|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Олег Владимирович, здравствуйте !
На литургии мы слышим «Не надейся на сыны человеческие, в них же несть спасения»
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
Вопрос такой, мы же верим, что общение с усопшими не прерывается, мы не забываем их, и они знают, что происходит с нами, не могут быть равнодушными к нам. Мы обращаемся к ним мысленно и в молитвах, надеясь, что слышат нас... Иногда, бывают случаи, даже являются во сне и предупреждают нас об опасностях...
... в тот день исчезают [все] помышления его...
Помогите разобраться в этом. С уважением, - Владимир.
Спасибо Вам за молитвенную поддержку и советы !!! Вот уже в течение 13 лет нашего общения !!!
Отвечает Олег Владимирович Облогин:
Уважаемый Владимир, ну, тут много разных аспектов. Давайте потихонечку разбираться.
Сначала мне придется кратко сформулировать учение Церкви о посмертной участи человека – в контексте вашего вопроса.
После смерти душа человека (его личность) переходит в иной мир, где приходит на частный суд Божий (подробнее об этом я рекомендую Вам прочитать в замечательной книге А.И. Осипова «Посмертная жизнь души»). После этого таинственного суда определяется участь души в вечности – до Второго Пришествия.
А затем все души воскреснут в одухотворенных телах, и будет окончательный Страшный суд, после которого определяется окончательная участь человека в вечности.
Те, кто после частного суда обрел мир и спасение в Господе, уже не будут разлучены с Ним, но получат впоследствии максимально возможное единение с Ним и блаженство в вечности.
Сейчас спасенные души обретают это блаженство не в полной мере, но отчасти. Хотя и пребывают в раю.
Те же, кто не сподобится рая сразу после частного Божьего суда, пребывают в аду и внутренне переживают глубинный опыт богооставленности, а также терзание собственными страстями в крайней степени.
Эти души пребывают в страдании, да, но не в окончательном. Для них остается надежда на Страшный суд, так как они также воскреснут в телах, а значит и для них появится еще одна надежда на покаяние и спасение (причем, теперь они уже будут знать, что такое погибель в вечности на собственном опыте).
Это кратко.
Теперь по поводу нашего общения с умершими родственниками. В полном смысле слова общения с ними как такового у нас нет – Господь так устроил. Мы можем помнить о них, продолжать их любить и молиться о них, однако это, так сказать, движение в одну сторону.
Ответить нам они не могут. И знать о всей нашей жизни тоже не могут. Их отношение к земному миру остается за завесой тайны, которую опустил перед нами Господь, желая уберечь нас от неоправданных фантазий. Там все иное… мы склонны закономерности и психологию этого, причем падшего, мира распространять и на духовный мир.
Еще раз повторю – там все иное…
Мы не можем напрямую обращаться к ним – только через Господа – в молитве к Нему о наших родных. И они не могут участвовать в нашей жизни. А все сновидения – это только психологические явления и работа нашего мозга, который необычайно сложен и способен создавать такие сновидения (под воздействием наших дум и переживаний), что их реалистичность, подчас, может смутить любого человека.
Однако здесь нужно твердо руководствоваться советом святых отцов – категорически не верить снам и не обращать на них никакого внимания.
В вашем письме Вы приводите цитаты из Ветхого завета, которые носят скорее нравственно-назидательное или педагогическое значение, нежели вероучительное и жизненно-практическое.
Это ближе к стихам, а потому и относиться к ним нужно спокойно и с рассуждением. Кроме того, в Ветхом завете определенные истины Откровения еще не были явлены людям, а потому они рассуждали, как могли – иногда близко к истине, а иногда – нет.
В завершение я искренне благодарю Вас за теплые слова в мой адрес и желаю Вам всего самого доброго.
Храни Вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|