За сравнительно небольшой срок старший офицер Военно-морского флота Александр Топчий прошел ступени от алтарника до клирика Кафедрального собора Христа Спасителя. И в его мирской жизни за это время произошли изменения: ушел в запас в звании капитана I ранга, но продолжает преподавательскую деятельность как заведующий кафедрой радиоэлектроники Балтийского военно-морского института имени адмирала Ф. Ушакова. Изменилось ли мироощущение человека, пришедшего в Церковь уже сложившейся зрелой личностью (напомним, он является кандидатом технических наук, как доцент вуза имеет за плечами богатый педагогический опыт), который начал служение Церкви с самой первой ступени?
— О. Александр, как началась ваша жизнь так сказать, в церковной ограде? Согласитесь, решиться сменить сложившийся уклад жизни, пусть даже серьезно это обдумав, под силу далеко не каждому! Алтарниками ведь прислуживают в основном подростки или молодые парни.
— Честно говоря, у меня не было каких-то особенных душевных терзаний на этот счет. Когда я понял, что богослужение, религиозная жизнь мне необходимы как воздух, то возникло желание принять более деятельное участие в жизни Церкви. С этим вопросом обратился к епископу Балтийскому Серафиму, который благословил на алтарное послушание в Кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда, а затем и на поступление на заочное отделение Смоленской духовной семинарии. Тем более что алтарная братия, которая в тот момент трудилась во славу Божию в алтаре, приняла меня достаточно тепло, с уважением. Все, что нужно было знать, на первых порах доходчиво разъясняли. До сих пор вспоминаю с большой благодарностью старшего алтарника Антона Шепелева.
— Одно дело ходить в церковь как мирянин, все это воспринимать, жить духовной жизнью, совсем другое — непосредственно стать служителем Церкви. Как ваши друзья, близкие отнеслись к такому жизненному повороту? Не было ли недоуменных вопросов, а может быть, даже осуждения вашего решения?
— Никто ничего не говорил, надеюсь, что и не осуждал. Более того, милостью Божией всегда удавалось взять отпуск тогда, когда нужно было ехать в Смоленск на сессию.
— То есть ваши коллеги по работе отнеслись к изменениям в вашей жизни положительно?
— Честно говоря, я думал, что мало кто знает, что я несу церковное послушание, так как никто ничего не говорил. Однако на деле оказалось, что многие были в курсе.
— Кстати, каждый поступающий в Смоленскую семинарию обязательно встречался с митрополитом Кириллом, нынешним святейшим Патриархом.
— Мое общение с владыкой было очень кратким. Как положено, при поступлении перед приемной комиссией, которую он возглавлял, я пропел тропарь, прочитал Псалтирь. Потом владыка спросил, как я предполагаю совмещать военную службу с учебой. Я объяснил, что это не первое мое заочное обучение, надеюсь, что справлюсь. Вот, собственно говоря, и все.
— А трудно было учиться?
На первом месте должна быть молитва, то есть внимательный разговор с Богом |
— Не очень. Старался правильно организовать работу и придерживаться составленного плана.
— Когда приезжали в Смоленск, приходилось выполнять какие-то послушания? В Успенском кафедральном соборе, например.
— Нет. Чисто учебные моменты: приехал, сдал экзамены или зачеты и уехал. Если была необходимость, то вместе с другими семинаристами-заочниками дополнительно изучали отдельные вопросы в замечательной библиотеке семинарии, а уже затем преодолевали промежуточную аттестацию. В 2009 году удалось успешно защитить выпускную дипломную работу и с сожалением расстаться с семинарией.
— Когда и где вас рукополагали?
— В марте 2010 года владыка Серафим совершил диаконскую хиротонию. А 3 октября 2010 года, во время второго своего архипастырского визита в Калининград, Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию.
— Понятно, что такие важные, не побоюсь сказать знаменательные, события меняют жизнь человека. Как изменилось ваше мироощущение? Я имею в виду прежде всего сторону жизни как священника, служителя Церкви Христовой.
— Сложно ответить на данный вопрос. Прежде всего, это ощущение огромной ответственности, которая ложится на плечи вместе с возложением архипастырской руки на твою голову. Ведь Господь всегда будет спрашивать, как ты выполняешь свое священническое служение, как ты сам живешь. При этом достаточно нелегко следовать словам апостола Павла, которые начертаны на оборотной стороне иерейского креста: «Образ буди верным в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1-е послание Тимофею, 4—12).
