|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№10 (91) октябрь |
|
|
Долг — понятие нравственное
Недавно в Калининградской епархии Русской Православной Церкви был преобразован Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами. Его возглавил настоятель храма Пророка Илии в пос. Взморье иерей Александр Ларченко. Эта работа отнимает немало сил и времени, ведь и от основной службы на приходе священника никто не освобождал. С трудом удалось найти в плотном графике батюшки время — наша беседа проходила прямо в автомобиле по пути в одну из воинских частей, расположенных на побережье Балтийского моря, где должна была состояться очередная встреча с военнослужащими.
— Отец Александр, расскажите, чем была вызвана реорганизация и каковы основные функции вашего отдела?
— Отдел существовал с самого основания епархии. Его важность очевидна для нашей области, где есть города с большим количеством воинских частей — Балтийск, Черняховск, Гусев и, конечно, Калининград. Недаром в свое время область называли самым западным гарнизоном.
Отдел выполняет много разных функций, которые перекликаются с другими епархиальными отделами. Это и работа с молодежью, и миссионерская работа, и зачастую функции социальные. Более того, работая в воинской части, каждый священник должен понимать, что, проповедуя здесь, он, без преувеличения, несет слово Истины на всю Россию, ведь в подразделениях области служат молодые ребята практически со всей территории нашей страны. И если рядовой срочной службы будет иметь возможность не просто видеть священника, а с ним побеседовать, может быть даже услышать слова утешения, ободрения, то это в любом случае как-то отразится в его дальнейшей жизни.
Военный человек особо нуждается в духовной поддержке, поскольку риски, связанные с воинской службой, настолько велики, что их нельзя компенсировать никакими материальными благами. Никакие материальные блага не могут компенсировать увечье, а тем более утрату жизни. Если человек принимает присягу и дает обязательство в случае необходимости отдать свою жизнь за Родину, то это означает, что его служение стране и народу требует огромной внутренней силы. Долг — это понятие нравственное. Никакими законами нельзя заставить человека добровольно идти навстречу огню — только внутреннее сознание необходимости выполнить свой долг, только упование на волю Божию и на Его помощь и помогает человеку не терять мужества в самых тяжких обстоятельствах, перед лицом смерти.
— Одна из главных функций отдела, который вы сейчас возглавляете, — это взаимодействие с командованием Балтийского флота, командирами частей и соединений. Как это осуществляется на практике? Знаю, что вы встречались с командующим Балтийским флотом. Расскажите об этих встречах: о чем удалось договориться, какие приняты решения, что еще предстоит решать?
— С командующим флотом вице-адмиралом Виктором Викторовичем Чирковым мы встречались неоднократно — и на различных мероприятиях, и в его рабочем кабинете. Сейчас обсуждаем общие кадровые вопросы по комплектованию воинских частей помощниками командиров частей по работе с верующими военнослужащими. Это будет должность священника. На сегодняшний день нормативно-правовая база еще только прорабатывается. Но мы с командованием Балтийского флота уже согласовали некоторые кандидатуры, чтобы затем закрепить их за воинскими частями.
— Из кого будут набираться кандидаты? Это уже действующие священники, выпускники семинарии? Или это будут офицеры-воспитатели, которые пройдут определенные курсы? Есть уже конкретные имена?
— Всего такие должности пока определены в семи частях и на кораблях, где будут находиться священнослужители. Это будут действующие священники с опытом миссионерской работы. Есть уже несколько человек, данные о которых направлены в
Военный человек особо нуждается в духовной поддержке | Министерство обороны России. После этого священник заключает договор с командиром части и приступает к своему пастырскому служению. Конечно, в идеале было бы очень хорошо, чтобы священник знал воинскую службу не понаслышке, а сам прослужил бы какое-то время офицером. Ему было бы гораздо легче ориентироваться в различных ситуациях, складывающихся в работе с личным составом. Хотя это не обязательно. Например, в воинской части, расположенной в Рябиновке, каждый месяц с личным составом беседует священник, который не проходил службу, однако о его деятельности и офицеры, и их подчиненные отзываются с одобрением.
— Возможен ли в дальнейшем вариант того, как это было до революции 1917 года, то есть наличие священника в каждом значимом подразделении?
— Сегодня у нас другие условия жизни, и это надо учитывать. Пока мы еще делаем самые первые шаги, может быть, недостаточно энергичные. Но, поскольку правовая основа уже заложена, то думается, что в ближайшем будущем в большинстве частей появятся священнослужители, которые будут нести служение бок о бок с военнослужащими, духовно укрепляя тех, кто реально нуждается в этой поддержке.
