Главная

О НАС    ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ РЕГИОНА     РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОСТИ

ГАЗЕТА "СПАС"    ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ    РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЫ  
ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ  
КОММЕНТАРИИ К БИБЛИИ  
ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА  
ФОТОЛЕТОПИСЬ  
ПОЧТОВАЯ РАССЫЛКА  
ХРАМЫ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ  
ОПРОСНИК  
КАРТА САЙТА  
АРХИВ НОВОСТЕЙ  
ВИДЕОАРХИВ  
ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ХРАМ  

 
ПОИСК
ПО САЙТУ
 
 
РЕКОМЕНДУЕМ

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

Фома-Центр / журнал Фома

Электронная библиотека


НАШ БАННЕР

 

ГАЗЕТА "СПАС"

 
   
 

 

№9 (102) сентябрь

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС 

 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор 1:18)

 

Иконографический образ Воздвижение Креста ГосподняИсторические события праздника

Пожалуй, Воздвижение Креста Господня — единственный праздник Православной Церкви, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен.

После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, — Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы. Не исключением стало и место спасительной Жертвы Христовой — гора Голгофа, на которой был погребен спасительный Крест.

Его обретение состоялось только лишь в царствование равноапостольного императора Константина Великого. Так, по сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником. Победа же эта в свою очередь промыслительно способствовала тому, что христианство стало свободно распространяться по всей империи и стало государственной религией.

В литературе изложены три различные версии предания об обретении Креста Господня. Приведем вкратце каждую из них.

Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века — Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского IV века), Честный Крест находился под языческим капищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения.

Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия I (41—54), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и, в конце концов, один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после указал место — храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и провести раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения, согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения Святого Креста святой Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя — 13 или 14 сентября (по старому стилю) — стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления.

Святые равноапостольные Константин и ЕленаУже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. Церковный историк Созомен утверждает: со времени освящения Мартириума при Константине Великом Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно. На него преподается даже Таинство Крещения, и церковные собрания продолжаются восемь дней. Кроме того, имеются исторические свидетельства того, что на второй день праздника обновления Честный Крест показывали всему народу.

Иными словами, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь обновления, — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или в честь Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI века Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник обновления. Если в житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI столетии преподобным Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании обновления, но не Воздвижения, то уже в житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII век), есть следующие указания: она направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения, увидела большое стечение паломников, а самое главное — именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590). При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой Пятнице.

Само слово «Воздвижение» в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527—565), автора похвального слова Кресту.

К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен.

Впоследствии сложилось так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе. Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году.

Богослужение Праздника

Традиция богослужения праздника Воздвижения имеет очень богатую историю. Особенно ярко это раскрывается в изменении чина воздвижения Креста, который является богослужебной особенностью праздника, отличающей его в ряду других великих Господских праздников. Традиция этого торжественного чина установилась вскоре после события обретения Честного Креста.

Церковный богослужебный Устав (Типикон) знает большое число разнообразных вариантов этого чинопоследования — локальных и хронологических. Так, известный исследователь православного богослужения Н.Д. Успенский полагает: «Многообразие чинов воздвижения объясняется тем, что обряд воздвижения Креста составлял непременную и общецерковную особенность праздничного богослужения».

На праздник Крестовоздвижения в храме всегда собирается множество людейТак, уже в древних иерусалимских богослужебных сборниках V века, сохранившихся в армянском переводе, упоминается церемония поднятия Креста для обозрения всеми молящимися. А в других литургически источниках, отражающих практику V—VII веков, чин воздвижения Креста уже описан подробно. Он совершался 14 сентября на третий час после рассвета и начинался с того, что священнослужители входили в диаконник, облачались, украшали Крест или даже три Креста и полагали их на святом престоле. Сам чин включал в себя три воздвижения (поднятия) Креста, каждое из которых предварялось группой молитв и песнопений и сопровождалось пятидесятикратным «Господи, помилуй». После третьего воздвижения Крест омывали благовонной водой, которая раздавалась народу после литургии, и все прикладывались ко Кресту. Затем его вновь полагали на святой престол и начинали Божественную литургию.

