|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Олег Владимирович, здравствуйте! От всего сердца поздравляю Вас с Новым Годом и наступающим Рождеством Христовым! Мира и благополучия Вам, здоровья и добра желаю. Прошу Ваших молитв обо мне. По здоровью и по всему, что в жизни у меня. Вопрос хочу задать такой, отчего в душе наступает пустота, что ничего не радует, несмотря на молитвы каждый день.
И когда думаешь о будущей жизни, - приходят искушения, что либо ничего не будет там, пустота или что будет только ад, что иного не заслуживаешь. Спасибо. С уважением, Владимир.
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Владимир, добрый день! Благодарю Вас за поздравления с праздниками и добрые пожелания. Рад был получить от Вас весточку! Просьбу о молитве с радостью выполняю и взаимно прошу Ваших молитв обо мне.
Теперь давайте поразмышляем о тех проблемах, о которых вы указали в письме. Кстати, у меня складывается стойкое ощущение, что на эту тему мы с Вами уже как-то общались, и я постарался помочь Вам. Поэтому советую перечитать предыдущий ответ (если есть такая возможность).
По поводу пустоты в душе. Если сейчас исключить какие-либо психологические переживания, социальные потрясения, семейные неурядицы, трудности по здоровью (обычно я советую начинать рассмотрение вопросов именно с «человеческих» факторов, а затем уже переходить к «Божественным»), то тогда придется сосредоточиться именно на основах нашей религиозной жизни в рамках Православной святоотеческой церковной традиции и ее понимании по существу.
В таком контексте ощущение «пустоты» в душе появляется, как правило, при нарушении «душевного здоровья и целостности» личности. Обычно это происходит при частичной или полной утрате «иммунитета души» (наподобие иммунитета тела). Так сказать запускается воспалительный процесс, и он постепенно, разрастаясь, дает о себе знать через различные душевные переживания, которые затем переходят в соответствующие искушения и оскудение веры как таковой.
Аналогии с телесным здоровьем, по моему мнению, здесь практически прямые.
Что же разрушает наш «душевный иммунитет» и запускает «воспалительный процесс» в душе? Скорее всего, это наше неправильное реагирование на те или иные внешние или внутренние события и обстоятельства.
Т.е. когда мы согрешаем – мысленно или словом, или делом, или уже впадаем в страстность. Иногда это происходит резко и болезненно (как упасть и сломать ногу), а иногда – медленно и незаметно (как если долго не лечить воспаление легких или туберкулез, и болезнь может несколько затухнуть и перейти в хроническую форму).
И для духовной жизни второй вариант хуже. Он опаснее тем, что человеку труднее принести покаяние, ведь вроде бы все не так уж и плохо… Но силы постепенно подтачиваются и подтачиваются… а потом уже и начинаются искушения другого уровня (воспалительный душевный процесс выходит на «новые просторы души»).
Что тут можно сделать? Спокойно и внимательно проверить себя на наличие нераскаянных грехов и глубоко страстных помыслов или состояний. Их хорошо будет принести на исповедь перед священником, причем к этому нужно будет основательно подготовиться, быть может, хорошенько вспомнить большой отрезок жизни, последний год, что-то даже выписать на листок.
Подробность здесь не будет лишней. Попросить в молитвах у Господа помощи и дать Вам помысел исповедания грехов своих.
И если Вы правильно подготовитесь и нащупаете «невынутую занозу» в душе, а также с помощью священника вынете ее из души, то боль и пустота постепенно начинают уходить из души.
А Таинство Причастия постепенно врачует наши души. И они затягиваются как ранки на руках. Как правило, в таком случае ощущение некоторого облегчения приходит практически сразу в удостоверение правильности выбранного нами пути.
Процесс этот не быстрый, как и любое выздоровление после длительной болезни.
Нужно запасаться терпением.
Здесь принцип простой. Откуда мы знаем, что после смерти есть Царствие Небесное и Вечная жизнь? Правильно, – из Священного Писания – из Евангелий и апостольских посланий.
А почему, вдруг, христианин, может начать сомневаться в этом? Это происходит, когда его «душевный иммунитет» падает, и он начинает терять некоторое присутствие благодати Божией. Важно понимать, что мы «веруем и исповедуем» Божественное откровение не просто своими собственными усилиями или своим умом, но именно благодаря поддержке Святого Духа (Который вопиет за нас пред Богом «Авва, Отче» и воздыхает за нас, по слову апостола Павла, воздыханиями неизреченными).
