Уже почти 15 лет в Калининграде существует Православный детско-юношеский хор Кафедрального собора Христа Спасителя. Этот хор уже стал неотъемлемой частью культурной жизни нашего города. Он создавался как богослужебный, но успешно зарекомендовал себя и на светских концертных площадках. Начинался он буквально с пяти певчих, теперь же его состав насчитывает около 100 человек, появились средняя и младшая группы хора. Хор участвует в богослужениях храма Христа Спасителя во время визитов Святейшего патриарха Кирилла, выступает на различных праздниках, с недавних пор успешно гастролирует по области и за рубежом. Бессменный руководитель и регент хора —Марина Юрьевна Букова. Руководство детским хором она совмещает с регентством в калининградском храме Покрова Пресвятой Богородицы.
(Окончание. Начало в № 12 (93) декабрь 2011 г.)
— Марина Юрьевна, расскажите, как вас посетила мысль о создании православного детского хора.
— В 1995 году, будучи в составе хора Малого собора, я обратила внимание, что на клиросе рядом с нами нередко стоят детишки. И не просто стоят, а тянут свои шейки к нотам, хотят петь с нами. И я собрала их в небольшую группу и стала их потихоньку учить петь. Тогда и речи не было о каких-то регулярных занятиях, о помещении, где можно было бы такие занятия проводить. Поэтому пели мы с детишками до или после службы прямо на клиросе. Так зародилась маленькая вокальная группа примерно из пяти детей.
Настоятелем собора был в то время отец Меркурий (Иванов), ныне митрополит Ростовский и Новочеркасский. Однажды я обратилась к нему с просьбой нас как-то организовать. Это было в 1997 году. Но отец Меркурий был очень занят строительством большого собора и не мог уделить нам должного внимания. Поэтому первое время мы росли и развивались самостоятельно. Местом для занятий детского хора — наши дети уже перестали быть вокальной группой и вполне могли именоваться детским хором — стал Областной музыкальный колледж имени Рахманинова. Я привлекала к участию в хоре не только детей, посещавших храм, но и тех, кто окружал меня в колледже. Уже тогда детей было достаточно много, не менее двадцати человек. Очень скоро мы оказались «в тени» создаваемой воскресной школы при соборе, но своего существования не прекратили, несмотря на то, что я ушла в декретный отпуск.
Очень много для существования детского хора сделали батюшки, служившие тогда в соборе, — это прежде всего отец Владимир Максимов, который сумел организовать для нашего хора возможность выступать, петь на службах. В 1998—99 годах мы пели в храмах, а однажды в храме Рождества Богородицы исполнили литургию полностью, от начала до конца. Отлично помню, как умиляло прихожан пение детского хора.
С 1998 года наш детский хор стал ежегодно участвовать в фестивале «Ступени к собору». Помню, как наш хор понравился владыке Пантелеимону. В это время мы уже регулярно выступали, год от года нарабатывали новый репертуар. И к приезду Святейшего Патриарха Алексия II наш хор уже был готов. На одном из выступлений детского хора на фестивале «Ступени к собору» присутствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. После концерта он благословил хор участвовать в Патриаршем богослужении на освящении Кафедрального Собора Христа Спасителя г. Калининграда.
Для меня это была в равной степени как большая честь, так и огромная ответственность. Уже на следующий день я обзванивала детские музыкальные школы и студии Калининграда и собирала детей, поскольку наш детский хор, и без того насчитывавший почти 50 человек, нужно было усиливать. Передо мной была поставлена задача собрать хор не менее чем в 100 человек. Для детского хора был изготовлен специальный подиум на левом клиросе собора, рассчитанный на 100 детей.
Когда в 2006 году в Калининград прибыл Патриарх Алексий II, на клиросе детского хора стояло 100 человек. Мы пели, и я видела взгляд Патриарха, когда он поворачивался лицом к молящимся для благословения. Нам показалось, что он очень доволен тем, как мы поем и как много детей в нашем хоре. После освящения собора за нашим хором закрепился негласный статус «архиерейского хора», поскольку мы пели всегда, когда в Кафедральном соборе служил митрополит, а впоследствии и Патриарх Кирилл.
— Чем отличается работа со взрослым хором и с хором, основу которого составляют дети?
— Что такое работа с детским хором? Это необходимость говорить просто о сложных вещах. Возраст детей — от 8 до 16 лет. Взрослые люди в хоре, как правило, имеют музыкальное образование, по крайней мере знают ноты. Взрослые могут себя внутренне контролировать. А дети, как правило, еще читают с трудом, не говоря уже о чтении нот с листа. Они приходят в хор и начинают учить совершенно новый для себя язык — ноты, размер такта, знаки альтерации и многое другое. Мне приходится начинать с нуля, чтобы научить их петь. Нужно было не просто изучать с детьми сольфеджио, а с ходу, прямо на репетиции с хором объяснять им, как петь, как читать ноты. Детей нужно учить, давать им время на то, чтобы научиться, терпеливо добиваться от них понимание того, что такое ноты, что такое тема, противосложение и тому подобного.
