Память двух светлейших лиц, двух великих христианских подвижников — горящего верой святого апостола Петра и славного мудростью апостола Павла — празднует каждый год 12 июля по новому стилю Святая Православная Церковь, именуя их «Апостолов первопристольницы и вселенныя учитилие». Так как в новозаветной книге Деяний апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь, благоговея при имени каждого из апостолов и воздавая должное их заслугам в деле проповеди Евангелия, этих двоих выделяет особо и именует первоверховными.
Дата празднования
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день — 29 июня (12 июля по новому стилю). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях (Римском IV века, Карфагенском V века), в мартирологе блаженного Иеронима (IV век), в сакраментарии папы Григория Великого (VI век).
Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: «Скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет 1:14—15).
С началом гонений на христиан, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме.
После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь святой апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин 21:18—19). Как и его возлюбленный Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на Ватиканском холме, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Когда в 1941 году в подклете собора св. апостола Петра проводились раскопки, именно на этом месте нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».
О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своему избранному сосуду (Деян 9:15) время кончины: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим 4:6—8).
Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 году по Р.Х.
Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь.
Земной путь апостолов как путь благовестия
Господь повелел всем апостолам идти к народам, учить их и крестить во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф 28,19—20). Несомненно, все апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного Наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В тогдашний мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытных стяжаний и злобы они понесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим 14:17). Тысячи людей привели они ко Христу Распятому и Воскресшему.
Но святые апостолы не только благовествовали, но и утверждали в вере: основывали Церкви, неоднократно их посещали, для постоянного руководства ими ставили епископов и пресвитеров, писали к ним веро- и нравоучительные послания. Святой Петр оставил таких ко всем Церквам — два послания, а святой Павел — к отдельным Церквам — четырнадцать, из них тринадцать направил к христианам из язычников. И с тех пор эти священные писания неизменно читаются и в храмах, и дома, ибо в них заключены истины христианской веры и неисчислимые уроки жизни во Христе, в них обретается все нужное нам к правильному понятию смысла нашего земного призвания, к утверждению нас на пути в Царствие Божие.
Камень веры
Апостол Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) — еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного.
Не отягощенный образованием или ученостью, Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере — горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос — и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесном ловле рыбы, когда после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь сети рыбаков по слову Христа наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Христа: «Выйди от меня, ибо я человек грешный».
Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время — его страданий в Гефсиманском саду. Там горячный Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы.
Петра называют апостолом надежды христианской. Ведь он находит в себе силу признать свое предательство и сокрушенно плакать о своей, столь знакомой всем нам, слабости. И после покаяния именно его Господь трижды утверждает в апостольском звании словами «Паси овец моих».
Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3 000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5 000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра, была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян 5:15). Книга Деяний с 1-ой по 12-ю главы рассказывает о его апостольской деятельности.
Гонитель, ставший апостолом
Павел, или, как назывался он прежде обращения ко Христу, Савл, был представителем иудейской элиты своего времени. Он родился в эллинистическом городе Тарсе, который являлся столицей провинции Киликия, родом же он был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его и назвали. В книге Деяний апостольских Павел свидетельствует сам о себе, что по рождению он ко всему прочему был римским гражданином, что являлось уникальной для провинциалов привилегией, которая давала ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался). Савл получил прекрасное по тем временам образование. Он учился в Иерусалиме у авторитетнейшего богослова того времени — Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос и обличал фарисеев, мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл — Павел был в этом не одинок.
Чудесна история обращения Савла. Воспитанный в законе иудейском, он ненавидел и терзал Церковь Христову (искренне заблуждаясь, думая, что это вредная секта), и даже выпросил у иудейского синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал Церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян 8, 3). Но однажды случилось чудо: по пути в Дамаск Христос открылся Савлу в ярком сиянии Своей Божественной славы, которая ослепила его телесно, но открыла духовное зрение, помогла исцелить слепоту души гонителя христианства. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе.
Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила Павла бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения иудеев убить его он отправился в свой родной город Тарс. Отсюда около 43 года он был вызван апостолом Варнавой в Антиохию для проповеди и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда доставил помощь нуждающимся.
Таким образом, обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого — еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу с Воскресшим Христом, Павел непрестанно свидетельствовал о Нем перед народами.
Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Христу Богу.
Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни.
Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: «Более всех их потрудился» (1 Кор 15:10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. «Я, — говорит о себе сам святой апостол Павел, — был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти... Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасности на реках, в опасности от разбойников...» (2 Кор 11:23—32).
Святой апостол совершил несколько путешествий по всему Средиземноморью, неся людям слово Евангельского благовестия, основал Церкви в Малой Азии, Греции, Риме.
На пути к встрече со святыми апостолами. Петров пост
Всякий особо значимый для жизни Церкви праздник предваряется сугубым временем подготовки к нему. Не исключением является и день памяти святых апостолов Петра и Павла.