Хотя надо сказать, что Русская Православная Церковь была вместе с Вооруженными силами всегда, на протяжении всей своей истории. Даже тогда, когда по идеологическим причинам Церковь была внешне отделена от людей в погонах, внутренне она не была от них отчуждена, потому что за каждым богослужением, в каждом храме возносилась усердная молитва о властях и о воинстве.
— Поскольку должность будет штатная, то священникам выдадут военную форму или они останутся в рясе?
— Это будет гражданская должность. Хотя, например, в царской России священникам присваивалось воинское звание и они имели право носить мундир.
— А почему сейчас не узаконить присвоение воинских званий? Тогда священник будет, так сказать, вариться в соку подразделения, где служит, все знать, вовремя сможет командиру подсказать в случае необходимости.
— Это вопрос не ко мне, а к Министерству обороны. Лично я считаю, что, видимо, еще время не подошло. Ведь что скрывать, во многих официальных госучреждениях к духовенству относятся пока с настороженностью. Хотя совсем рядом с нашей областью есть замечательный пример должного отношения к миссионерской деятельности в армии — в соседней Польше. В Войске Польском существует ординариат Польской Православной Церкви, который возглавляет бригадный генерал. Сейчас это епископ Семятицкий Георгий. В его подчинении целая воинская епархия, военные священники, каждый из которых имеет свое воинское звание и, будучи кадровым офицером, имеет больше возможностей плотно работать с православными военнослужащими. И это, заметим, в почти сплошь католической Польше.
В главную военно-морскую базу флота в Балтийске определены два священника |
Я считаю, для нашего государства эта модель вполне приемлема, тем более, как уже было выше отмечено, в дореволюционной России так и было, все военное духовенство подчинялось главному протопресвитеру армии и флота.
— Думаю, что это оптимально приближено к тому, что требуется для духовного окормления военнослужащих. Вы, батюшка, сказали, что сейчас выбрано семь подразделений. Почему такое небольшое количество?
— Это связано прежде всего с реформированием Вооруженных сил России. Отдельные воинские части объединяются в бригадные соединения. Это, конечно, не означает, что священник будет находиться только на территории данного соединения и больше никуда не выезжать. Совсем нет. Например, в составе наземной группировки Балтфлота есть полк, части которого располагаются в 17 точках по всей Калининградской области, и надо будет находить возможность бывать в каждом подразделении, особенно когда туда приходит молодое пополнение.
— Главной составляющей группировки Вооруженных сил в нашем регионе все-таки являются корабли Балтийского флота. Священники будут на каждом корабле?
— В главную военно-морскую базу флота в Балтийске определены два священника, о месте их базирования я пока сказать не могу. Один из них — игумен Софроний (Колосов), другой — иерей Константин Киосев. Хотелось бы также, чтобы у нас на Балтийском флоте появилась такая же должность, которая есть на Черноморском, — это помощник командующего по работе с верующими военнослужащими. Там эту должность занимает протоиерей Александр Бондаренко, капитан I ранга запаса. Такая прямая координация работы значительно облегчила бы взаимодействие военного духовенства с командованием.
— Корабли не находятся постоянно у стенки в базе. Их главная задача совершать боевые морские походы. Как тут быть, если всего два священника?
— Думаю, в дальнейшем будет решен и этот вопрос.
— Итак, официально новая должность называется «помощник командира по работе с верующими военнослужащими». А как быть с неверующими, такие ведь тоже попадаются? Или крещеные, но прохладно относящиеся к вере в Бога. Здесь вопрос прежде всего касается миссионерской деятельности.
— Эффективной работа армейского священника будет только тогда, когда он будет совмещать пасторское окормление верующих с работой с теми, о которых вы упомянули. И воинская часть — это очень хорошее место для такой работы, так как к этому располагает сама служба, распорядок, установленный в части. Плюс определенные психологические моменты тоже не надо упускать из вида.
— Духовно-нравственное воспитание военнослужащих-срочников в какой-то степени облегчено авторитетом священника как старшего по возрасту и просто по знанию жизни. Но не надо также забывать и о работе с офицерами, которые тоже нуждаются в духовном наставничестве.
— Безусловно, офицерам уделять надо не меньше внимания, чем личному составу. Зачастую служебные обязанности занимают у них все время, и иногда даже дома приходится редко бывать… Это психологически может очень сильно влиять в негативную сторону, и здесь нужна всемерная поддержка. К тому же офицер по долгу службы призван в случае военных действий, если потребуется, пожертвовать своей жизнью. Это люди, на которых лежит огромная ответственность, так как в их подчинении находится десятки, а то и сотни юношей. Поэтому в пастырском окормлении они нуждаются не меньше, чем солдаты срочной службы.
Окончание следует
Дмитрий Осипов
|