По крайней мере, к VI веку чин воздвижения Креста уже был известен и совершался не только в Иерусалиме, но и в других местах христианского мира: церковный историк древности Евагрий Схоластик сообщает о священнодействии поднятия Креста и его обнесения вокруг храма, происходившем в Апамее Сирийской. Составитель «Пасхальной хроники» VII века, отмечая празднование Крестовоздвижения в Константинополе в 644 году, говорит о третьем воздвижении, что указывает на существование уже к тому времени в Царьграде сложного чина.

Согласно послеиконоборческому Типикону Великой Церкви, который встречается в позднейших славянских рукописях, в храме Святой Софии чин воздвижения Креста совершался после входа на утрене, вслед за тропарями в честь Креста. Сам чин описан кратко: патриарх, стоя на амвоне, возносил Крест, держа его в руках, а народ возглашал: «Господи, помилуй»; это повторялось трижды.

В более поздних Типиконах студийской традиции чин воздвижения основан на константинопольском кафедральном кодексе, но по сравнению с ним упрощен. Чин включен в состав утрени, в ее заключительную часть. Вместо трех циклов по пять воздвижений совершается лишь один (состоящий из пяти воздвижений: дважды на восток и по одному разу на остальные стороны света).

В Иерусалимском Уставе, которым наша Церковь пользуется в настоящее время, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя», состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное «Господи, помилуй». Кроме того, согласно Иерусалимскому Уставу, прежде чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь — приблизительно на 18 сантиметров. В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во второй половине XVII века был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такая схема сохраняется до настоящего времени.

Как мы видим, за всю историю Церкви традиция празднования Воздвижения неоднократно менялась, чтобы наиболее полно раскрыть священную суть торжества.

Иконография Праздника

Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с патриархом Макарием, а чин воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

Так, в Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется Псалом 98. Выглядит это древнее изображение следующим образом: стоящий на амвоне храма святитель Иоанн Златоуст воздвигает над своей головой Крест. Память святителя приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета в старинной иконографии.

В русских иконах ХV—ХVI столетий изображение воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием — царь и царица, на первом плане — певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на круглой иконе из новгородского собора Святой Софии (конец XV века).

Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии).

Крест Господень — величайшая святыня

Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Литургическое почитание Креста Христова - неотъемлемая часть православного богослуженияГде же Крест Спасителя находится сейчас? В очень многих местах одновременно. Дело в том, что еще сама царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в святом городе Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи — Константинополь. По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях: ведь каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а поехать для этого в Иерусалим или Константинополь получалось далеко не у всех. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить Крест на частицы, чтобы никому не было обидно.

Многие из частиц Креста Господня попали и в Россию. Частица Древа Креста была помещена в знаменитый ковчег Дионисия — небольшой ларец-мощевик, изготовленный по заказу суздальского князя Дмитрия Константиновича для хранения реликвий, связанных с Христом. Их в 1383 году из константинопольского монастыря святого Георгия привез на Русь архиепископ Дионисий Суздальский. Ковчег Дионисия в завещаниях московских великих князей возглавлял перечень передаваемого по наследству имущества — как самое дорогое из всего, что у них было. Ковчег долгое время хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, а сейчас переносится туда изредка, находясь под надежной охраной Музеев Московского Кремля.

Частицы Животворящего Креста Господня хранятся сейчас в некоторых монастырях и храмах в России. Вот далеко не полный перечень: Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области, Благовещенский и Крестовоздвиженский монастыри в Нижнем Новгороде, Богоявленский Елоховский собор в Москве, Воскресенско-Федоровский монастырь в Ивановской области, Крестовоздвиженский монастырь в Екатеринбурге, Покровский Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. А в 2006 году частица Животворящего Креста Господня была доставлена российскими космонавтами даже на околоземную орбиту.