Предваряет апостольский праздник пост, называемый Петровым. Он начинается через 7 дней после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы). Установление Петрова поста — раньше его называли постом Пятидесятницы — относится к самым первым временам Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме святым равноапостольным императором Константином Великим были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст. стилю, т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания Петрова поста. Начальная же граница Петрова поста подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи, поэтому продолжительность поста варьируется от шести недель до недели и одного дня.
Истоки традиции поста берут свое начало от Христа и Его святых апостолов. Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия. Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего — это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться. «Горе мне, если я не благовествую!» — говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры. Конечно, без поста и молитвы такое благовествование невозможно.
Считается, что Петров пост не строгий, «легкий», но если мы заглянем в Типикон (Церковный устав), окажется, что все не так просто.
По Типикону, в Апостольский пост во вторник и четверг рыбу мы не едим, но только вкушаем вареную пищу с маслом и выпиваем вина (естественно, «сухого» и в самом умеренном количестве). В понедельник, среду и пятницу до трех часов дня не едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи, фрукты и хлеб (сухоядение), да и то не досыта. В субботу и воскресенье разрешается рыба. Если в понедельник, вторник и четверг служится славословная служба, то разрешается вареная пища с елеем, рыба и вино. Если славословная служба приходится на среду или пятницу, рыба не разрешается, но только вареная пища с елеем. Если же на среду или пятницу приходится служба бденная, то разрешается и рыба. Кроме того, рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день.
Вот так все непросто. Но по устойчивой приходской традиции правила Петрова поста в отношении пищи озвучиваются так: в этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы, можно вкушать рыбу (вареная пища с елеем тоже не возбраняется). И вот что удивительно: одинаково правомерно и то, и другое правило. Они как бы устанавливают верхний и нижний «пределы» Петрова поста. Первое правило имеет силу закона «писанного», второе — устойчивой, а стало быть, законной традиции.
Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла, сказанные по поводу отношения к пище: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не уничижай того, кто ест < … > ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14; 3:17).
Кроме того, надо помнить, что Типикон является не столько правилом и нормой, сколько идеалом и образцом. Что это значит? А то, что Типикон нам дан не для безусловного и буквального исполнения, а для смирения, для того, чтобы мы, сравнивая свою жизнь с высотой жизни святых Отцов Церкви, приходили в сокрушенное состояние духа. А это и есть ценнейшая жертва перед Господом: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Более того, соблюдая пост во всей строгости и в согласии с Типиконом, на фоне всеобщей «расслабленности», человеку почти невозможно удержаться от помыслов самомнения.
Смысл поста
Смысл любого поста, и Петрова в частности, состоит в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны» на пути к Богу. Для одного это склонность к чревоугодию, для другого — гневливость, для третьего — привычка к осуждению, для четвертого — самолюбие, гордость… Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель — приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».
Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего стоит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о ее покорности плоти. А мы как истинные хозяева души стремимся покорить ее духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в Таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой… Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы опытно можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать.
В посте главное — не забывать ставить себе вполне конкретные и ясные духовные цели и стараться их достигать. Давайте попытаемся каждый вечер уходящего дня проводить хотя бы в небольшом, но в размышлении о том, как мы его прожили. Что мы сделали плохого, а что хорошего? Пускай это займет у нас совсем немного времени — пять, десять минут, но если подобный анализ прожитого дня войдет у нас в привычку, то это означает, что мы сделали еще один шаг вперед в деле нашего спасения. Ведь если мы научимся анализировать, то, значит, вскоре мы научимся делать из этого выводы, а все это дает надежду на то, что мы наконец начнем менять свою жизнь. И пусть эта измененная Божией благодатью в согласии с нашими духовными усилиями жизнь станет лучшим подарком, преподнесенным нашим духовным наставникам — святым апостолам Петру и Павлу.
«Поминайте наставники ваша, подражайте вере их»
Главная особенность православных праздников в том, что в каждом дне заложен свой особый смысл — просто вспоминать даже очень важные события едва ли принесет много пользы человеку. Поэтому каждый праздник Православной Церкви несет в себе особый смысл, помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, а Богом.
День апостолов Пера и Павла — это призыв к миссионерству: если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя — поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом, увидеть то, чего он пока не знает. Для всех нас есть одно миссионерство, которое доступно каждому человеку, — быть для всех солнышками, как говорил прп. Амвросий Оптинский: «Жить — не тужить. Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение!»
Святитель Филарет Московский пишет, что праздники святых в Церкви зовутся днями памяти не случайно, но по апостольскому завету: «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их». В день памяти святых апостолов Петра и Павла полезно вспомнить, что долг апостольства лежит на каждом христианине. Церковь Христова называется апостольской, а значит, члены ее, христиане, имеют великую честь свидетельствовать о Христе и делиться радостью о Воскресшем Спасителе.