— Судя по тому, что детский хор занял второе место в Хайнувке, вы добились успеха в учебном процессе.
— Да, после того как мы спели на нескольких патриарших богослужениях, мы почувствовали, что наш уровень как хора вырос. Возник вопрос о выступлении на концертных площадках, поскольку до этого мы ни разу не выступали вне стен храма.
Что такое работа с детским хором? Это необходимость говорить просто о сложных вещах |
Ключарь собора отец Вадим Дегтярев благословил наш хор выступить на конкурсе православных хоров в Хайнувке. Там мы получили второй приз среди детских коллективов.
Для детей поездка в Хайнувку стала культурным шоком. Первый выезд — и сразу же второе место на известнейшем фестивале! Для нас это большой успех, но я своим детям повторяю постоянно: нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствоваться. Помню выступление детского коллектива из Белоруссии, который занял первое место. В этом хоре было человек пятнадцать детей, тогда как в нашем хоре было пятьдесят. То, как они пели, меня поразило. Они исполняли сложную музыку, и в их пении было что-то особенное, мне сложно сказать что. Но что-то их выделяло среди остальных — какая-то внутренняя концентрация и вместе с тем высокая культура исполнения. Это уникально для детского хора. Их выступление заставило меня задуматься о том, что никогда не нужно останавливаться на уже достигнутом. Теперь наш детский хор с нетерпением ожидает следующих поездок.
Очень хорошо, что духовником нашего хора является о. Игорь Ильницкий. Он молод, жизнерадостен и нашему хору отдает много своей энергии. После того, как он стал нашим духовником, мы трижды съездили в Черняховск, где пели на богослужениях в Михайловском соборе, а также давали концерты. Нас там всегда ждут и очень хорошо встречают. Мы ездили в Советск, по другим городам в области. Для детей такие поездки очень много значат. Также мы часто выступаем и в самом Калининграде.
Вообще я не очень стремлюсь расширять концертную деятельность нашего хора. Нам нужно в первую очередь сосредоточиваться на учебе и постоянном повышении своего уровня. Но концертную деятельность мы не отвергаем. Выступали на «Петропавловских встречах» в Янтарном, недавно выступили на фестивале духовной музыки «Россия, которую мы не потеряли» 4 ноября, который проходил в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Выступали перед самой взыскательной публикой в Музыкальном колледже имени Рахманинова в Дни славянской письменности и культуры.
— Расскажите о буднях вашего коллектива. Как происходит обучение детей пению в хоре?
— Основу нашей жизни как коллектива составляет пение. Репетиции проводятся два раза в неделю. Последние пять лет при хоре действует небольшая музыкальная школа. Дети, участвующие в хоре, учатся играть на домре, балалайке, гитаре, на фортепиано, учатся сольному вокалу. Это происходит только для того, чтобы ребенок как можно быстрее, легче и проще освоил язык музыки, чтобы дети быстрее становились музыкантами. На базе нашего хора мы организовали юношескую мужскую группу из
Наша Церковь нуждается в творчески активных, одаренных молодых людях |
детей старшего возраста. Многие бывшие наши участники подросли за почти 20 лет. Например, в храме во имя прп. Сергия Радонежского организован маленький хор, в котором поют участники нашего хора.
— То есть детский хор можно с уверенностью назвать «кузницей кадров» для певчих церковных хоров Калининграда?
— Да, и не только для певчих. Многие наши питомцы успешно поступают и учатся в музыкальном колледже на дирижерско-хоровом отделении. Некоторые из первых наших выпускников стали регентами. Часто бывает, что ребенок подрастает, дорастает до совершеннолетия, ему уже 20 лет, а он все еще поет с нами, и поет хорошо. Все детство они пели с нами — не выгонять же их! Поэтому наш хор теперь именуется детско-юношеским. Хотя основу, конечно, составляют дети.
— Какова же численность вашего хора?
— По списку у нас сейчас 104 человека. Это уже солидная школа искусств. Но она сейчас только начинает свое становление, поэтому такое название, слишком громкое. В перспективе наши выпускники могли бы знать и светскую, и духовную музыку, уметь петь и на клиросе, и на сцене. Конечно, создание такой школы — моя мечта. Но сейчас у нас есть все возможности, чтобы такую школу создать. Наша Церковь в настоящее время нуждается в творчески активных, одаренных молодых людях.