И вот, при «оскудении душевного иммунитета» происходит как бы оставление нас Благодатью Божией, - точнее при оставлении нас Ею и происходит оскудение «душевного иммунитета».
Начинаются проблемы с верой, доверием Богу, с верностью Ему и Его Промыслу, ну и «ощущение пустоты после смерти» и прочие известные уловки падших ангелов, на которые они стараются поймать христиан.
Тут важно понимать следующее. Подобные искушения – в стратегическом плане – преодолеваются не усилием человеческой воли (мол, а я все равно верю… или я достоин только ада… или стояние вопреки всему и всем, включая самого себя – в таком случае, зачастую духовная болезнь может перерасти сначала в социальную, затем в психологическую, а потом уже и в психиатрическую проблему – просто на стиснутых зубах ничего достичь нельзя – ибо это состояние, в конечном счете, и свидетельствует о… нашей ошибочной и греховной надежде именно на себя самого, а не на Бога).
Как ни странно, но в определенных ситуациях упорство – это плохо, ибо под видом борьбы с грехом и аскезы, оно может формировать самую настоящую гордыню и даже богоборчество. И никто не застрахован от этой ошибки.
И по слову Антония Великого только смиренный сердцем сможет избежать этой диавольской ловушки и искушения.
Но многие из нас, по скудости смирения в сердце, не раз и не два за свою жизнь обжигаются на этом адском огне – «как бы борясь с грехом, неверием и злом» – а на самом деле своим собственными усилиями укрепляя в себе страсть гордыни, самозамкнутости и «мистического одиночества» – под гомерический хохот искусителей.
И человек может ходить так «по кругу» годами.
Тут дело вот в чем. По-настоящему победить (исцелить) зло как «злую энергию или злую волю», как метафизическое энергетическое зло, может только противоположная ей по существу и крайне могущественная энергия, а именно: Божественная благодать.
Точка. Без вариантов, без исключений, без компромиссов. Это крайне важно понимать и понимать верно. Только сам Бог в нас может победить диавольское воздействие на нас в виде злой силы, злых помыслов, злой энергии или злой страсти. Никогда и никто не смог и не сможет сделать это своими человеческими усилиями.
Это невозможно (тем более что наше естество изнутри уже заражение страстностью, тленностью и смертностью с самого рождения).
Поэтому мы и должны учиться, по слову прп. Серафима Саровского, стяжать благодать Божью, т.е. стать ей сопричастными, чтобы она как бы сопребывала с нами всегда.
Тогда и вера наша крепка по умолчанию, тогда и ощущение Вечной жизни у нас в душе присутствует по умолчанию, тогда и молитва дается легче и радостнее, тогда и покаяние приносит внутренне удовлетворение и укрепляет нас, тогда и прощение людей дается легко, тогда приходит постепенно, ощущение удивительного и неизреченного Присутствия Промысла Божьего в мире и в нашей жизни, могущественного и деликатного, глубокого и всеобъемлющего, премудрого и милосердного, тихого и радостного, вдохновляющего и утешающего нас одновременно.
И вся соль духовной жизни и заключается в стремлении и умении быть причастным этой Великой благодати и Самому Воскресшему Господу нашему Иисусу Христу. В этом и цель, и средство, и спасение по большому счету. А остальное – наши немощи, глупости, страстности, набивший оскомину и столь трудно преодолеваемый эгоизм, ощущение собственной важности и «крайне важная необходимость самореализации в современном мире» без которой, конечно уж, никак не стать солидным и уважаемым в известных кругах человеком.
А дальше… снова в путь. Новых рецептов у меня нет. Вникаем в себя и учение (в священное Писание и Священное Предание нашей Православной Церкви). Учимся жизни по заповедям Божиим. Участвуем в Таинствах Церкви. Учимся всю жизнь молитве и главное – никогда не теряем надежды.
Потому что надежда на премудрость и милосердие Божии – наше все. Пока она с нами – все возможно!
Храни Вас Господь и Матерь Божия.
С праздником Рождества Христова!
« предыдущий
следующий »
|