|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (89) август |
|
|
Вехи на пути развития
Важно не звание человека, а его дело. Плиний Младший
Иногда приходится слышать такую фразу: «Это — авторитетное мнение». А каково значение авторитетности в нашей жизни? Насколько оно востребовано сегодня? Возможны ли авторитеты в вашей личностной и духовной жизни? Как они формируются и для чего? С этими вопросами мы обратились к нашим современникам.
Михаил (38 лет, работа в сфере информационных технологий)
Для меня авторитет — это кто-либо, кто достиг определенных высот в какой-то сфере относительно других людей. Если рассматривать авторитетность в быту, то это может быть автослесарь, врач, учитель и т.д. — те люди, чьи профессиональные навыки значительно выше других, как среди обывателей, так и среди специалистов своего профиля. Мнение авторитетного человека часто принимается за аксиому, за истину, хотя в этом есть и отрицательный момент. Ведь ошибаются все, просто авторитетные люди реже. Авторитетные люди, как мне кажется, востребованы всегда, ведь любой хочет, чтобы вероятность отрицательного результата в любом деле была минимальна: диагноз у врача, ремонт машины и т.д. В личной и духовной жизни для меня также существуют авторитеты. Такими они становятся по своим делам и общественной (в основном) и моей личной оценке. Их дела становятся руслом, в котором уже легче плыть в нужном направлении.
Татьяна (36 лет, менеджер)
Для меня авторитеты существуют. В твоем окружении всегда есть люди, которых ты уважаешь, доверяешь, ценишь, чьи достижения в какой-либо области видятся тебе впечатляющими, заслуживающими внимания. И тогда такой человек становится для тебя авторитетом. Наверное, не бывает «абсолютных авторитетов», то есть авторитетов во всех областях жизни; у меня не бывает так, во всяком случае. Я думаю, такое явление существует для того, чтобы нам было легче следовать в выбранном направлении, это такие люди-«ориентиры», всегда лучше выстраивать свой путь, опираясь на опыт других людей, достигших определенных успехов в выбранной тобой области. Некоторые люди остаются для нас авторитетами на протяжении всей жизни, некоторые — лишь на определенном отрезке нашего жизненного пути. Я думаю, это определяется двумя факторами: либо ты «перерастаешь» свой авторитет, либо меняешь области приоритетов и ценностей. Что касается духовной жизни, то я считаю, что здесь вообще невозможно обходиться без авторитета: очень быстро запутаешься и придешь не туда. Господь — самый главный авторитет для христианина, затем следуют святые. Да и среди тех, кто меня окружает, тоже есть люди, к мнению которых я прислушиваюсь и на которых стараюсь равняться в какой-то степени.
Алена (26 лет, менеджер)
В моей жизни есть сферы, где есть место авторитету. Например, в медицине я доверяю опытным специалистам больше, чем знакомым или друзьям. И во многих других сферах, где я малокомпетентна, я охотно прислушиваюсь к мнению авторитетных специалистов. У каждого из нас есть направления, в которых мы не так хорошо разбираемся, как хотелось бы. И вот тут-то нам могут помочь эксперты. Недаром в наши дни существует множество телепередач, в которых участвуют эксперты (авторитеты), достигшие высот в тех или иных областях. Их мнения очень востребованы. В сфере моей личной и духовной жизни существование авторитетов возможно. Обычно это святые, к чьим трудам обращаешься, чтобы набраться мудрости, или живой человек, чье нравственное достоинство, знания и опыт велики и уважаемы тобою. При этом окончательное решение, ответственность за поступки в моей жизни, конечно, ложатся только на меня. Авторитеты формируются для того, чтобы помогать. Это правило действует в моей жизни. Своим примером они показывают, что можно достичь определенного уровня (а порой и высот), если поступать тем или иным образом.
Ульяна (30 лет, юрист)
Раньше, когда я была младше возрастом, мнения родителей, учителей, а также людей вокруг играли для меня значительную роль. Очень часто авторитетно для меня звучали мнения многих людей, потому что мне казалось, что все они желают мне добра и знают лучше меня мои проблемы, так как они опытнее, старше, умнее и т.д. Но со временем, с приобретением жизненного опыта я стала понимать, что не все, что тебе говорят, надо принимать за истину в последней инстанции и что не любой — и не во всех ситуациях — опыт надо перенимать. Думаю, надо быть более осторожным в выборе авторитета для себя, надо внимательно анализировать все, что другие почитают за авторитетное мнение, прежде чем примерять опыт авторитета на себя. Авторитетность чего-либо или чьего-то мнения для меня сейчас относительна, я могу прислушиваться к мнению других людей, однако при этом вырабатываю свое видение вопроса, которое может отличаться от мнения многих. Не считаю зазорным прислушиваться к мнению тех профессионалов, которые являются признанными авторитетами в своем деле, или к мнению коллег, так как собственный профессиональный опыт нарабатывается не только посредством получения определенной практики методом проб и ошибок, но и при верном использовании чужого практического опыта и знаний. В духовной жизни самым авторитетным может быть только Священное Писание, на него следует ориентироваться во всем. Также, я думаю, можно выбирать ориентиры, основываясь на опыте, описанном Святыми Отцами Церкви, однако путь даже в духовной жизни у каждого будет свой, главное не терять евангельского вектора.
