|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№12 (93) декабрь |
|
|
Долг — понятие нравственное
этом номере мы продолжаем разговор с руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами о. Александром Ларченко.
(Окончание. Начало в № 10 (91) 2011 г.).
— Отец Александр, некоторые люди путают патриотизм с национализмом. Как здесь разобраться молодому воину?
— Патриотизм — это в первую очередь любовь к Родине и доброжелательное, уважительное отношение к другим народам. Иначе он может легко превратиться в национализм, что совершенно неприемлемо в нашей многонациональной стране.
Религиозный фактор как раз является определяющим и в отношениях с представителями других национальностей. Верующий человек никогда не будет унижать другого, какой бы он веры ни был. Православный человек ко всем относится одинаково, по-братски, то есть так, как заповедовал Христос. Вспомним знаменитую триаду, с которой шли на поле боя русские воины: «За Веру, Царя и Отечество!». Вера всегда стояла на первом месте, ведь именно она определяет движение всего в нашей жизни. Без веры и служба просто превращается в работу за деньги. Заработать побольше денег любыми способами, к сожалению, сейчас ставится во главу угла, оказывается главным жизненным ориентиром подрастающего поколения. Это одна из примет нашего времени.
— Сейчас молодежь, к сожалению, развращается со всех сторон призывами к служению «золотому тельцу». Поэтому воспитание любви к Родине, приучение к христианскому мировоззрению необходимо с самых юных лет. Кстати, ваш сын и, я знаю, несколько других юношей из семей православных священников учатся в «Андрея Первозванного кадетском морском корпусе». Насколько нужно такое образование сейчас, чтобы спасать юные души?
— Это очень хорошо, что в КМК есть такой предмет в рамках дополнительного образования — «Святые заступники Руси». Ребята узнают о таких наших великих соотечественниках, как Александр Невский, Дмитрий Донской, св. равноапостольный
Служба — это не работа от звонка до звонка | князь Владимир, св. прав. воин Феодор Ушаков и других. И не только получают информацию о них как о великих исторических личностях, но и понимают их духовную жизнь, узнают, в чем их святость, почему они причислены к лику святых Русской Православной Церковью. Это очень важно, тем более в таком учебном учреждении, названном в честь апостола Андрея Первозванного — великого христианского святого, ученика Христа, побывавшего на наших землях, когда они еще не были Российскими, и даже русских не было как нации. И этим он освятил эту землю, которая спустя века стала христианской. Как важно, если наша молодежь будет осознавать эту связь, преемственность поколений.
— Вы, кстати, недавно были в АПКМК перед отъездом команды кадет-старшеклассников на Всероссийский кадетский слет в Курск. И, кстати, кадеты вернулись оттуда победителями. Расскажите подробней об этой встрече.
— В кают-компании АПМК был отслужен молебен на всякое благое дело. Я окропил кадет и их наставников святой водой, пожелал успешной учебы и успехов во всех благих начинаниях.
Напутствуя ребят, обратил внимание на то, что любое дело, за которое люди берутся сообща, помогают друг другу при его исполнении, всегда приносит успех, заканчивается благополучно. И наоборот, если действовать разобщенно, думая только о личной выгоде, то это не приносит большой радости, даже если тебе и удается достичь желаемого результат. Такова природа вещей, заложенная Господом в человеческую душу.
Я искренне рад за кадет, которым выпала честь представлять Калининград на столь высоком уровне, и тому, что они достойно выступили там. Наши ребята представляли корпус наряду с другими, собравшими более двадцати регионов федерации, и, с Божией помощью, не подкачали.
— Кстати, в чем причина инфантильности сегодняшней молодежи?
— Очень важно обратить внимание на то, что сегодня будущим воинам катастрофически не хватает мужского воспитания. Женское же начинается буквально с детского сада, ведь воспитанием и образованием занимаются в основном женщины. Отсюда во многом и такая позиция во многих современных семьях — мы вам отдали своего ребенка, вот и занимайтесь моим ребенком, а потом удивляемся — откуда у нас столько инфантильных мужчин. А когда растет в мужском коллективе, он становится собранней, ему прививается такие понятия, как честь, долг, верность своей Родине.
Конечно, красивая форма дисциплинирует, но это еще не все ее нужно наполнять содержанием. И со стороны военного отдела епархии мы будем этим заниматься. Епископ Серафим благословил окормлять это учебное учреждение, и дай Бог, чтобы здесь было по-настоящему налажено духовное образование юношей. Одним из самых последних шагов в этом направлении стало посещение кадетами Кафедрального собора Христа Спасителя, когда там находился Пояс Пресвятой Богородицы. Я находился в храме и видел, с каким чувством юноши подходили, прикладывались к святыне.
Кстати, государство как институт власти и управления тоже должно понимать, что если его юноши не хотят служить, а девушки не желают быть матерями, то оно, государство, обречено.
