|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Здравствуйте, Олег! Храни Вас Господь!
Благодарю Вас за сообщение по E-mail – теперь на сайте www.ubrus.org я имею доступ ко всему обилию материалов «Спаса», и уже восполнил некоторые «пробелы» в некогда недочитанном. А также имею возможность написать о моих преткновениях при исследовании своей веры, и задать вопросы.
Вот первый. «О скорбях».
(Письмо, вероятно, будет длинноватым; не обессудьте, – «лишними» деталями стремлюсь как можно более точно и полно обозначить вопрос, чтобы получить как можно более точный и полный ответ).
Если Бог знает наши нужды и по Своей любви к нам и Промыслу даёт наилучшее, – о чём же, на самом деле, можно ещё молиться и просить, кроме как: – «…Помилуй мя, Боже, и сердце чисто содижди во мне…»?
В том числе: если Бог попускает нам, или кому-то из близких скорбь или болезнь, а мы молимся об исцелении, значит – просим заменить «лучшее» на «худшее»?
Прося «изменить вердикт», проявляем недоверие к Его Промыслу о нас?
Поясняю примером. Врач назначает полостную операцию, а родственники, жалея пациента, просят заменить её,… ну, скажем, лечебной физкультурой. Главная проблема не в том, что врач может «обидеться» за недоверие.
А в том, что он может вдруг согласиться, и сменить назначение.
Вопрос имеет для меня вполне личный и «частный» характер. Четыре года назад моя жена болела так, что стала тихо «уходить». Я не был готов отпустить её, и молился, – видимо, достаточно горячо.
Она вернулась. Возможно, что по моим молитвам. А теперь появилось подозрение на рак. «Тихо уйти», без тяжких мук, скорее всего – не получится. (Хотя – на всё воля Божья). И сейчас она мучается всякими хворями и болями. Ко всему, когда мы с ней в последнее Рождество шли в храм на богослужение, она споткнулась, упала и сломала шейку бедра. (Ничто не случайно – но что означал этот знак?)
Итак, я получил просимое.
Но «правильно» ли я просил? Не во вред ли ей, даже в рамках «прижизненного» времени?
А если за пределами названных «рамок»?
Вот, читаю «Канон за болящего», прошу об избавлении от болей и скорбей.
Но во многих церковных «источниках» написано, что прижизненные мучения ослабляют посмертные.
Вообще, апология страдания занимает значительное место в христианском вероучении.
Например, по Преданию, св. Симеон Столпник, будучи «от природы» сильным и здоровым человеком, специально обнажался, чтобы его кусали комары; стягивал своё тело верёвками, настолько туго, что лопалась кожа. (Хотя такое «природное» здоровье – дар Божий).
Дело не в том, было ли так на самом деле, а в том, что это вменяется ему в праведность.
И ещё пример:
«Болезнь — это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда “гарантирует” ему [небесную] мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, которая это золото очищает.
Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: “Сила Моя в немощи совершается”. Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится — лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью. Бог попускает болезнь, для того чтобы человек получил небольшую мзду, и посредством этой болезни Бог очищает человека от имеющихся у него недостатков.
Ведь телесная болезнь помогает в исцелении болезни душевной. Болезнь телесная приносит человеку смирение и таким образом нейтрализует его душевную болезнь. Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Всё, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу.
Он знает, что необходимо каждому из нас, и в соответствии с этим даёт нам болезнь — либо для того, чтобы мы восприяли за неё мзду, либо для того, чтобы мы расплатились за какие-то грехи».
(Паисий Святогорец. «С болью и любовью о современном человеке» гл. 2).
И это сказано не о святых, а о всех нас, грешных, «современных человеках». К нам обращено.
И таких примеров – множество.
Я однажды, (давно), видел по ТВ дискуссию об эвтаназии. И там женщина, врач-онколог высказалась в том смысле, что умирающим больным не следует давать обезболивающее, чтобы они могли перед смертью, хотя бы частично, очиститься страданиями и искупить свои грехи.
Вероятно, в этом случае следовало бы, по крайней мере, спрашивать у «очищаемых» согласия на подобную терапию. По-моему, такого врача надо гнать из медицины! Если она на практике реализовала свою теорию, это – преступление! (Кстати, сейчас это преступление совершается «серийно», хотя и по другим мотивировкам, на основании преступного закона, и порой становится причиной самоубийств, без всякой эвтаназии.