— С вами часто люди делятся своими проблемами, просят помочь в разрешении тех или иных вопросов, возникающих в жизни?
— Как и другие клирики собора, я выполняю обязанности дежурного священника, и, естественно, люди подходят, делятся своими бедами. Также это иногда происходит и на исповеди. И если человек раскрывает перед тобой душу, вернее, не перед тобой, а перед Богом, то мой долг — попытаться помочь ему, а не запутать еще больше. Патриарх постоянно обращает внимание на то, что главная обязанность пастыря — это работа с людьми. И священник должен это четко понимать. Причем приходят ведь самые разные люди, порой с какими-то неприемлемыми с духовной точки зрения просьбами. Среди них могут быть и скептически относящиеся к вере, а то и просто нерелигиозные люди. Но при этом каждого надо выслушать, понять и постараться дать такой ответ, чтобы человек задумался о месте Бога в своей жизни.
— Отец Александр, а если смоделировать такую ситуацию… Представьте, человек пришел в церковь в первый раз и говорит: «Батюшка, я хочу начать жить духовной жизнью, но не знаю, в чем она заключается». Что бы вы ему ответили?
— Об этом очень хорошо сказано в творениях святого Игнатия Брянчанинова. Святитель пишет, что необходимо правильно мыслить в соответствии с заповедями Евангелия и при этом их выполнять. Необходимо осознание и познание своей греховности и следующее за этим покаяние, которое является «началом обращения к Христу», и смирение. Жизненно важна молитва со вниманием и благоговением как «мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам». То есть человек должен научиться «стяжать» дары Святого Духа.
Таким образом, человек должен регулярно молиться (при этом не забывая, что молитва — это внимательный разговор с Богом), исповедоваться и причащаться святых Христовых Таин. При этом обязательным является чтение Священного Писания и поучений святых отцов.
— Иногда можно слышать такие слова: «Бог наказал». Например, если человек заболевает какой-нибудь неизлечимой болезнью или гибнут невинные дети. Но Господь есть Любовь, а значит, по своей Любви Он посылает испытания?
Надо всегда помнить о том, что Господь есть Любовь, что Он не отнимает у людей свободу выбора |
— Бог никого не наказывает. Надо всегда помнить о том, что Господь есть Любовь, что Он создал человека свободным и не отнимает у людей этой свободы выбора быть с Ним или без Него. И только от самого человека зависит, насколько он открывает свою душу, чтобы впустить туда Бога. Как говорил преподобный Серафим Саровский, в каждый момент нашей жизни мы поставлены в условия, максимально способствующие нашему спасению, и только от нас зависит, как мы этой свободой распоряжаемся. Поэтому человек сам навлекает на себя отрицательные последствия, совершая греховные поступки.
Кроме того, человек не может до конца знать, что Бог замыслил о нем, и в данном случае должен согласиться с теми условиями, в которых он находится, с тем, что от него в данный момент его жизни не зависит. Нужно стараться смиряться и молиться, во всем полагаясь на волю Божию. Только так можно достичь внутреннего покоя, согласия с окружающим миром, с Богом.
— Вы преподаете в БВМИ имени Ф. Ушакова, то есть общаетесь с молодыми людьми и таким образом выполняете определенную миссионерскую деятельность среди курсантов. Как это происходит?
— Пока все осуществляется на уровне индивидуальных бесед. Подходят курсанты, задают вопросы, я, естественно, стараюсь объяснить. Иногда за разъяснениями обращаются и сотрудники института. Кроме того, на территории института есть храм во имя святого праведного воина Феодора Ушакова в котором, по согласованию с командованием института, регулярно каждую неделю служим молебны, панихиды. На богослужение практически всегда приходят 7—9 человек. Очень часто один, два человека бывают впервые. Планируем восстановить совершение литургий по воскресным дням хотя бы один раз в месяц.
— Как вы считаете, что необходимо сегодня делать для духовно-нравственного воспитания будущих офицеров?
— Это очень объемный вопрос, и решать его надо системно по различным направлениям. Со своей стороны я в тех условиях, в которых мне приходится общаться с курсантами, стараюсь не упускать случаев поговорить с ними о духовной жизни, о жизни святых, просиявших на Руси, без которых не было бы истории нашего Отечества, о патриотизме, который тоже ведь невозможно отделить от христианской веры, на фундаменте которой уже более 1000 лет стоит Российское государство.