— Духовное воспитание подростков и юношей — очень важно, но и среди военнослужащих, недалеко ушедших от этого возраста, оно тоже необходимо, я думаю. Не только среди срочников, но и офицеров, мичманов, прапорщиков тоже надо проводить регулярные беседы, встречи.
— Конечно, и мы планируем это делать не только в корпусе. Например, в Балтийском БВМИ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова также проходят занятия. Чем раньше человек, решивший посвятить себя службе в армии, начнет общаться со священником, получать духовный опыт, тем для него легче будет в дальнейшем. Ведь служба — это не работа от звонка до звонка, ей надо посвящать практически всю свою жизнь. Поэтому нужно правильно мотивировать свою семью, жену детей, чтобы в дальнейшем избежать
А что такое армия? Это срез общества | семейных неприятностей и катастроф. Конечно, здесь важна еще и роль государства, которое должно делать все, чтобы военнослужащий не чувствовал себя ущербным.
У офицера в подчинении находятся молодые люди, и то, какой пример он будет показывать, имеет огромное значение и для них. Будут ли они свою службу как страшный сон вспоминать или, наоборот, будут другим говорить, что армия сделала из них настоящего мужчину, армия помогла определиться в становлении как человека, в будущем? Это зависит от офицера, который работает с военнослужащими.
— Все это так, и хорошо, если в подразделении офицеры действительно пользуются авторитетом. Но, к сожалению, еще не изжита такая проблема Вооруженных сил, как пресловутая «дедовщина» или, как говорят на флоте, «годковщина», где авторитетом пользуются совсем другие личности и устанавливают свои порядки. Вам, безусловно, придется столкнуться с этим антихристианским явлением. Какие, на ваш взгляд, существуют методы борьбы с духовной точки зрения с этим явлением?
— Христос заповедал нам золотое правило: «Относись к другому так же, как хочешь, чтобы с тобой поступали люди». Если человек будет понимать, что унижение другого по службе потом тебе обязательно вернется, то он будет поступать по «золотому правилу». Хотя поступать по нему призывали еще до Христа, а христианство только подняло нравственный закон на высший духовный уровень. То есть другому человеку нельзя делать плохо не из боязни, что это к тебе потом вернется, может быть в десяти-, стократном размере, а относиться к нему всегда надо по любви. «Возлюби ближнего своего как самого себя» — вот к чему призывает нас Сын Божий. И Господь требует от нас такого отношения к ближнему, потому что Он нас любит. А отсутствие такой любви приводит к появлению негативных последствий.
В беседах с солдатами и матросами я постоянно касаюсь этих вопросов. Я привожу примеры спортивных команд, спортсмены которых не могут добиться успеха, хотя много тренируются. Почему? — видимо, потому, что в коллективе нет братства, когда один за всех и все за одного.
В воинском коллективе примерно тоже самое, и порой в гипертрофированной форме. И здесь страшнее всего, что православный христианин поступает так с православным христианином.
— То есть забывает о христианском братстве?
— Во многом негативные моменты, приводящие к таким извращениям, как дедовщина, кроются непосредственно в самой семье. По статистике, подавляющее большинство семей у нас — это один-два ребенка, а если трое, то считается, что это уже многодетная семья. Поэтому у мальчиков нет общения с братьями, в итоге они вырастают эгоистами, такая модель поведения как раз способствует развитию дедовщины. Почему? Да очень просто: я не уважаю, не терплю никого вокруг себя. Отсюда конфликты, приводящие к этому позорному явлению.
И наоборот, в многодетной семье ребенок воспитывается в таких условиях, что, придя в армию, вполне может дать отпор тем, кто его хочет обидеть. Для него не существует проблемы адаптации в коллективе, так как в такой среде он рос с детства. Он всю свою молодость молотил старших братьев, как впрочем и младших, и проблемы дать сдачи «деду», который на полгода старше, для такого юноши не стоит.
— То есть в «дедовщине» виновата семья, по-вашему?
— Не в полной мере, конечно, но во многом, в том числе из-за того что ребенок воспитывается как цветок в теплице, все с него пылинки сдувают. Заметьте, в царской армии никакой дедовщины не было. Там старослужащие, которые могли быть и в 1,5—2 раза старше новобранца, могли взять шефство над молодым солдатом, но до издевательств, зуботычин дело не доходило. Сейчас, как я уже сказал, ситуация кардинально поменялась. А что такое армия? Это срез общества. Просто в «гражданской» жизни не принято унижать, оскорблять человека напрямую, там есть другие способы добиться того же самого, а в армию попадает то, что присутствует в обществе в завуалированном виде.
— И что же может сделать православный священник в борьбе с таким явлением?
— Как я уже говорил, только духовное просвещение и образование в разных видах может решить эту проблему. Надеюсь, что с введением института православных священников эта проблема будет преодолена. А пока каждый приходской батюшка в состоянии принести, например, газету «Спас» в соединения, дислоцирующиеся на территории его прихода. Это будет и миссионерский шаг, и начальная форма работы с людьми, для которых задача в данный момент — Родину, то есть нас, защищать.
Беседовал Дмитрий Осипов
|