Значение Креста Господня в нашей жизни

Какое значение имеет Крест Христов непосредственно по отношению к нам? По учению святых апостолов, все блага как настоящей, так и будущей жизни являются прямым следствием крестного подвига воплотившегося Сына Божия. Причем эти блага простираются не только на человека, но и на всю природу и даже вселенную, которая будет обновлена в день всеобщего воскресения (Рим 9:21; 2 Пет 3:13). Для человека важнейшим благом спасительных Страданий Христа, Его смерти и воскресения является дарование ему способности жить духовно — возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу, приобщаться к Его благодати (Божественной энергии), познавать Его, иметь с Ним общение. Остальные духовные блага тесно связаны со способностью быть новым человеком во Христе Иисусе.

До пришествия Христа подлинная духовная жизнь была недоступна человеку, он был пленником своих телесных, часто греховных, желаний. Благодать Христова вселяет в человека новые мысли, новый взгляд на жизнь. Она показывает всю пустоту и суетность земного, проясняет в нем понимание цели своего земного существования и помогает ему на каждом шагу приближаться к этой цели. Она Калининградский Крестовоздвиженский соборзаменяет чувство гнета и озлобленности, которыми обычно подавлен плотский человек, чувством легкости и мира; жажду низменных удовольствий — наполненностью общения с Богом; болезненное самолюбие — желанием делать добро. Но, конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда — борьбы.

Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом». Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест.

О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мною (называет себя христианином), тот не достоин Меня» (Мф 10:38). Апостолы, говоря о христианском подвиге, утешали себя и других словами: «Если мы с Ним страдаем, то с Ним и прославимся... нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:17—18). Напоминая о бесконечной любви Христовой, апостолы еще так наставляли христиан: «Любовь (Христову) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: (поэтому) и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3:16).

Необходимо сказать, что до страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божией любви, предметом радости и вдохновения. Ведь именно через Крест Христов мы получили возможность раскрывать в себе весь свой духовный потенциал и наследовать полноту бытия и радости в вечности в единении с Богом.

Воплотившийся Сын Божий Своею Кровью освятил Крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом нас убеждает двухтысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением на литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и совершаются все Таинства; крестным же знамением освящается вода Крещения. Творимое с искренней верой, крестное знамение охраняет человека от зла, привлекает к нему Божию благодать. Вот почему православные христиане так чтят Святой Крест, накладывают на себя крестное знамение, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы.

***

Возвышаясь над местом спасительной жертвы Сына Божьего — святой горой Голгофой, Крест Христов словно объемлет собой весь мир, проницая все его четыре стороны, рассекая историю человечества на жизнь до и после спасительных событий, свершившихся более чем две тысячи лет назад. Но эти события не являются просто застывшей историей, запечатленной на страницах Евангелия. Надо помнить о том, что Крест Христов для кого-то уже стал, а для кого-то может стать той отправной точкой, с которой начнется путь христианина к встрече с Богом и с самим собой, когда Спасительный Крест становится основанием нашей веры, указующим знаком дороги в Небо.

 

Денис Михалев

Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.

 

2:7-9
Псалтирь

 

НАШ ОПРОС

Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?

6%
[253]

3%
[149]

58%
[2210]

31%
[1179]

Всего проголосовало:
3791 человек

Почему существует зло?
Когда наступит Конец Света?
Мне не о чем особенно спрашивать. Важнее попросить о прощении своих грехов
Как же выполнить все то, что Он нам заповедал?

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Задать вопрос

 

КАЛЕНДАРЬ
церковный православный
и памятных дат
 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
             
             
             
             
             
             

 

ФОТОЛЕТОПИСЬ

фото13

 

ХРАМЫ ЕПАРХИИ
интерактивная карта
 

главная  |  о нас  |  православные новости региона  |  газета "спас"  |  вопросы и ответы

духовные размышления  |  комментарии к библии  |  православная библиотека  |  фотолетопись  |  радиопрограмма "спас"

почтовая рассылка  |  храмы калининградской епархии  |  епархиальное управление и отделы  |  архив новостей  |  образовательный мультисловарь

Видеоархив  |  Внести пожертвование на храм

E-mail: ubrus@inbox.ru

© 2005-2029 www.ubrus.org

При любом использовании материалов и новостей данного сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.ubrus.org обязательна.