|
|
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
Здравствуйте, Олег.
Скажите, мы ходим в Эрмитаж и восхищаемся красотой обнаженных скульптур и изображенных на картинах людей, часто тоже очень обнаженных.
Грех ли это?
А если просто фотографии, где обнаженная красота, без всякой пошлости и похоти? Где грань, что можно смотреть, а что нет?..
С уважением, Владимир
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемый Владимир, насчет граней - тонкий вопрос. Я могу только высказать свое мнение. Мне кажется, что культура восприятия обнаженного тела - далеко не всемирная и не всецивилизационная ценность.
Например, Восток или Китай: я бы не сказал, что там такое же отношение к обнаженному телу, как и в Западной Европе. В древности этот культ был развит в языческих империях, но с приходом христианства постепенно угас совсем. И только в эпоху Возрождения (отказ от религиозно-христианского восприятия мира в пользу неоязычества, когда человек "был поставлен на место Бога") опять постепенно возродилось "поклонение обнаженному телу".
В 20-м веке важнейшим шагом на пути легализации в массовом сознании "обнаженки" стала пресловутая "сексуальная революция", наследниками которой мы в значительной мере являемся и по сей день. Это в качестве предыстории. Мне кажется, что весь этот шум с правом на "обнаженку" и соответствующей ему "претензией на изящный художественный вкус", что, по мнению таких людей, дано немногим, - просто проявление определенного греха и определенного психического расстройства одновременно.
Человеку, пришедшему к вере, это просто не нужно, т.к. его внутренний мир наполняется отныне из другого Источника. А о неверующих людях в данном контексте говорить и вовсе не приходится. Грех ли смотреть на такие изображения? Думаю, что да, грех. Но вот признать это для самого себя очень трудно, т.к. это чувство сидит в подсознании и влияет на все наши мыслительные процессы.
Говорите, «обнаженная красота без пошлости и похоти», но ведь все дело в том, что такое изображение и провоцирует в человеке всплеск похоти (душа ведь наша изначально поражена грехом, мы с эти поражением рождаемся), а потому лучше, конечно, просто не искушать себя, оберегая органы чувств от соблазна.
Человек призван к духовной и телесной любви в рамках семьи. Вот грань. Вне ее нужно быть осторожнее... ведь мы будем судиться не только по делам, но и по своим мыслям и чувствам (страстям), а потому не нужно самому себе создавать проблемы. Знаете, все эти эротические изображения очень напоминают мне по способу воздействия экстремальные виды спорта, когда ради абсолютно пустых достижений, сопровождающихся колоссальным выбросом адреналина в кровь, человек сам себя обрекает на возбужденное (неадекватное) существование и даже гордится им.
Суета сует, с одной стороны, а с другой - искушение Бога (сначала пробуждаем в себе страсти, а затем просим Его нас спасти от страданий - правда, глупо?!). Поэтому что смотреть, а что нет, человек решает сам. Он может руководствоваться своим внутренним ощущением (что ему вредит и мешает молиться) или довериться свидетельству святых отцов в рамках предания Православной Церкви.
Выбор за вами - впрочем, как и ответственность за него и за его последствия.
Храни вас Господь.
« предыдущий
следующий »
|