, столкнувшимся с непростыми жизненными обстоятельствами, но и направляют на путь истинной духовной жизни, помогают начинающему жизнь человеку сформировать правильное мировоззрение.
— Мы таких глобальных задач духовного воспитания перед собой, конечно, не ставим, но если дети сами этого хотят — не можем препятствовать их выбору. Но ведь они-то начинают об этом задумываться только после бесед о христианстве, о том, кто такой Иисус Христос, что значит верить в Бога. А к этому их как раз подталкивает общение со священнослужителями. Например, еще один добрый друг «Яблоньки» — отец Мелетий, инок из епархиального управления. Дети всегда очень радуются, когда он приезжает, обязательно с какими-то гостинцами. Особенно дети ждут его на Пасху и Рождество Христово. При этом он всегда жизнерадостный, заражает вокруг всех своей энергией, создает светлую атмосферу добра и теплоты. Хотя я знаю, что он очень занятой человек и ему непросто бывает выкроить время, чтобы посетить детей, но он все же находит хотя бы полчаса, чтобы между своими многочисленными обязанностями по хозяйству встретиться с нашими детьми, и они его за это очень любят. Я не совсем точно знаю его положение в церковной иерархии, но он просто олицетворяет собой образ настоящего православного человека, находящегося на церковном служении.
Также у нас очень хороший опыт сотрудничества с фондом «Верю в чудо», который был организован группой прихожан храма св. Пантелеимона, расположенного на территории областной детской больницы. Помимо помощи людям, фонд занимается заботой о попавших в беду животных, что само по себе учит милосердию. Его руководитель София Лагутинская — прихожанка этого храма. Мы с ними тесно сотрудничаем в русле организации отдыха наших детей, прежде всего поездок на море в летнее время. Также с их помощью мы приобрели музыкальный центр, обогреватели, сотрудники фонда помогали в ремонте нашего помещения. Они не делают различия, кому принадлежит «Яблонька», у них открыты сердца для добрых дел.
— А как отнеслись к сотрудничеству с православными приходами главные спонсоры «Яблоньки», ведь основные средства все же поступают из Германии и нет секрета, что их львиная доля поступает от лютеран — как церкви, так и простых людей этого вероисповедания?
— Мы знаем, что многие лютеране, живущие в области, жертвуют деньги на осуществление нашего проекта. И местная лютеранская церковь никогда не ставила и не ставит препон или каких-то определенных условий для нашего духовного возрастания. Это очень важно, я считаю. Мы приходим на Рождество и в лютеранскую церковь на проспекте Мира, и там дети тоже видят теплоту и заботу. На мой взгляд, крайне вредно делить или как-то распределять дело милосердия, дело помощи детям да и вообще нуждающимся людям по конфессиональному и тем более национальному признаку. Кроме вреда такой подход ничего не принесет. Благое дело помощи детям должно быть огорожено от такого подхода.
Господь нам дал родиться на этой земле, и располагает сердца людей-жертвователей для помощи ближнему, а истинное даяние, когда человек помогает от сердца, без учета кто он по вере или по национальности. И многие наши жертвователи даже просят, чтобы их имена не назвались, хотя довольно существенно нам помогают. Вот это истинно христианский подход, и в таких условиях мы можем воспитать гармонично развитых, без предубеждений, граждан нашей страны. Особенно учитывая особенности геополитического положения Калининградской области.
— Мы больше говорили о духовном окормлении ваших детей, условно говоря, исходящем извне. А в самой «Яблоньке» проводятся какие-либо мероприятия, которые можно было бы охарактеризовать с этой точки зрения?
— В основу «Яблоньки» заложен принцип нерелигиозного детского социального центра, хотя, как я уже отмечал, мы стараемся в воспитании детей руководствоваться христианскими принципами. В течение нескольких лет наши дети посещали ветеранов Великой Отечественной войны. Также сюда приглашаем участников боевых действий в «горячих точках». На 23 февраля у нас была встреча с офицером запаса, дети слушали его рассказы затаив дыхание, задавали вопросы. Он исполнил свои авторские песни, Такие встречи как раз учат крепче любить свою Родину, заставляют ребят задуматься над одной из основополагающих заповедей христианства: «Нет на свете больше той любви, как жизнь отдать за други своя».
Дмитрий Осипов
|