|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Здравствуйте!
Будьте так добры, просветите, пожалуйста, по такому вопросу.
В чём различие и сходство исцеляющего (врачующего) действия Божией благодати и врачующих усилий психоаналитика?
Ведь и То, и другое направлены на один и тот же объект: на внутренний мир человека, на его скрытые желания, цели, мечты, на чистоту и грязь его мыслей и чувств, на сознательное и бессознательное в человеке (ведомые и неведомые грехи, духовные раны, травмы и повреждения).
И Бог как врач (Господи, помилуй за вольнодумство!), и психоаналитик как врач используют одну стратегию лечения:
1. у психоаналитика - помочь человеку увидеть, осознать свои проблемы, скрытые в бессознательном; в Церкви - помочь человеку увидеть свои грехи, греховность своей души.
2. у психоаналитика - сеансы психоанализа с "вытаскиванием" наружу, на свет проблем и травм; в Церкви - общение с духовником для "вытаскивания" на свет Божий страстей и наставление/советы духовника его ученику.
3. у психоаналитика - принятие себя таким, какой я есть на самом деле, трезвое видение моих слабостей; в Церкви - смирение от видения моих страстей, грехов.
4. у психоаналитика - волевые усилия пациента к излечению и избавлению от страданий; в Церкви - раскаяние во грехах и понуждение себя жить по Евангелию.
5. и психоаналитику, и Богу важно со-работничество пациента-человека в деле его лечения-спасения.
6. психоаналитик прикладывает свои усилия к пациенту для исцеления его души (а вместе с ней и тела), для жизни лучшей; в Церкви таинство причащения - для оставления грехов, во исцеление души и тела и в Жизнь вечную.
В чём и по какой причине врачующие действия психоаналитика НЕ являются альтернативой исцеляющим душу человека действиям Божией благодати в православной церкви?
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Александр, честно говоря, я немного растерян в том смысле, что складывается впечатление, что вам, собственно говоря, нужен не столько ответ, сколько возможность высказаться и высказаться о чем-то очень наболевшем.
Жаль, что вы не решились написать об этом прямо – так было бы честнее и полезнее.
Ведь в ваших вопросах-описаниях и есть ответы на все сомнения. Поэтому я не буду высказываться, что называется «по пунктам», а отвечу в целом – выражая свою личную точку зрения и предоставляя возможность самостоятельно (если понадобится) подставлять те или иные мысли в качестве ответов к прозвучавшим вопросам.
Первое. Религия и наука не противоречат друг другу. Религия призвана помочь человеку выработать (привить) некоторое мировоззрение, основанное на духовно-нравственных ценностях в русле определенной культурно-исторической традиции. А наука призвана помочь человеку в изучении окружающего мира (как планеты Земля, так и социума), а также таких понятий как макромир и микромир, причем в неограниченном масштабе – от атома (и менее) до Вселенной, как таковой.
Кроме того, религия в практической своей части (удобнее говорить здесь о Православной вере) призвана помочь человеку в теоретическом познании себя и познании Бога (отчасти), а также в соединении с Богом, как в этом мире, так и в вечности (где это единение или разделение раскроется во всей полноте).
Наука же (здесь удобнее говорить о психологии) призвана помочь человеку познавать глубже свой внутренний мир, свои личностные особенности и мир социума для выстраивания гармоничных отношений, как с самим собой, таки и с окружающими нас людьми. Это кратко.
Таким образом, главная задача православия – примирить и соединить человека с Богом для наследования вечной жизни через стяжание Божественной благодати и раскрытие в себе образа Божьего. А психология должна помочь человеку в кризисной ситуации (или болезни) прийти в некоторое устойчивое состояние (назовем его душевным равновесием), научить обретать это равновесие на постоянной основе, понимать причину стрессов и проблем в отношении с людьми, а также вооружить инструментарием и мотивацией для решения этих проблем.
Сужая наше поле для обсуждения можно сказать, что православие призвано помочь человеку выстроить правильные отношения с Богом, научить молитве и жизни по заповедям Евангелия – т.е. выстроить «вертикальные отношения» (а через это и решать «горизонтальные вопросы» - хоть они и имеют второстепенное значение).
А психология призвана помочь человеку построить именно «горизонтальные отношения», т.е. отношения в среде людей, семьи, на работе и пр. Психология никак не участвует в выстраивании отношений Бога и человека.
Другое дело, что религия должна работать, прежде всего, с духом человека, а не с душой.
Иначе происходит смешение понятий и залезание на, что называется, «чужую территорию». Дух человека – тот «орган», через который мы можем себя осознавать и общаться с Богом. Душа же более правильно описывается через такие понятия, как разум, воля, чувства.
И их приведение в состояние некоторой гармоничности – задача психологии и психотерапии.
Проблема, как мне видится, в том, что сегодня в храмах зачастую люди стремятся обрести не личностные и живые отношения с Богом, не раскрыть в себе образ Божий на основе православной святоотеческой традиции, а найти некоторое душевное успокоение «с религиозным оттенком» по различные вопросам и в самых причудливых ситуациях.
Такое отношение к вере и Церкви, конечно же, практически граничит с магизмом и ложным пониманием основ духовной жизни. Но, к великому сожалению, масштаб подобного явления крайне велик, а потому объяснить разницу между психотерапией на приеме (например, у православного специалиста) и описанным выше неправильным общением человека со священником в храме, для меня представляется весьма затруднительным.
Причем я думаю, что в таком случае лучше пообщаться именно с психологом.
Священник призван учить человека молитве, живой вере, верному пониманию Священного Писании и Предания Церкви, правильному отношению к Богу и стяжанию благодати для наследования жизни вечной.
Это все. Любовь к ближнему выражается в уважении, доброжелательстве и внимании к человеку, а также в принципе: относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы люди относились к вам. Точка. Остальное суть средства для этого.
Психология же призвана помочь выстроить отношения в социуме и с собой, т.е. только в этом мире.
В вечности психологии нет.
Важно понять, что правильная духовная жизнь и психологические знания и навыки могут и должны прекрасно дополнять друг друга. Дополнять, но не подменять одно другим. Например, самопознание есть, и там, и там.
Но покаяние в психологии может быть понято только как осознание ошибки и исправление ее. А в духовной жизни покаяние – это не только понимание ошибки (греха), раскаяние в нем и исправление, но и примирение с Богом, т.е. вступление с Ним в новые отношения, новая приобщенность к Его нетварным энергиям, если говорить глубже и серьезнее, возвращение Бога в центр нашей жизни и одухотворение последней.
Как говорится, почувствуйте разницу…
Таким образом, в религии (в норме) все выстраивается от Бога к человеку и обратно. Причем здесь Бог и человек – главные действующие лица. Священник – только советник и помощник – не более того.
А в психологии все выстраивается от человека к человеку и психолог также имеет второстепенное значение.
Некоторый конфликт может возникнуть, если вы, например, верующий человек, а психолог – непроходимый атеист.
Но, если он – профессионал, то и это можно решить через диалог или подбор другого специалиста.
Подводя итоги: вера – для духа и вечности, а психология – для души (личности) и социума.
Спорт же – для тела. Все они взаимосвязаны и могут прекрасно дополнять друг друга, но вера – на первом месте, а все остальное – потом.
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|