|
|
ГАЗЕТА "СПАС" |
|
|
|
№7 (4) июль |
|
|
ВЕРА - ЭТО ДАР ГОСПОДА
Интервью с известным богословом
- Отец Андрей, я веду рубрику <Православие и молодежь>. Возникает много вопросов. Вот один из них. Сектанты активно борются за души человеческие. Учитывая своеобразие нынешней молодежи, следует ли православию делать контршаги?
- Я бы не назвал это контршагами, потому что нельзя исповедовать православие в пику кому-то. Православие самодостаточно, и тот дар, который оно несет людям, необходим вне зависимости от того, кто может этот дар украсть.
- Означает ли это, что Православная Церковь должна дожидаться, пока душа человеческая <созреет> для веры? Или все-таки должно быть активное миссионерство?
- Православная вера - это дар, который дается для того, чтобы быть переданным дальше, потому что Евангелие не ангелами разбрасывается с облаков, а Господь доверяет людям, вверяет Себя, Свою Плоть и Кровь, человеческой истории, человеческому произволу даже.
Что же касается миссионерства... Есть нечто соблазнительное в нашем способе рассказа свидетельства о христианстве. Когда я смотрю, что какой-то человек не воспринимает то, что я говорю, надо задуматься мне. Это - негативная реакция, реакция отторжения на меня или на Евангелие? Человек не соглашается со Христом или с моей манерой обращения? Ему, может быть, не понравилось выражение моих глаз или... объем моего живота. Поэтому не надо так стремительно отождествлять самого себя с верой Церкви. Почему это еще важно? Потому что часто священник приходит в школу, пробует с детьми заговорить, а контакта не получается. А потом сразу делает выводы: <Это погибшее поколение, конец света. Я им говорил, а они меня не слушали...> и т.д. И начинает на этом строить целую концепцию. Я против таких обобщений. Мне с молодежной аудиторией по большей части все-таки удается найти общий язык. Для того, чтобы в такой аудитории не родился протест, иногда требуется особое усилие. Не всегда этого опыта у нас хватает... Кстати, вот два исторических факта, которые стали для меня в этом плане своеобразной точкой опоры. Однажды архиепископ Никон Рождественский - это знаменитый монашествующий публицист начала XX века - послал свои записки с ощущениями надвигающегося конца света в Японию святителю Николаю Японскому, которого уже тогда очень почитал. И свт. Николай отвечает: <Владыка, это просто вы там, в центре газетных скандалов, так переживаете, но поверьте, что у России и человечества еще много столетий впереди, потому что сказано, что Евангелие будет проповедано всем народам... В православном понимании, а не сектантском. А поскольку в России-то православие малоизвестно, то что уж говорить о чужеземных далях?!>. Проходит полвека, и другой миссионер - Серафим Роуз - с таким же ощущением конца света приходит к Иоанну Шанхайскому, и тот отвечает так же, как свт. Николай. Оказывается, реальные живые миссионеры более оптимистичны, чем те, кто живет вдали от людей и ...скорее осудительным взглядом смотрит на то, что происходит в миру.
- Существует ли в Церкви проблема отцов и детей?
- Несомненно существует. Помочь в решении этой проблемы может институт крестных восприемников при крещальной купели. К примеру родился ребеночек, его приносят крестить. Пока ребенок маленький, родители могут помимо его желания привести его в храм, сказав: <Стой здесь и все!>. Но у детей есть <гадкая> привычка вырастать. И однажды, соответственно, он входит в подростковый возраст, когда начинает рвать и метать (долой семейные традиции!); естественно, подросток как бы самоутверждает себя за счет отрицания того, что для него привычно. Это: авторитет школы, семьи, и ему в этот момент нужны другие авторитеты. Молодой человек - не бунтарь вообще против всего. Он бунтует против чего-то и, напротив, удивительно легко соглашается с тиранией друга, спортивного авторитета, постороннего наставника и т.д. Подросток так создан, что ему нужен учитель, который бы взял его за руку - гуру, вождь, - и повел бы его дальше. И вот в эту минуту, когда родители для него не авторитет, и должны , я считаю, появляться крестные отцы.
Что такое крестный отец? С одной стороны, это человек, который всегда был где-то рядом с семьей, с другой стороны - никогда не ругался. Он заходит, может быть, на именины один раз в год, приносит подарки, но не ругается; пирожного не лишает, напротив - приносит, книжки покупает, игрушки... Т.е. с этим лицом у подростка только позитивные ассоциации. Вот тут крестный говорит: <А пойдем-ка мы в храм со мною. Не с папой и мамой, даже может быть в другой храм. Но со мной>. И такое вмешательство крестного может помочь избежать перспективы, в которой конфликт родителя и ребенка дошел бы до точки разрыва, когда вера родителей, Бог отцов, могли быть поруганы в сознании ребенка.
- Отец Андрей, есть мнение, что во многие молодые семьи православие входит на волне не покаяния, но моды (например, стало модно венчаться). Как к этому относиться?
- Это было проблемой во все времена Церкви. Кого мы имеем право оттолкнуть от Церкви и имеем ли мы вообще такое право? Есть ли у нас в карманах ряс харизмометр, которым бы мы проверяли глубину веры, благодарность людей, которые участвуют в наших таинствах? Нет у нас такого прибора. Каждый раз для священника проблема: принять этих людей или не принять. Что же касается моды, то, во-первых, даже если бы это была мода, это было бы неплохо, потому что: пусть лучше мода на православие, чем на наркотики. Во-вторых: На самом деле сегодня религиозная мода другая. Это мода на гороскопы, оккультизм и т.д. Посмотрите, какие модные книжки продаются? Например, <Звенящие кедры России> - эротические сны господина Пузанкова, пишущего под псевдонимом Мегре, или же <Диагностика кармы> Лазарева. Вот это МОДНО! Далее. Нельзя забывать другой момент. Ради моды можно покрасить ногти в зеленый цвет, наверное. Но я не могу себе представить модника или модницу, которые ради моды стали бы стоять по четыре часа на всенощных. Причем не однажды, а ходить всерьез, воцерковляться.
- Известно, что у молодежи есть своя система ценностей (рок-музыка, экстремальные виды спорта и т.д.), которая иногда вступает в противоречие с ценностями Евангельскими. Должны ли учитывать это миссионеры?
- Да. Должны. А вот дальше все зависит от такта, который есть у этого миссионера. В. Розанов однажды очень тонко заметил: <Представьте себе, что православный миссионер пересекает пределы Российской империи и Китая, а на границе китайские пограничники его спрашивают: <Зачем ты к нам едешь?> А он в ответ цитирует правило какого-нибудь Собора: <Я приехал к вам, чтобы пояснить: Аще клирик сделает то-то, то он: и т.д.> У православного миссионера в голове должна быть четкая иерархия, что главное, а что - служебное. И те или иные клавиши служебные нажимать в той или иной ситуации. А иногда, может быть, уместнее о чем-то умолчать. Апостол Павел приходит в Афины и говорит, обращаясь к языческим философам: <Афиняне, по всему вижу, что вы как бы особенно набожны:>
Вопросы задавал Ю. Маркеев
"Православное слово" (Нижний Новгород)
Продолжение следует...
Диакон Андрей Кураев
|