Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Почему Бог попускает самоубийства, ведь Он может сделать так, что душа успокоится и обретет надежду?

 

Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Владимир, дело в том, что люди, зачастую, неверно представляют себе как, Самого Бога, так и Его действия в мире. И понятие о попущении Божием носит скорее педагогическое, нежели онтологическое или догматическое значение.

Я поясню. Так бывает, что из признания всемогущества Божиего люди делают неправильный вывод о том, что Бог несет ответственность за все происходящее в мире и что Он является источником происходящего (в том числе и зла) или попускает что-то (в том числе и зло).

Такие ошибочные умозаключения встречаются достаточно часто, поскольку человеческий разум попадает в ловушку формальной логики, которой, якобы, должен подчиняться и которой, якобы, должен описываться Сам Бог.
Если описывать и понимать Бога в категориях «всемогущества» (мол, что хочу, то и ворочу), а также руководствоваться повседневным и обывательским представлением о добре и зле (основанном, во многом, на отсутствии полновесной информации и недостаточном жизненном опыте), то наш Бог, и выглядит «странно», и ведет себя «не по-людски, как-то…».

И чем больше мы будет в таком русле задавать себе вопросы, тем все более мы станем запутываться в объяснениях, обвинениях и оправданиях одновременно. Мира в душе не будет.
Здесь выход один – принять откровение Божие о Творце, о мире и человеке как данность и постараться не изменить мир и Бога под свое мировоззрение, а изменить себя через жизнь по заповедям Божьим.

Правильное же понимание Божественного откровения дается нам в святоотеческом наследии.
Если говорить кратко, то это откровение выглядит следующим образом. Бог не просто сотворил разумного человека, но и даровал ему полную свободу выбора между добром и злом.

И хотя человек отошел от единения с Богом через грехопадение и повреждение своей природы, важно понимать, что человеческая свобода равна свободе Божественной (ибо это одно и то же Божественное свойство, дарованное нам во всей полноте). Это как если бы царь своей властью даровал кому-то стать одновременно вторым царем-соправителем с такой же властью.

С этого момента у соправителя нельзя отобрать полномочия или его «принудительно поправить» – только попросить. Свобода и возможность выбора царя-соправителя равны свободе и возможности выбора самого первого царя (кстати, в истории подобные вещи были и в Римской империи и в Византийской).

Поэтому наша свобода и внутренняя система ценностей и определяют наши поступки (здесь, конечно играют роль и некоторые внешние обстоятельства, здоровье, опыт, воспитание и пр., но они, все же, второстепенны).
Поэтому человек волен творить действия, не оглядываясь даже на Самого Бога (у него есть такая возможность, но ее не обязательно именно так реализовывать).

И в нашем мире человека может остановить только другой человек, может помочь или навредить ему или себе. Бог же действует не напрямую (это очень редкие случаи), а через людей, через их веру, мировоззрение и соответствующие поступки. И мы – люди, несем полную ответственность за наш мир и за самих себя.

Это наш дар и наш крест одновременно.
Конечно, Бог может нам помочь и хочет это сделать (поскольку любит каждого из нас), но помощь Его не может нарушить нашей свободы и нашей воли. Он сможет войти в ситуацию и обстоятельства жизни только через веру и молитвенное обращение человека, но не против его желания.

Как говорят святые отцы: «Бог не может и коснуться свободы человека» и «Бог не может спасти нас – без нас (т.е. без нашего добровольного согласия и участия – При. ред.)»
В отношении жизни и смерти действует тот же принцип или, говоря богословским языком, непреложный духовный закон.

Человек может, т.е. способен (но не должен) лишить жизни себя или другого человека – и будет нести за это огромную ответственность перед Богом (как и за всю свою жизнь), да и перед государством тоже. В отношении самоубийства все аналогично (только государству будет не с кого спросить).

Человек принимает это трагическое решение и, если он сможет довести его до конца, то сам насильственно прерывает свою земную жизнь. Тело хоронят, а душа (личность) идет на суд Божий.
Бывают случаи, когда у человек серьезное заболевание головного мозга и пр.

Тогда вина самого потерпевшего значительно меньше и церковный суд даже может выдать разрешение на отпевание такого человека.
Подводя итоги нашим размышлениям важно уточнить, что всемогущество Божие, таким образом, ограничено дарованной Им всем людям человеческой свободой воли.

А потому без нашего обращение к Богу всей душой и всей жизнью люди будут обречены на страдания (как следствия повреждения страстями нашей человеческой природы). И в этом смысле спасение от нас самих – от нашего выбора, веры и действий – зависит не меньше, чем от Божественной любви и благодати.

Храни вас Господь.

 

« предыдущий     следующий »

Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним.

 

22:1
Притчи

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[150]

58%
[2211]

31%
[1181]

Всего проголосовало:
3795 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

Фото21

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.