Но это – другая тема).
Так вот, её позиция очень согласуется с приведённым тезисом св. Паисия!
Разница только в добровольном согласии. Однако ведь не каждый обладает силой духа и силой веры, (как у женщины, о которой писал Антоний Сурожский)* достаточной для того, чтобы согласиться.
Особенно, если это касается не себя самого, а родных и близких.
Св. Феофан Затворник писал, что польза болезни в том, что она лишает человека возможности предаваться привычным страстям, и физически ослабленный болезнью человек скорее обратится к Богу в заботе о своей душе.
Но может оказаться, что болезнь и сопутствующая невыносимая боль «придавит» так, что человек полностью «озаботится» лишь этой своей болезнью и болью. К тому же бывают и психические болезни. «Душевнобольной» – не то, что «немощный душою», (к последним отношу и себя).
Итак. Тезис: «Без страдания нет Спасения» – встречается в церковной литературе неоднократно, он вполне «императивен», и обращен ко всем верующим в Христа.
Святые тоже различными хворями мучились. Св. Серафим Саровский, например.
Однако. Мы молимся перед чудотворными иконами об избавлении от страданий, болезней и прочих бед, и Церковь этого не отвергает. Мало того, сама Церковь в ектенье упоминает наши «скорби и нужды», вместе с нами просит для нас «кончины безболезненной».
И в св. Писании читаем о множестве чудесных исцелений, совершаемых Иисусом и апостолами.
Как это совмещается с упомянутым выше? Св. Лука Войно-Ясенецкий был «практикующим» врачом, и всеми силами и талантами, данными ему Богом, старался избавлять грешников от телесных страданий. Заграждая им, тем самым, путь к Спасению?
Формула – «Бог благословляет и болезнь, и врача»», хотя и опирается на Библию, – ничего не поясняет.
(Замечу, что в письме не один, а «как бы» два вопроса, но они неразделимы).
С надеждой на комментарии и разъяснения, с благодарностью,
с уважением –
Марк. ( г Зеленоградск)
*Митрополит Антоний. «Перед лицом страдания». «Спас», август 2015.
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Марк, благодарю вас за столь длинный и интересный вопрос. Как вы и сами понимаете, вопрос о страданиях как таковых, и в особенности о страданиях телесных, настолько широк, что может являться предметом целого курса для преподавания в духовной семинарии в течение года и даже более.
Поэтому я попробую ответить на него не столько по вашим пунктам, сколько интуитивно, а вы уже сможете обдумать мой ответ.
Также приношу свои извинения за задержку с ответом. Было много разных дел, да и ответы на такие вопросы должны быть «выношены» через сердце, а не просто даваться со ссылкой на соответствующие цитаты.
Давайте приступим, благословясь…
Первое. Тезис о том, что Бог все знает и предлагает нам лучшее – верен и не может быть оспорен в принципе. Такое утверждение базируется на догматическом и евангельском учении о Боге Творце и Боге любви одновременно.
Однако мы не должны забывать и о том, что Бог сотворил нас свободными личностями, и эту свободу не отняло у нас даже грехопадение (как бы этого и не хотелось злым духам). А потому Промысл Божий всегда как бы «смиряется» перед свободой человеческой воли, предоставляя человеку делать свой выбор в каждый момент времени и не оставляя нас при этом своей заботой и любовью.
Это, конечно, антиномия, но именно так и есть на самом деле.
Кстати такое «смирение» Божие вовсе не есть признак слабости или ущербности, как это зачастую признается в нашем человеческом сообществе (пораженном грехом, а потому, уж очень ценящим могущество во всех его проявлениях).
Смирение – свойство Божие, которое идет рука об руку с Божественной любовью и Божественной премудростью.
Второе. О болезни. По моему мнению, с учетом всех вами приведенных цитат, а также еще и цитат мной прочитанных отдельно, нельзя утверждать, что любая болезнь в прямом смысле слова посылается Самим Богом, да еще и строго для вразумления человека.
Бывает по-разному.
Бывает предрасположенность или генетическая наследственность, которые могут проявляться при определенном стечении обстоятельств. Очень многое зависит от внутреннего состояния человека, устойчивости нервной системы и умения заботиться о своем здоровье.
