О помыслах
Приношу тебе искреннейшую благодарность за то, что ты вспомнила меня грешного и больного в дни величайшего христианского праздника! Да благословит тебя Бог за это доброе воспоминание! Да утешит тебя в скорбях твоих! Да дарует тебе силы переносить их с великодушием и терпением! Ибо и утешение, и силу терпения проливает в нас единая милость Божия, единая благодать Божия!
О приходящих помыслах неверия и хулы не смущайся. Эта явная бесовская брань, которая случалась со многими святыми и продолжалась весьма долго. Такою бранью томим был в продолжении четырех лет Святой Нифонт. Посмотри на житие его в Четьих Минеях, 23 декабря (старый стиль). В таких бранях никак не надо смущаться, не надо приходить в отчаяние, но повергаться пред всевидящим и всемогущим Богом и, предавая в Его волю душу свою, просить у Него милости. От смущения и отчаяния укрепляется на нас брань вражеская, а если будем смотреть на эту брань с великодушием, говоря себе: «Что ж? Господь видит эту брань и попускает ее — значит, такова Его святая воля и мне это на душевную пользу», — тогда брань ослабевает и умаляется.
Потерпи и узришь милость Божию! За всю жизнь твою, с самого младенчества твоего были попущены тебе скорби. Это признак, как утверждают святые Отцы, особенного Промысла Божия. Бог хочет сделать тебя участницей вечного блаженства и подает тебе чашу спасительную скорбей. Успокойся и молись. Благословение Божие да почиет над тобой и над чадом твоим.
О скорбях
Бог да подкрепит тебя в скорбях твоих! Прими и мое грешное и недостаточное слово утешения, которое присылаю тебе в этих строках, чтоб утешить тебя Богом, как и пророк Давид сказал: «Отказалась от утешения душа моя; вспомнил я Бога — и возвеселился» (Пс 76).
Во-первых, каждый христианин должен веровать, что он находится под непрестанным Промыслом Божиим. Этому научает нас Евангелие. Сам Спаситель говорит: «И волосы на вашей голове все сочтены». Поэтому христианин, когда будут ему
Мы грехами своими удаляемся от Бога |
попущены скорби, должен несомненно веровать, что эти скорби попущены ему Самим всеблагим и премудрым Богом, Который предвозвестил Своим возлюбленным: «В мире будете иметь скорби». Итак, не должно считать странным, видя себя в скорбях, не должно предаваться унынию; напротив того, должно благодарить Бога за скорби, как за знак избрания к блаженной вечности. От благодарения не только притупляется лютое жало скорби, но и вселяется в сердце благодарящего небесное, духовное утешение. Благодарить можно словами праведного Иова.
Во-вторых, все мы грешники пред Богом. Грешник не должен считать странным, когда ему посылается наказание. Нет! Он должен открыться пред Богом, признавать себя достойным посланной на него скорби и радоваться, что в земной жизни приемлет наказание за согрешения в ведении и неведении и тем избавляется от вечных мук. При таком размышлении полезно произносить со святым разбойником: «Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
Христос совершил земное течение Свое в непрестанных страданиях. Едва Он родился, как уже люди устремились на убиение Его. Учеников Своих Он приглашает к страданиям, а тому, кто не хочет страдать, говорит: «Кто не возьмет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня». Рассмотри жития всех апостолов: все они проводили жизнь и окончили в страданиях. Рассмотри жития мучеников: они кровью и бесчисленными муками вошли на небо. Рассмотри жития преподобных: не была ли вся жизнь их продолжительным, невидимым мученичеством? «Скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли, терпя недостатки, скорби, озлобления», по словам апостола, наследовали они блаженную вечность. Итак, благодари, смиряйся, веруй, предавайся воле Божией, молись за тех, в коих сердце немирно. В сих только возможешь найти утешение и исцеление. Архимандрит Игнатий.
О безмерной скорби о грехах
...Милосердый Господь да не оставит тебя! Он попускает нам скорби для очищения нашего от грехов; Он посылает нам и утешение, чтоб мы не до конца изнемогли под бременем скорби.
Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению Святых Отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие; должно вместе печалиться и надеяться; печалиться — потому, что мы грехами своими удаляемся от Бога; надеяться — потому, что мы имеем всесильного Врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас Кровь Свою.
Когда приходят хульные помыслы неверия, сомнения и тому подобные, то, по учению Святых Отцов, не должно этим смущаться, а знать, что эти помыслы не принадлежат душе нашей, а врагу нашему — диаволу. Не должно ими смущаться, не должно принимать их и укосневать в них.
Больному человеку полезнее частая молитва, но краткая. Хорошо молиться несколько раз в день по краткому времени. Прекрасны молитвы: «Боже, очисти мя грешного» и «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Их должно произносить неспешно, заключая ум в слова молитвы, как выражается святой Иоанн Лествичник.
Милосердый Господь да поможет тебе и да благословит тебя и дщерь твою!