|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№8 (89) август |
|
|
Вклад в будущее
Беседа с директором Балтийской АЭС Юрием Сергеевичем Шалимовым состоялась в канун праздника иконы Божией Матери «Владимирская» — престольного праздника храма в поселке Ульяново Неманского района, расположенном неподалеку от самого грандиозного объекта, строительство которого ведется ныне в Калининградской области. Ю.С. Шалимов является главным благотворителем храма, поэтому логично было начать интервью именно с вопроса о небольшом приходе на востоке области.
— Юрий Сергеевич, почему вы решили именно здесь построить храм? Ведь продолжительное время вы занимали должность вице-губернатора области и могли выбрать место для строительства храма гораздо ближе, чем Ульяново?
— Сама мысль о строительстве храма пришла еще в 2000 году, когда вместе с тогдашним губернатором Леонидом Петровичем Горбенко, делегация из нашей области побывала на Святой Земле. Именно там, в Иерусалиме, когда мы посетили множество мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, и в первую очередь храм Гроба Господня, у меня и родилась идея построить храм в поселке, где я учился, рос, работал. Сначала было намерение восстановить заброшенную немецкую кирху, даже начались переговоры с немцами, которые выразили желание помочь в этом деле. Но потом выявился целый ряд проблем — с фундаментом и т.п., требующих больших денежных затрат, и от этой идеи пришлось отказаться.
Поэтому решили построить новое здание, причем поначалу не было планов строить именно церковь, думал о часовне в виде древнерусского деревянного сруба. Поехал в Советск, чтобы посоветоваться с настоятелем Свято-Троицкого храма отцом Никифором. Вместе с ним приехали в Ульяново, посмотрели три заранее определенных места, где можно было бы начать стройку. Причем когда место выбирали, не предполагали, что сам храм так удачно впишется в пейзаж поселка. Если въехать со стороны Черняховска в Ульяново, остановиться у мостика перед кладбищем и посмотреть направо, то между деревьями, какими-то зданиями замечаешь купол с крестом. Расстояние до храма отсюда около километра. Потом, когда я показывал владыке, как удачно получилось — хотя вроде бы это дело случая, так как на выбор было три примерно одинаковых места, — он сказал, что это не случайность и не совпадение, а Провидение Божие. Человек может перекреститься на храм, зайти на кладбище или продолжить путь дальше.
Определившись с местом, уже стали раздумывать, каких размеров должен быть храм. На обыкновенном листке бумаги был начерчен план…
— То есть очень просто все было?
— Да. Так как поначалу здание храма или часовни планировалось построить из дерева, то большое внимание уделялось кратности к длине бревна — 6, 9, 12 метров и т.д. Хотя изначально заливали мощный фундамент под строительство, но все-таки я думал, что это будет именно сруб. Потом решили строить каменный храм. Сама стройка началась в 2003 году, активно в ней участвовал мой родной брат Владимир.
— Почему назвали во имя Владимирской иконы Божией Матери?
— Сразу возникло желание посвятить храм иконе Пресвятой Богородицы. Так совпало, что окончательный выбор названия будущего храма был сделан в канун праздника Владимирской иконы Божией Матери — 3 июня, а в области не было ни одного храма, посвященного этой иконе. К тому же мои брат и тесть носят это имя, и это тоже определенным образом повлияло на выбор названия.
— Обычно период самого строительства любого храма сопровождается какими-то интересными событиями, историями. Что-то особенное запомнилось?
— В то самое время, когда начали строить храм, проходили выборы главы Неманского района. А поскольку в администрации стройку я ни с кем не успел согласовать, то оттуда был направлен запрос в прокуратуру с требованием разобраться с незаконным объектом строительства, так как никакого разрешения на него не выдавалось. Это были в какой-то степени
Осенью 2004 года храмовый комплекс был освящен | предвыборные политические игры. Дело в том, что в закладке храма, когда фундамент заливался бетоном, участвовал будущий глава района Александр Степанович Мельников, на тот момент еще не избранный на свой пост, и он был в курсе того, что строится в поселке. Но, видимо, кто-то из его конкурентов посчитал, что тут происходят какие-то политические действия. В общем, полная ерунда. Но прокуратура вынесла предписание о сносе фундамента «незаконного строения». В это время как раз избрали Мельникова, он сразу отозвал это заявление, мы в свою очередь представили и утвердили проект на строительство храма.
Еще один момент: строительство обычно начинается одновременно с созданием прихода, этим занимается назначенный настоятелем будущего храма священник. В нашем случае такого не было. Приезжал из Советска раз в две недели отец Никифор, давал кое-какие советы. Всем остальным — финансированием, поставкой стройматериалов — занимались мы с братом. И примерно за год храм был практически возведен под купол.
— То есть строительство шло очень быстро. А кого приглашали из мастеров для изготовления иконостаса, купола? Здесь ведь нужны определенные технологии.
