Здравствуйте, Олег. Почему в канонах, которые читают на утрене, нет второй песни, а после первой сразу идёт третья?
Посмотрела покаянный канон св. Андрея Критского - в нём вторая песня есть...
Помогай вам Бог.
Анастасия.
Уважаемая Анастасия, вот что мне удалось узнать по поводу вашего вопроса (ответ будет скомпилирован из разных источников). В основу наших канонов легли библейские песни: 1-ой песни канона - песнь Моисеева (Исх 15:1-19); 2-ой песни - песнь Моисеева (Вт 32:1-43); 3-ей песни - песнь Анны (IЦар 2:1-11); 4-ой песни - песнь Аввакума (Авв 3:1-19); 5-ой песни - песнь Исаии (Ис 26:9-19); 6-ой песни - песнь Ионы (Ион 2:3-10); 7-ой и 8-ой песней - песнь 3-х отроков еврейских в Вавилоне (Дан 3:26-56 и Дан 3:67-88); 9-ой песни - песнь Захарии (Лк 1:68-79).
Песнь Богородицы (Лк 1:46-55) составила умилительное песнопение (Честнейшая), творение св. Косьмы, епископа Маиумского. Она исполняется на утрени после 8-й песни почти во все дни года.
2-я библейская песня бывает только по вторникам Великого поста (всего 6 дней в годy).
И еще есть некоторые случаи, когда она бывает. В частности, в сyбботy сыропyстнyю канон всем преподобным, в подвиге просиявшим, идет со 2-ой песней. Почемy так? Почемy именно 2-я песнь выпала? Вторая песнь канона составлена по образцу песни пророка Моисея: "Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему".
В этой пространной песне много обличений народа Израильского: "Согрешиша, не Того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете, сии людие буии и не мудри". В конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами.
Исполняется 2-я песнь только в дни св. Четыредесятницы, как особая песнь покаяния. Но основное отличие 2-ой библейской песни от прочих библейских песен дрyгое. Что из себя представляют библейские песни? Это молитвы ветхозаветных праведников. К комy эти песни обращены?
Очевидно, к Богy. 2-я же библейская песня обращена, наоборот, к людям, забывающим Бога, - к израильтянам. Она сильно отличается от всех прочих. Значит, и 2-я песнь канона должна иметь особый статyс. Потомy ее и опyскают, как правило: это не совсем молитва, а нечто иное - некий призыв к покаянию и обращению к Богу.
Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но сие, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование, как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцательных тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобресть для них наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начала ли, власти ли.
Св. Василий Великий
НАШ ОПРОС
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?