Многие заболевания являются следствием нашего небрежения о здоровье и обусловлены ошибками, совершенными ранее. Просто мы не знаем как и не умеем проследить эту связь, а потому считаем пришедшими их «ниоткуда» или сразу «ниспосланными Богом». В любом случае это уход от ответственности за свои поступки и жизнь.
Конечно, бывают и прямые указания на болезнь, как на действие Божие, но такие свидетельства носят скорее нравственно-назидательный характер, нежели онтологические свойства.
Человек может отнестись к болезни, как к попущению Божьему и постараться обратить пристальное внимание на свою душу и жизнь.
Но может и не обратить. Он может просто поправить здоровье и жить дальше. В принципе любое событие, приводящее человека к углубленному взгляду на свою жизнь, можно считать душеполезным и спасительным (хотя бы в потенциале). Но будет ли реализован этот потенциал – зависит от самого человека.
Поэтому болезнь не есть какое-то особое средство. Ведь зачастую оно приводит человека, и в уныние, и в депрессию (при неправильном ее восприятии). Вернее сказать, что болезнь, наряду с другими испытаниями в жизни (потеря работы, разлад в семье, материальные трудности и пр.) является существенным последствием общего повреждения нашей природы в грехопадении и требует от нас множества усилий и времени на ее принятие и преодоление.
Третье. По поводу молитв о родных и близких, да и о себе тоже. Конечно, если человек может довериться Богу и не просить Его ни о чем земном, то это очень хорошо. Вот только могут так очень не многие. А потому мы молимся о выздоровлении людей искренне и от всей души, понимая, что болезнь может приносить множество страданий (а человек не создан на страдания – это лишь результат грехопадения).
Другое дело, что правильная молитва предполагает, что мы просим не только исцеления тела, но и исцеления души, с тем чтобы человек мог еще на шаг стать ближе к Богу. Чтобы при телесном выздоровлении произошло и преображение души (вспомните евангельский отрывок об исцелении десяти прокаженных).
Четвертое. По поводу вашей супруги. Часто, когда мы молимся об исцелении близкого человека, который может реально умереть, то мы молимся, прежде всего, о себе самих, так как не представляем, как будем жить дальше и просто боимся остаться без него. И наш плач – это плач о себе самих и страх за себя.
Поэтому-то родственники и пытаются идти на различные ухищрения, чтобы только не предоставить такого человека Промыслу Божьему, а постараться самим определить его будущее.
Пятое.
Перелом вашей женой шейки бедра нельзя (неправильно) рассматривать как особый знак. Такое часто случается с пожилыми людьми. Сил мало, но человек забывает об этом и попадает в тяжелую ситуацию. Это просто результат старения и немощи, от которого никто не застрахован.
Поэтому молиться о выздоровлении можно и нужно. Другое дело, что не всегда или не сразу приходит исцеление, а тогда уже не нужно впадать в уныние и маловерие.
Шестое. Обобщая все вышесказанное, нужно отметить, что молиться нужно и можно обо всем, о чем болит наша душа, а также благодарить Господа за все о чем «она поет!» - за радости в нашей жизни.
Постепенно, возрастая в духовной жизни, человек может прийти к такой мере, что он сможет благодарить и за горести, воспринимая их как лекарство или урок.
В последствие христианин может вырасти в такую меру, что не будет просить ни о чем земном в этом мире, но только о прощении грехов и спасении.
И в завершении человек может вырасти в такую меру… что уже не будет слов в молитве, не будет прошений, не будет даже надежды, но останется безмолвие, созерцание, единение с Воскресшим Господом и неизреченная благодарная радость, о которой невозможно рассказать никому, кто не вкусил ее хоть отчасти по Промыслу Божьему.
Поэтому давайте молиться о наших родных и близких, а также каяться и надеяться на милосердие Божье.
Прошу ваших молитв.P.S.
Обезболивающее тяжелобольным людям нужно давать в обязательном случае и в достаточном количестве. Как правило, это и так тяжелейшие страдания, а потому уменьшение страданий в данном случае – это милосердие и любовь. И если кто-то этого не понимает, то, по моему мнению, он еще и не начинал быть христианином (христианкой).
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|