— Деревянный иконостас делали в Правдинске, там же иконы для него покрывали сусальным золотом. Куполом занимались мастера из Смоленска. Это было непростой задачей, так как он не на земле собирался, а уже наверху, на самой кровле.
Я, правда, нигде не афишировал, как идет строительство, хотя в епархии, естественно, об этом было известно. Когда во время своего визита в область летом 2004 года к нам приехал митрополит Кирилл, нынешний Патриарх, он был приятно удивлен, когда увидел уже почти готовый храм. Он думал, что впереди еще много работы. Увидев почти построенное здание храма, владыка сразу же принял решение освятить его через несколько месяцев. За это время была построена еще и звонница. И осенью 2004 года весь храмовый комплекс был освящен.
— Мне рассказывали, что в Ульяново очень весело проходят приходские праздники и вы сами по возможности стараетесь принимать в них участие.
— Для храма престольный праздник — всегда очень важное событие. С самого начала я попросил, чтобы владыка Серафим приезжал на него к нам в Ульяново. Когда стали размышлять, как сделать, чтобы он проходил достойно, запоминался всем приходящим на торжественное богослужение, решили организовывать в этот день народное гулянье, выступление творческих коллективов. После службы накрываются столы с праздничным угощением, начинается концерт, предусмотрена и специальная программа для детей. Но мы сразу ушли от того, чтобы здесь кто-то чем-то торговал. И так получилось, что уже три года подряд на каждый престольный праздник собирается много людей со всей округи. Причем многие специально приезжают, чтобы в этот день крестить детей. Таинство Крещения проводит сам владыка Серафим. Кстати, в этот день крестятся не только дети, но и взрослые. Однажды я пригласил на праздник заместителя генерального директора концерна «Росэнергоатом» Сергея Александровича Бояркина. Оказалось, что он не был крещен в детстве, и крестился у нас в Ульяново.
— Может быть, для него толчком к такому шагу явился пример вашего искреннего отношения к православной вере…
— Вполне возможно, какой-то посыл был. Когда начиналось строительство АЭС, мы с ним много общались, в первую очередь, конечно, по организации работы, но были беседы на темы, связанные с духовностью, христианством, православной верой. Он как-то, видимо, духовно сам готовился к такому шагу. Еще я должен сказать, что и генеральный директор концерна «Росэнергоатом» Сергей Александрович Обозов является глубоко верующим человеком, очень много делает для Русской Православной Церкви. В нашем храме хранится подаренная лично им большая икона с изображением двух почитаемых в русском народе святых — Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Вся территория строящейся Балтийской АЭС окормляется нашим храмом. Хотя в планах, когда уже будут возведены
Таинства Церкви от рождения и до смерти одинаковы для всех | основные корпуса, предполагается построить часовню непосредственно на территории станции. Сейчас же закладка каких-то значимых объектов на станции не обходится без нынешнего настоятеля храма отца Сергия Евтягина. Хотя, конечно, когда начиналось строительство храма, я даже не предполагал, что он станет играть такую роль в жизни АЭС, которая тогда была еще только в планах на будущее.
— Работающие на стройке люди приходят молиться в храм Владимирской иконы Божией Матери?
— Я не могу сказать точно, сколько человек приходит, и, согласитесь, было бы неправильно спрашивать пришедшего в храм человека, откуда он сюда пришел. Но я вижу, сколько людей по воскресным дням собирается на богослужение. Потихонечку создается приход. Владыка как-то сказал, что для создания настоящего прихода требуется немало времени.
— В идеале — как было в дореволюционное время — в воскресные и праздничные в храм должны приходить все жители поселка. Будем надеяться, что это дело ближайшего будущего. Но то, что храм уже построен и действует в столь отдаленной местности, само по себе очень серьезный вклад в возрождение веры. Можно сказать, что он стал духовным центром для всей округи, что особенно важно для нашей области, где до конца 1980-х годов вообще не было ни одного храма и многие калининградцы, приезжая в «большую» Россию, воспринимали церкви или соборы прежде всего как музеи.
— Я сам немало рассуждал на эту тему. Думаю, что если пять человек благодаря нашему храму будут спасены, уже можно сказать: не зря строили!
На селе это тем более необходимо, здесь ведь все, к сожалению, развивается по остаточному принципу, основное внимание уделяется развитию городов. Хотя именно деревня — главный хранитель традиций народной жизни. От Патриарха Кирилла я как-то услышал такие слова: вклад в храмы — это вклад в наше будущее. Ведь они открыты для всех — для богатых и для нищих, для убогих и для здоровых. Таинства Церкви от рождения и до смерти одинаковы для всех. Дворцы, частные виллы — кто это видит?.. А здесь все могут зайти, прикоснуться к святыне, прикоснуться к Истине. Это действительно духовный центр, который мало с чем можно сравнить.
Продолжение следует
Дмитрий Осипов
|