Письмо твое, Любезнейшая Сестра, от 12-го Ноября я получил, и, хотя писал на прошедшей почте, - пишу и на нынешней, чтоб доставить тебе при твоем лечении и совершенном уединении какое-нибудь развлечение...
Непременно кушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда. В России, - потому что христианской; верой занимаются очень поверхностно и грубо, пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой. Какую Христианскую образованность найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, - от чего родились расколы; - недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Этот же недостаток в обществе образованном: к нему присоединяется небрежение к форме, странно-соединенное с врожденным, усвоившимся уродливым уважением к этой же самой форме. Вы встречаете человека образованного нынешним образованием, заимствованным из развращенной Европы, умеющего расшаркаться, извернуться, быть ловким на бале, в дипломатическом салоне, имеющего о всех предметах кое-какой, свой, по большей части бестолковый толк; - Вы находите в нем по отношению к религии неверие, скептицизм, и, внезапно, рядом возле философского скептицизма Европы грубое суеверие, предрассудок глупый и смешной избы русской; он ни за что не сядет тринадцатым за стол, - чрезвычайно обеспокоится, когда соль будет просыпана, - оплевывается на все стороны при встрече с попом или монахом. В человеке, который хвалится своим разумом - две крайности, две пропасти погибельные: неверие и суеверие! Где ж вера чистая, святая? - Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом. Вера, святая вера! Вера - око, которым одним ум человеческий может усмотреть и зреть Святую
надо носить немощи ближних, но не растить потаканием их предрассудки
Истину!... Шествие ее пролегает по пути узкому и прискорбному, ведущему в жизнь, по пути, почти безлюдному, избираемому весьма немногими. Ведет человека по этому пути Евангелие. - Подробное изучение веры Христианской и всего, ведущего к точному познанию Христова учения содержит в себе разрешение множества недоумений, рожденных неверием и суеверием. Церковная история сохранила нам следующее событие времен первых христианства. На острове Кипре был великой святости Епископ Спиридон Тримифунтский, живший в конце третьего и начало четвертого столетия, присутствовавший на первом Никейском Соборе, муж, совершивший великие знамения. В Четьих Минеях есть житие его (см. первыя числа Декабря). На первой недели Великого Поста, в пятницу пришел к нему странник христианин. При епископе жила дочь его. Епископ говорит дочери: «Нет ли у нас угостить странника?» Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе: поэтому у нас нет никакой пищи приготовленной; а есть от мясоеда остаток свиного мяса». Епископ говорит: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтоб кушать. Странник сказал: «Я - христианин, - и не ем мясного в Великий пост». Епископ отвечал ему: «Потому-то что ты христианин, а не иудей - и должен ты есть: мы воздерживаемся от мяса не потому, чтоб оно было нечистым, или чтоб в этом была какая добродетель, как воздерживаются от него иудеи, но чтоб телеса наши не отягчились объедением и пьянством». - Эта повесть - в одной из драгоценных книг моих, в которых много интереснейших и полезнейших событий и преданий первенствующей Христовой Церкви. Людям полезно объяснять подобные обстоятельства, не страшась уязвить суеверие (надо носить немощи ближних, но не растить потаканием их предрассудки). Бог, видя прямое твое намерение, подействует во благо на их сердца. Мне привелось видеть этому примеры. Как древние христиане ставили превыше всего Евангельскую заповедь, а по ней уже чтили и Церковное предание!
Преподобный Кассиан, отец 4-го века, странствуя по Египту, пришел в постный день к некоторому святому пустынножителю. Пустынножитель представил ему трапезу с некоторым отступлением от постного строго устава. - Уходя от старца, св. Кассиан спросил его: «Почему иноки в Египте разрешают пост для посетителей, между тем как иноки Сирии этого не делают?» (Иноки Египетские, а между иноками Египетскими, иноки Скита почитались, - и справедливо, - возвышеннейшими по святости и духовному разуму иноками во всем мире). Пустынножитель отвечал: «Пост - мое; когда захочу, могу его иметь; а принимая братьев и отцов, приемлем Христа, Который сказал: «Принимающий вас, Мене приемлет, - и: не могут сыново брачный поститься пока с ними Жених. Когда же уйдет Жених, тогда постятся». Вот истинное понятие о учении Христовом!...
Епископ Игнатий Брянчанинов
Ненавиденье лукавства заключается в том, когда человек оправдывает ближнего, а себя обвиняет во всяком случае.
Св. Пимен Великий
НАШ ОПРОС
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?