Валентин (28 лет, аспирант)
В моей жизни решительно присутствуют люди, которых я с полным правом могу рассматривать в качестве неоспоримых авторитетов и которым смело доверяю роль наставников. Нам довелось жить в эпоху неоязыческих ценностей, которые — без сомнения, плотоядно заманчивые, но при этом в духовном отношении совершенно выхолощенные — фактически успели покорить весь мир. Опасность поддаться влиянию псевдоавторитетов и «жить как все» в подобных условиях исключительно высока. Водничество и наставничество в исполнении авторитета, который обоснованно заслуживает доверия, есть возможность увидеть абсолютную истину, которая, вопреки мнению софистов, конечно, существует, приложить усилия и потянуться к свету. К счастью, мне удалось обрести авторитетов как в духовной жизни — в лице моего духовника, — так и в жизни личной. Для меня это, несомненно, великая удача. Условие обретения авторитета — это должный уровень духовно-нравственных запросов человека, испытывающего потребность в наставничестве, самокритичность и строгость по отношению к себе.
Наталья (33 года, психолог)
Авторитет. Это слово для меня ассоциируется со временем становления. Например, путь развития ребенка, отношения его с родителями и окружающим миром. Время, когда формируются ориентиры, впитывается мировоззрение, выбираются направления. Вот в этот период важны авторитеты. Дальше в жизни мне сложно говорить об авторитете, так как, когда путь выбран, может быть уважение к людям, которых считаешь достойными. Такие люди в жизни очень важны. Это люди-единомышленники, идущие одной дорогой — той, которую для себя выбрал человек. Это люди, которые могут укреплять, поддерживать, которым также являешься соратником. В духовной жизни я бы назвала человека, за которым хочется идти, не авторитетом, а наставником — мне кажется, это более подходящее слово. Наставник необходим в поиске веры, а также в становлении этой веры — в том, чтобы понять, что за метаморфозы происходят внутри во время формирования внутреннего света, что за трудности в этом пути, а также как их преодолеть. Я знаю только одно: когда ищешь наставника, он приходит в жизнь, очень осторожно указывая на свое присутствие в жизни. Это необходимо для каждого.
Эльмира (32 года, администратор)
Авторитет для меня — это человек, которому я доверяю, чьи личные качества и то, как он строит свою жизнь, вызывают у меня уважение. Для меня понятие об авторитете востребовано, так как я ориентируюсь на авторитетных для меня людей при построении своей жизни и в своем личностном росте. Для меня авторитеты в духовной и повседневной жизни возможны и необходимы. В детстве авторитетами для меня были мои родители; взрослея, я стала находить другие авторитеты исходя из того, как люди строят свою жизнь. Возможны авторитеты в каким-нибудь конкретных областях, где человек является настоящим профессионалом. Тогда в этой области человек может быть для меня авторитетом. Мне нужны авторитеты для того, чтобы опираться на них, делая тот или иной выбор, принимая то или иное решение.
Естественно, что в жизни каждого из нас есть тот или те, кто является для нас авторитетом в той либо иной области жизни. Конечно, апеллируя к авторитетным людям, нельзя полностью подпадать под их влияние и полностью перенимать их мнения во всем. Это надо делать осторожно и с разумением, помня, что данный человек может быть авторитетом лишь в какой-то одной области, но тоже может в чем-то, где-то, как-то, когда-то ошибаться. Нужно помнить, что, выбирая для себя мнение некоего человека в качестве авторитетного, мы себя не освобождаем от ответственности, не перекладываем тем самым ее на плечи того, кто является для нас авторитетом. Однако нужно помнить и то, что незримо кто-то может выбрать и нас как авторитетного человека в какой-то области, и поэтому стоит бережно и со всей ответственностью относиться как к окружающим нас людям, так и ко всему тому, что мы говорим и делаем.
Светлана Гутярь
|